Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)
методическая разработка (средняя группа)
Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плоскостопия. Плоскостопие – болезнь серьёзная его трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Причем родители не осознают серьёзность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не беспокоит ребёнка, а значит и не причиняет его здоровью особого вреда. Однако это заблуждение приводит к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» или встряска достаётся голени и тазобедренному суставу. Лишь вопросом времени можно назвать вызванное плоскостопием искривление позвоночника- сколиоза.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели»
(профилактика плоскостопия)
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Плоскостопие, причины плоскостопия……………………………………….5
2. Диагностика плоскостопия…………………………………………………….8
3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах………………………..9
4. Физическая культура – как профилактическое средство…………………..10
5. Что такое закаливание, как его организовать……………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………13
Литература ………………………………………………………………………14
Приложение №1…………………………………………………………………15
Приложение №2…………………………………………………………………16
Приложение №3…………………………………………………………………18
Приложение №4………………………………………………………………….20
Приложение № 5…………………………………………………………………22
Приложение №6………………………………………………………………….24
Приложение №7………………………………………………………………….25
Приложение №8………………………………………………………………….29
Приложение№9…………………………………………………………………..34
Введение
Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плоскостопия. Плоскостопие – болезнь серьёзная его трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Причем родители не осознают серьёзность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не беспокоит ребёнка, а значит и не причиняет его здоровью особого вреда. Однако это заблуждение приводит к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» или встряска достаётся голени и тазобедренному суставу. Лишь вопросом времени можно назвать вызванное плоскостопием искривление позвоночника- сколиоза.
Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо донести до родителей всю серьёзность ситуации. Отметить нюансы, на которые нужно обращать внимание, при выборе обуви для своего ребёнка. Как важно укреплять его здоровье ежедневно и делать это не навязчиво.
В настоящее время проблема профилактики коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях ДОУ, где ребёнок находится практически ежедневно, и, где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной, в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.
Тяжелый труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация опорно- двигательного аппарат, наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофичаеские размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер, Я.Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие по обширности распространения можно отнести к ряду социальных заболеваний.
Понимая важность этой проблемы, и проанализировав состояние детей, я изучила разнообразную методическую литературу по теме и поставила перед собой цель: организовать систему профилактической работы с группой детей, предрасположенными к плоскостопию и страдающими им.
Задачи:
1. Выявление детей старшего дошкольного возраста, имеющих плоскостопие и уплощенный свод стопы.
2. Разработка и апробирование комплекса упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия, способствующих уменьшению числа детей, страдающих плоскостопием.
3. Предложить рекомендации для родителей и воспитателей по профилактике и лечению плоскостопия.
1. Плоскостопие, причины плоскостопия
Плоскостопие – это результат перераспределения нагрузки на мышцы. Характер плоскостопия зависит от места провисания свода стопы и подразделяется на продольное, поперечное и продольно - поперечное.
Своды стопы удерживаются мышцами и сухожилиями стопы и голени, но при функциональных нарушениях связки могут постепенно растягиваться и терять упругость. Соединительная ткань, из которой построены хрящи и связки, становится мягкой и менее упругой, а это вызывает ускоренный износ не только костной системы стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата.
Причины развития плоскостопия – как врождённые, так и приобретённые. К наследственной предрасположенности к плоскостопию относится дисплазия стопы, варикозное расширение вен, хронические заболевания, врождённая неполноценность мышечно-связочного аппарата. Приобретённое плоскостопие вызвано малоподвижным образом жизни, работой, связанной с длительным пребыванием на ногах или переноской тяжестей. Длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к деформации стопы и пальцев и развитию плоскостопия. Идеальная обувь должна быть точно по ноге, нигде не давить и не натирать. Обувь должна быть лёгкой, а её подошва мягкой - гибкой, из упругого материала. Высота каблука не должна превышать 3 -4 сантиметра.
Развитие плоскостопия можно разделить на три этапа или стадии. На первой стадии возникает чувство усталости в ногах, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Стопа не редко отекает к вечеру. Происходит изменение походки, которая теряет свою пластичность.
