" Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Шматова Екатерина Евгеньевна

В статье  очень подробно описывается важность ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Согласно ФГОС ДО одной из задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования у детей основ о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной, своевременной и достаточно сложной.

Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Особенности развития здорового образа жизни в дошкольном возрасте изучались учеными из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Б.Н. Чумаков, Ю.П. Лисицын, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, М.Л. Лазарев, Л.Г. Татарникова, Ю.Ф. Змановский, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова и др.

Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы

Исходя из выше перечисленного, целью педагогической деятельности в рамках данной темы, является: 

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Ведущей  идеей моей педагогической деятельности является – формирование и систематизация представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни

Этапы работы по формированию основ ЗОЖ

I этап- Предварительный

Проведение педагогического мониторинга уровня сформированности нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Чтобы диагностировать уровень сформированности представлениий воспитанников о  здоровом образе жизни мы использовали  индивидуальные беседы с детьми, анализ детских рисунков, игры-задания, рассказы детей; наблюдение за игровой деятельностью детей, их общением. (методика Н.В.Верещагиной) По моим наблюдениям выявлен уровень сформированности представлений о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья, утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня; о соблюдении элементарных правил личной гигиены, самообслуживания, опрятности; о соблюдении режима двигательной активности. Были полученны следующие результаты: 17% недостаточный уровень: ребенок имеет бессистемные представления о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит

56% достаточный уровень- ребенок имеет приблизительное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека; имеет небольшое представление о вредных привычках; называет полезные привычки, с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и окружающей средой, наличием вредными и полезными привычками, при помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению.

27% оптимальный уровень- ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроен на здоровый образ жизни; соблюдает правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости вести специальную работу по формированию знаний о здоровом образе жизни.

Для начала успешной работы и решения поставленных задач в той или иной области необходимы определённые условия, одним из которых является создание развивающей предметно-пространственной среды.

В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, имеется в группе спортивный уголок, где расположен необходимый спортивный инвентарь, а также пособия, изготовленные своими руками.

создан в группе уголок здоровья для формирования основ здорового образа жизни и проявления у детей интереса к своему здоровью.

Здесь собран разнообразный материал по здоровьесбережению, приобретены книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы по выражению эмоций, схемы тела. Частей лица, точечного массажа. Представлены плакаты по закаливанию по уходу за зубами, волосами, кожей и др., лэпбуки.

В «Уголке здоровья» особое место отведено для предметов, снимающих у дошкольников напряжение, агрессию, негативные эмоции. Это массажеры, четки, грецкие орехи, каштаны.Все эти предметы вызывают у дошкольников наибольший интерес и позволяет им незаметно для себя оздоровиться.

Большим помощником в формировании у детей здорового образа жизни, являются различные дидактические игры: «Здоровые продукты», «Будь здоров», «Спорт – это здоровье», «Чистим правильно зубки» и др. Много игр на развитие правильного дыхания. Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задуматься о своем здоровье.

2.Основной этап включал в себя

Практическую деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

Реализация данных направлений осуществлялась через:

1. Физкультурно- оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки, занятия по физической культуре, прогулка, индивидуальная работа по ОВД, подвижные игры, спортивные досуги)  

2. Занятия познавательного характера, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья.( «Личная гигиена», «Как устроено тело человека», «Микробы и вирусы», «Здоровье и болезнь», «Витамины и полезные продукты», «Режим дня», «Спорт»)

3. Продуктивная  деятельность, позволяющая детям в своем творчестве отразить своё отношение к физической культуре, свои интересы. («Виды спорта», «Витаминное панно», «Вредные привычки», «Режим дня»)

4. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий.

5.чтение художественной литературы Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с ЗОЖ использую такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев, фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. («Мойдодыр», )

6.Самостоятельная  деятельность В самостоятельной деятельности дети с удовольствием играли в игры по данной тематике, рассматривали, рисовали, беседовали на тему «Что вредно, что полезно» , «Что будет дальше» и т.д. создавали различные игровые ситуации.

Взаимодействие с родителями.

Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т.д. Формы работы представлены на слайде

Взаимодействие со специалистами.

Результаты работы.

Применение в образовательной работе разнообразных форм, методов работы, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети-родители-специалисты) позволили получить следующие результаты работы:

на оптимальном уровне представления о ЗОЖ сформированы у 64% детей, на достаточном уровне у 31%, на недостаточном уровне у 5%. Расширился кругозор воспитанников, повысилась социальная компетенция дошкольников, повысилась культура питания детей. Воспитанники овладели культурно-гигиеническими навыками, освоили основные виды движений.

Проведённые мероприятия помогли охватить все виды деятельности детей, привлечь к сотрудничеству родителей, использовать самые разные приёмы, создали атмосферу успешности для детей, помогли лучше увидеть удачи и ошибки при анализе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12126340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-size: 12px; float: right;","width":"480"}...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

Формирование основ личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Представлен опыт работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту, социуме, природе....

План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста

Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....

ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».

             Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

«Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...