Влияние СМИ на психическое развитие
статья

Беляева Елена Александровна

Практика воспитания детей и психологические исследования показывают крайне неоднозначное влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков, однако все признают это влияние чрезвычайно значительным, а главное, резко возрастающим в условиях информационного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_smi_na_psihicheskoe_razvitie.odt24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков

Практика воспитания детей и психологические исследования показывают крайне неоднозначное влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков, однако все признают это влияние чрезвычайно значительным, а главное, резко возрастающим в условиях информационного общества.

Дадим определение основным понятиям.

Психическое здоровье определяют, как совокупность установок, качеств и способностей, которые позволяют человеку включаться в социум и адаптироваться к условиям и требованиям окружающей среды. Главный критерий психического здоровья – способность к адекватной регуляции своего поведения. Таким образом, психическое здоровье – это не что иное, как норма, а отклонение от нее описывается в терминах «расстройство», «нарушение», «болезнь», «патологический процесс» или «пограничное состояние» и т.д. В то же время очевидно, что психическое здоровье, т.е. норма, отсутствие психической патологии, совсем не гарантирует человеку удовлетворительного состояния. Например, не означает свободу от тревоги, вины, подавленности, потери энергии, негативных эмоций, переживаний и душевных страданий. В данном случае следует говорить не о психическом здоровье/нездоровье, а о нарушении психологического благополучия (в частности, эмоционального благополучия) личности.

При всем различии названные понятия тесно взаимосвязаны. Основу психологического благополучия ребенка или подростка образует нормативно протекающее психическое развитие, а между психологическим неблагополучием и психическим нездоровьем нет непроходимой пропасти, поскольку длительное и/или острое неблагополучие создает почву для возникновения различных расстройств и заболеваний.

Опасность вредного воздействия СМИ на психическое здоровье, развитие и эмоциональное благополучие детей и подростков требует особой заботы и внимания со стороны общества в силу существенной специфичности этой группы населения как потребителей информационной продукции.

Глубокие различия между детским и взрослым восприятием проистекает из фундаментального закона развивающихся сложных систем: детская психика, будучи развивающейся, а не развитой, становящейся, а не ставшей системой, обладает особой многократно повышенной сензитивностью и уязвимостью. В результате те воздействия, которые могут быть нейтральны или вполне безвредны для взрослого, зрелого человека (имеющего соответствующие защитные механизмы), способны оказывать серьезное повреждающее влияние на психическую систему ребенка, еще только формирующуюся, находящуюся в процессе своего развития.

Применительно к анализу возможностей вредного воздействия СМИ на психическое здоровье, развитие и эмоциональное благополучие детей и подростков следует подчеркнуть следующие базовые особенности детской психики:

  • ведущую роль играют механизмы ориентировки ребенка в окружающем мире; для ребенка все ново, а все новое не просто привлекает, а приковывает, вызывает повышенное внимание;
  • высокая способность к запечатлению, непосредственному и мгновенному «схватыванию» всего вызвавшего интерес, высочайшая (хотя и индивидуально избирательная) восприимчивость, готовность к «вбиранию», «впитыванию» и сохранению впечатлений;
  • непроизвольность, неосознанность запечатления, некритичность и слабость осмысления воспринимаемого, внушаемость;
  • эгоцентричность восприятия, видение мира только со своей частной точки зрения без учета возможности иных ракурсов и позиций;
  • чуткость, способность к эмоциональному заражению и непосредственному эмоциональному отклику, «сопереживанию»;
  • тенденция к копированию, подражанию, усвоение и понимание через имитацию и вопроизведение (буквальное либо в символической форме) увиденных образцов, перенос в собственную жизнь и поведение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на психическое развитие дошкольника

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. ...

Влияние музыки на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так...

«Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».

Игрушка - неизменный спутник ребёнка с самого рождения, как игрушка влияет на психическое развитие ребёнка....

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.

В даном буклете содержится информация о пользе и вреде мультфильмов, а также рассматривается вопрос о влиянии негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка. Данная информация полезна педагогам и ро...

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка. «Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона.[[{"type"...

Влияние сказкотерапии на психическое развитие детей

Влияние сказкотерапии на психическое развитие детей...