На второй стадии развития плоскостопия боль распространяется не только на стопу, но и на голень с лодыжкой. Сами боли более сильные и частые. Походка изменяется в значительной степени.
На третьей стадии развития плоскостопия наблюдается резко выраженная деформация стопы. Стопы и голени на этой стадии почти всегда отёчны, а боль в стопах, голенях, коленях становится постоянным спутником. К этому добавляется боль в пояснице, головная боль. На этой стадии человеку трудно ходить, и без специальной, ортопедической обуви он вообще теряет способность самостоятельно передвигаться. Занятия спортом на этой стадии практически не возможны.
Возникает вопрос, как предупредить плоскостопие? И можно ли? Родители очень часто спрашивают, почему у одних оно есть у других его нет? Бытует мнение, будто в детском возрасте плоскостопие – закономерное явление. Это не верно.
Частая причина плоскостопия – неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать размеру ноги – её полноте, ширине, длине. Трудно сказать, что вреднее для ребёнка – слишком тесная или наоборот чересчур свободная, на вырост. Везде: дома, в саду, на улице – дети должны носить специальную обувь с каблучком, и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В чешках, кедах, предназначенных для занятий спортом нельзя ходить постоянно. Скошенный внутренний край трёт первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону и постепенно уходит за второй, стопа формируется не правильно. Узконосые туфли та же не годятся детям. Не нужно идти на поводу у своих принцесс покупая в столь юном возрасте туфельки на каблучках. А так же с очень узким носом. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей не достаточно крепкие ещё связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек формируется так называемое поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы наружу.
Нужно стараться равномерно распределять нагрузки на мышцы, связки малыша. Непосильные тяжести, так же приводят к формированию плоской стопы, уплощению. С детства приучать ребёнка правильно сидеть за столом, ходить, не слишком широко разводя носки стоп, не шаркать ногами. Следить за размерами мебели. Неправильно подобранная, не по росту малыша мебель, так же приводит к проблеме плоскостопия. Учить расслаблять мышцы во время занятий, правильно ставить ноги под столом.
2. Диагностика плоскостопия
Наш детский сад, начиная свою работу в этом направлении, провёл диагностирование. Медицинским работником и воспитателями групп были осмотрены дети. Так же привлекли родителей, их попросили понаблюдать за походкой малыша, активностью, как быстро наступает утомляемость, поступают ли со стороны малыша жалобы на боли в ногах во время прогулок, перед сном. Затем, родители заполнили, составленную нами анкету. Некоторые прошли со своими детьми консультацию ортопеда. Вооружившись полученной информацией, и поддержкой родителей мы начали свою работу в данном направлении.
3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах
Профилактическая работа, в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты.
Каждое утро, после приёма, с детьми проводится подвижная игра, способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. (смотреть приложение)
Утренняя гимнастика, которую проводит инструктор физо, согласно возрасту детей. (смотреть приложение)
Занятие по физической культуре проводит инструктор, на каждом из них используются упражнения по профилактике. (смотреть приложение)
Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки.
На прогулке так же организуются подвижные игры. (смотреть приложение)
По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.. (смотреть приложение)
Закаливание, в зависимости от сезона. (смотреть приложение)
4. Физическая культура – как профилактическое средство
Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Для того, чтобы развитие происходило, детям нужны комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование определённых качеств.
Физические упражнения – это движения, двигательные действия, а так же сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры, отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, компонентом которой является активность двигательного аппарата человека. Понятие «упражнение» применяется и в значении процесса неоднократного повторения физического упражнения.
Для решения нашей проблемы были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми ежедневно по 15 – 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выработать у детей четкий стереотип действий, который, мы надеемся, они пронесут через всю жизнь.
5. Что такое закаливание? Как правильно его организовать?
Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.
Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учётом возрастных особенностей их развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением лёгких.
Эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к каждому ребёнку, постепенность и системность закаливания, а так же при положительном отношении к закаливанию самого малыша.
Что же такое индивидуальный подход к ребёнку? Это, прежде всего учёт его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.
Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.
Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно. Начинать все процедуры необходимо с изменения мнения родителей по данному вопросу, так как закаливание должно проходить параллельно – МДОУ с одной стороны, дом с другой, Или точнее сказать идти в ногу.
Не в коем случае нельзя начинать закаливать ребёнка, который только, что стал посещать детский сад. В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающею процедуру, если он не получал её ранее.
По-разному следует, подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног прохладной водой, охотно бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если же у ребёнка преобладает возбуждение, то ему полезней успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.
Каждая закаливающая процедура вызывает определённую реакцию. Например, при воздействии достаточно холодной воды учащается пульс, увеличивается частота и глубина дыхания. Если этого эффекта нет, значит, температуру снизили не достаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа») то, вероятнее всего, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через какое-то время её надо увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть короче.
Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течении круглого года можно достигнуть желаемого успеха.
Заключение
Как уже было сказано ранее, проблема плоскостопия, очень актуальна в настоящее время. Она требует к себе внимания, системности, подхода с двух сторон. С одной стороны – здоровая атмосфера в семье, позитивный настрой родителей. С другой стороны работа детского сада, направленная на формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей. Нашим МДОБУ, в течение прошедшего учебного года, решались поставленные задачи, с одной лишь целью сохранить здоровье воспитанников. Обеспечить детей всем необходимым для развития их двигательной активности, организовывать процессы развития физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, силы и т. д.
Комплекс закаливающих процедур очень нравится ребятам, выполняются все упражнения «на ура». Да и родители помогают в том плане, что настроены позитивно, а как известно, для детей они самые важные примеры для подражания. Самое важное на этом этапе было сделано – мы смогли добиться поддержки родителей, удалось убедить, большинство из них в относительной верности высказывания «запаренных меньше чем обмороженных», они совершенно однозначно согласились с другим высказыванием «предупреждён, значит, вооружён».
Литература
1. Кудрявцев В. Т. Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления –
М., 2000.
2. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет - М., 2004.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду.
М., 2006
5. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. –
6. Духлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[текст]/ Д. В. Хухлаева. – М., 1994.-5-6с.
7. Желудова, Т. П. Будьте здоровы! Справочник самодиагностики / Т. П. Желудова. – С-П. «Вектор», 2007. – 160- 162с.
Приложение №1
Анкета для родителей
1. Ф. И. О. ___
2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?
___
3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?
___
4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? ___
5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? ___
6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.
7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? ___
Приложение №2
Консультация для родителей «Как организовать закаливание»
Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшаяошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.
Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции.
Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно.
Самая доступная процедура – закаливание воздухом. Чаще проветривайте комнату, поддерживайте в ней температуру 20 – 22 .
Откройте форточку или окно. Посмотрите на настенный термометр. После того как температура снизилась на 1 -2, закончите проветривание. Постепенно увеличивайте время проветривания.
Очень полезны воздушные ванны. Не торопитесь одевать ребёнка после пробуждения, позвольте ему в нижнем белье сделать утреннюю гимнастику, умыться, почистить зубы. Форточки могут оставаться открытыми, но не должно быть сквозняков.
Закаливание водой так же полезно, но и его начинают со слабых воздействий. Для начала – обтирания рук и ног полотенцем смоченным в воде 28. Спустя неделю температуру воды снижают на 1 -2, через каждые два дня. Конечная температура 18 -20. После обтирания влажным полотенцем, быстро растирают кожу малыша сухим полотенцем, в направлении от пальцев к туловищу. Массируют до появления умеренного покраснения кожи.
Обливание оказывает более сильное воздействие. При местном обливании воздействию подвергаются только руки и ноги в течении 30 секунд. Температура воды так же постепенно снижается от 28 – 18 – 16. Затем так же обязательно растереть сухим полотенцем. Эту процедуру лучше проводить после пробуждения малыша, так как ноги после сна тёплые. Обливание холодных ног не имеет ни какого смысла, так как сосудистая реакция возникает только тогда, когда разница между температурой кожи и воды в несколько градусов. Иногда обливание заменяют топтанием в тазу с водой в течении нескольких минут или перешагиванием из таза в таз с водой контрастной температуры.
Каждая закаливающая процедура вызывает определённую реакцию. Например, при воздействии достаточно холодной воды учащается пульс, увеличивается частота и глубина дыхания. Если этого эффекта нет, значит, температуру снизили не достаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа») то, вероятнее всего, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через какое-то время её надо увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть короче.
Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течении круглого года можно достигнуть желаемого успеха.
Любое закаливание должно приносить ребёнку радость. Перед началом процедур постарайтесь вызвать у малыша радостное ожидание. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении малыша. Если же ребёнок чем-то расстроен, капризничает, то лучше процедуру перенести на другое время или совсем не проводить.
Приложение №3
Консультация для родителей «Плоскостопие – это серьёзно»
Плоскостопие считается серьезным заболеванием и нарушением правильного развития тела человека. Ему нельзя не уделять внимание, даже если пока никаких болезненных симптомов или осложнения заболевание за собою не влечет. Если не соблюдать и не выполнять практические рекомендации по профилактике плоскостопия, то в состоянии здоровья могут произойти серьезные изменения, возможно развитие инвалидности, нарушение ходьбы, потому как плоскостопие зачастую идет вместе с косолапием. К тому же плоскостопие часто провоцирует сильные головные боли и боли в районе позвоночника.
Плоскостопие проявляется в виде отсутствия на стопе естественного, природного изгиба. Это можно хорошо заметить и без медицинского обследования: если стать стопой в воду и сразу же на лист бумаги, то на нем останется отпечаток, на котором хорошо видно, как соприкасаются все точки подошвы. Плоскостопие может появиться уже с самого момента рождения человека, а может сформироваться гораздо позже, в процессе его жизни. Но предупредить его вполне возможно, если выполнять некоторые практические рекомендации.
Детям при плоскостопии рекомендуют носить обувь с супинатором и специальные ортопедические стельки. Также при этом заболевании им очень полезно кататься на коньках. Пусть это только сезонный вид спорта, но та интенсивная профилактика, которая производится при этом на поверхности стопы, является вполне достаточной. Катание на коньках невольно заставляет вырабатывать правильное положение осанки, следить за позвоночником, а значит, приводит к правильному распределению нагрузки на стопу.
Некоторые практические рекомендации касаются и выбора той обуви, в которой ежедневно ходит человек. Особенно опасной является обувь женская, которая вся преимущественно с высоким каблуком и иногда не очень удобными супинаторами.
Неправильное и неудобное положение стопы в ней провоцирует развитие плоскостопия, поэтому соблюдая рекомендации ортопеда, отдавайте предпочтение не только красивой, но и удобной обуви.
Также необходимо регулярно выполнять упражнения по профилактике плоскостопия. Это несложно сделать даже дома. Подобрать комплекс упражнений нужно так, чтобы он был направлен на развитие и укрепление мышц стопы. Полезными в таком случае окажутся прыжки на скакалке или просто на одном месте, ходьба на пятках, ходьба на носках.
Полезна ходьба без обуви по песку, а также по гальке на морском побережье. Не упустите возможности воспользоваться естественными способами по профилактике плоскостопия.
Помните, что для стоп очень вредно оставаться без работы, без нагрузки. А потому плоскостопие часто возникает у людей, которым приходится вести преимущественно сидячий образ жизни. Для них обязательными являются физические упражнения.
Хорошая профилактика по плоскостопию – катание стопой без обуви бутылки по полу, сидя за компьютерным столом. Это не отвлекает от процесса работы, но может дать стопам определенную нагрузку и стимулировать работу мышц. Кстати, катанием бутылки стопой, можно даже вылечить плоскостопие, а не только его предупредить.
Также полезно стоя выполнять поднимания на носках, по очереди опираться на пальцы или на пятки двумя ногами, по очереди приподнимать или пятки или пальцы на обеих ногах. В положении стоя можно перемещать тяжесть тела по кругу. Сначала опираться на пальцы, затем на наружную сторону стопы ног, затем на пятки и под конец на внутреннюю сторону стопы.
Очень полезна специально разработанная для детей лечебная физкультура по профилактике и лечению плоскостопия в бассейне.
Вот только заниматься самолечением не стоит, потому что определить степень развития, сложность заболевания, назначить адекватное лечение сможет лишь опытный медик. А значит, при первых проявлениях плоскостопия или подозрениях на него лучше обратиться к ортопеду.
Своевременно начатое лечение позволит избавиться от многих проблем и плохого самочувствия в будущем. Особенно внимательно следует относиться к жалобам детей, касающимся боли при ходьбе или при беге. Ребенку нужна только удобная и качественная обувь, регулярный осмотр и подвижный образ жизни.
Приложение №4
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»
Уважаемый родитель, как известно, легче предупредить болезнь, чем лечить ее. В вопросах профилактики должен быть комплексный подход.
Во- первых, важно предохранять детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит и к гипотонии и гипотрофии мышц туловища и конечностей, в том числе и стоп. Не обходимо гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, закаливание стоп).
Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомиханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).
В-третьих, обувь должна отвечать многим требованиям:
- обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;
- обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;
- быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;
- соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую подкладку и достаточное пространство для пальцев;
- каблук должен быть не высоким ( 2-4 см.) для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы
До пяти лет рекомендуется носить ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Для правильного функционирования сумочно – связочного аппарата стоп:
- не носить мягкую обувь, например, валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с узким носом;
- не носить обувь на голую ногу, оберегать стопы от механических воздействий.
В- четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), соответствовать размеру стопы.
Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливание.
Приложение №5
Комплексы гимнастик после пробуждения
Головастики
Мы братья головастики
Любители гимнастики.
(лёжа на спине, сгибаем, разгибаем ноги, руки)
Ныряем, кувыркаемся,
Всплываем, улыбаемся.
(стоя на четвереньках, опускаемся и поднимаемся)
Головастики спешат
Превратится в лягушат.
(лёжа на спине, имитируют плавание)
Просыпалочка – заряжалочка
Добрый день!
Скорей проснись
Солнцу шире улыбнись!
(потянуться в кроватях, улыбнуться)
Глазки открываются,
Реснички поднимаются.
(лёгкий массаж лица)
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются.
(лёжа на спине, выполняют повороты головы вправо, влево)
Как у нашей кошки
Как у нашей кошки
Подросли котята
Подросли ребята –
Пушистые котята
Спинки выгибают,
Хвостиком играют.
А у них на лапках,
Острые царапки.
Очень любят умываться
Лапкой ушки почесать,
И животик полизать.
Улеглись все на бочок
И свернулися в клубок.
А потом прогнули спинки,
И залезли все в корзинки.
Кошка с котятами вместе играла,
Кошка котяток всему обучала.
Весело прыгать, хвостами махать.
Вот как котята умеют играть.
Приложение №6
Упражнения для закаливания
Раз, два, три и точно в раз
На коврик нужно нам попасть.
Этот коврик не обычный,
Пуговичный, симпатичный.
Этот коврик очень важный.
Он лечебный, он массажный.
Потопчитесь, походите
И немножко пробегите.
Теперь по полу пойдём
На носках, на пятках,
На внешней стороне стопы,
А потом вприсядку!
Мы трусцою пробежим,
Потанцевать чуть–чуть хотим.
После лёгкого круженья
Фигуру сделаем на удивленье.
Грудную клетку
Поднимаем-опускаем,
Вдох и выдох выполняем.
Приложение №7
Комплекс упражнений направленных на укрепление мышц голени, стопы
Каток
Ребёнок катает вперёд - назад мяч, скалку, бутылку. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Я катаю, я катаю
Свои ножки разминаю.
Раз вперёд, два назад
Прокатить вас буду рад.
Репка
Ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течении всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Тянем, потянем
Усилье приложим,
Правой и левой
Друг другу поможем.
Ласковая ножка
Ребёнок сидит на полу, ноги согнуты в коленях. Ступнёй одной ноги поглаживает подъём другой, в направлении от пальцев к колену и наоборот. Затем то же самое проделывает другой ногой.
Ножкой ножку я ласкаю
Быть здоровой ей желаю.
А теперь меняемся -
Гладим, улыбаемся.
Пылесос
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Пальцами ног пытается собрать разбросанные по полу мелкие предметы. Упражнение может выполняться стоя, в зависимости от возраста ребенка.
Порядок нужен нам во всём,
Это всем известно
Всё на место уберём
Чисто и полезно.
Художник
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Карандашом, зажатым пальцами ног он рисует на листе бумаги, другая нога придерживает лист.
Рисовать умею я,
Разные фигуры.
Как приятно совмещать
Всё это с физкультурой.
Гусеница
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Сгибая пальцы, он подтягивает пятку вперёд до тех пор, пока пальцы касаются пола. Затем он проделывает то же самое другой ногой.
Носок от пятки убегает
Но та никак не отстаёт.
Лодочка
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Плотно прижимает ступни друг к другу, и пытается выпрямить ноги, имитирует скольжение лодочки по воде.
Лодочка вперёд плывёт
На волнах качается
Наш сегодня капитан
В море отправляется.
Ладушки
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Ногами играет ладушки, под слова потешки.
Танцы
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Поочерёдно носки и пятки поднимает и опускает, имитирует танец.
Пляшут, пляшут наши ножки
Вместе веселятся
Пяточки носочки
Пляшут на песочке.
Пружинки
Стоя на ковре, ребёнок пружинит на носочках.
Мы пружинки,
Как пушинки,
Легонько поднимаемся
Легонько опускаемся.
Серп
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Ставит подошвы ног на пол, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на месте.
Две ноги, как два серпа
Воздух прорезают.
То друг к дружке подойдут,
То снова убегают.
Мельница
Ребёнок, сидя на полу, с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.
Крутится, вертится
Маленькая мельница.
Крутится, вращается
У нас всё получается.
Ходули
Ребёнок, стоя на полу, разводит и сводит прямые ноги, не отрывая подошвы от пола.
На ходулях мы идём,
Ловко управляемся.
Влево, вправо разбежимся,
А потом встречаемся.
Барабанщик
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Стучит по полу только носочками, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
Барабанщик – стук, стук, стук
По полу барабанит.
И чем больше он стучит,
Тем сильнее тем сильнее тянет.
Приложение №8 Фотографии
Хождение по колючим коврикам
Хождение по ребристой дорожке Хождение по шерстяным косичкам
Хождение по канату Хождение по жгутикам
Хождение по гимнастической палке Ортопедический коврик
Хождение по обручам
Приложение №9
Нетрадиционное оборудование – массажные дорожки с различными предметами, палочки, следы с бусинками и пуговицами, канат из пробок, камешки, шишки и т. д.
• Пособие «Достань бусинки»
Описание: крупные бусины на длинной нитке, укрепленных к матерчатой дорожке.
Цель использования: развивает у детей физические качества, выносливость, укрепляет мышцы ног, а также закрепляет знания цвета, что способствует сенсорному развитию детей.
• «Волшебные колпачки »
Описание: цветной картон
Цель использования: формируют осанку у детей, развивает координацию движений при ходьбе змейкой, используется как ориентиры, формируют у детей такие качества как смекалка, внимание, позволяют внести дополнительную цветовую яркость при проведении занятий.
• «Разноцветный шнур»
Описание: цветные пробки
Цель использования: выполнение основных видов движения, при обучении детей лазанию и перепрыгиванию, ходьбе боком и приставным шагом, для профилактики плоскостопия.
Для предупреждения плоскостопия я придумала и изготовила ряд различных дорожек и ковриков. Они широко применяются при проведении корригирующих гимнастик, упражнений.
• «Волшебная дорожка»
Описание: на дорожку прикрепляются старые обручи, бусинки, цветные кольца, квадраты массажного коврика, поролон, обшитый тканью.
Цель использования: массажируют стопы ног, развивают координацию движений.
• «Цветочная полянка»
Описание: на ситцевую дорожку пришиваются цветочки из цветных пробок и сплетенный канат из ниток.
Цель использования: укрепляет и массажирует свод стопы, применяется в подвижных играх, закрепляя цвета.
• «Следы »
Описание: из пеноплэкса вырезаются по шаблону следы и к ним пришиваются бусинки и пуговицы разного размера.
Цель использования: развивает координацию движений, массаж стоп.
• «Таинственные следы»
Описание: из акрилового коврика по шаблоны вырезаны следы
Цель использования: развивает физические качества, координацию движений, ловкость, смелость, прыжки.
• Цветная дорожка.
Описание: на плотный материал пришиваются цветные пробки от пластиковых бутылок.
Цель использования: профилактика плоскостопия, массаж стоп, прыжки.
• Подушечка с горохом и с орехами
Описание: мешок из ситцевого материала, наполненный горохом и орехами.
• Мягкое бревно
Описание: поролоновое бревно, обтянутое клеенкой.
Цель использования: развитие координации движений.
• «Пенечки»
Описание: пластмассовые ведерки из-под майонеза, раскрашенные краской и покрыты лаком.
Цель использования: развивает физические качества, координацию движений, прыжки.
• «Гусеница»
Описание: использованный скотч, покрытый краской и лаком.
Цель использования: развивает прыжки, смелость и ловкость в играх - эстафетах, используется как ориентир.
• Шишки
Описание: сосновые шишки
Цель использования: развитие мелкой моторики, профилактика плоскостопия, в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”.
• «Резные воротики»
Описание: дерево
Цель использования: развивает координацию движений, умение лазать разными способами, в играх, эстафетах.
• «Легкоступы»
Описание: из поролона изготавливаются большие следы, обшитые тканью. По середине пришивается широкая резинка, чтобы одевались как тапочки.
Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, умение высоко поднимать ноги, в эстафетах.
• «Разноцветные плоские круги»
Описание: цветной картон, скотч.
Цель использования: развитие ОВД, подставки для мячей.
Приложение №10
Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия
1. Для того чтобы проверить стопу в домашних условиях следует смочить стопы ног водой и встать на бумагу, которая легко впитывает воду. Проявившийся отпечаток нужно обвести карандашом и сравнить его с рисунком правильной стопы;
2. Исправлять плоскостопие всегда сложнее, чем предупредить, поэтому при организации и проведении гимнастических упражнений с детьми следует использовать и упражнения для профилактики плоскостопия;
3. Следует также помнить, что на поверхности стопы, как и тыльной стороне ладоней, находятся чувствительные зоны, активизация которых при различных двигательных упражнениях, массаже, растирании благотворно влияет не только на физиологию стопы, но и на общее состояние организма;
4.Можно использовать массажные коврики, сшитые из плотных натуральных тканей (фланель, драп, льняное полотно). На массажном коврике должны быть обозначены четыре зоны: две активные и две пассивные. Размер каждой зоны - больше размера стопы ребёнка в 1,5 раза. На активные зоны "негусто" нашиваются пуговички разных размеров и конфигураций. Лучше использовать пуговицы, изготовленные из натуральных материалов: кость, дерево;
5. Летом чаще ходить босиком по песку, мелкому гравию, глине, скошенной траве;
6. Плавать преимущественно способами «кроль на груди» и кроль на спине;
7.Кататься на велосипеде. Зимой кататься на лыжах.
8. Из видов спорта заниматься плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом;
9.Уделять внимание закаливанию и общему и общему двигательному режиму.
10. Носить рациональную обувь. Воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Чтоб смеялся глазок"
В пособии представлены различные виды офтальмотренажёров, методы и этапы работы с ними....
Методическая разработка "Чтоб смеялся глазок"
Методическая разработка "Чтоб смеялся глазок...
Методическая разработка "Чтоб смеялся глазок"
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.В пособии представлены разные виды офтальмотренажеров, методы и этапы работы с ними, к...
Методическая разработка "Чтобы помнили. Блокада Ленинграда"
Методическая разработка для детей 5 - 7 класс....
Презентация к методической разработке "Чтобы помнили. Блокада Ленинграда"
Презентация к методической разработке "Чтобы помнили. Блокада Ленинграда"...
Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)
Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плос...
Методическая разработка «Чтобы зубки не болели»
Данная разработка представляет собой систему работы по формированию культурно-гигиенических навыков....