Обучение элементам техники игры в футбол и баскетбол в старшей возрастной группе детей 5-6 лет
консультация (старшая группа)

Выступление на педагогическом совете  «Формирование физических качеств дошкольников путем активного проведения подвижных и элементов спортивных игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_tehnike_igry_v_futbol_i_basketbol.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Ваапова Е.В., воспитатель МАОУ д/с № 69 «Веточка»

Обучение элементам техники игры в футбол и баскетбол в старшей возрастной группе детей 5-6 лет

В современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как состояние общей физической подготовленности детей зависит от того, насколько у них развиты основные физические качества и виды движений.  Когда речь идет о развитии физических качеств у дошкольников, то мы в большей степени должны опираться на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но при этом не забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Наибольшей популярностью в дошкольном возрасте пользуются элементарные подвижные игры, а спортивные игры в этот период используют фрагментарно и носят они чаще всего ознакомительный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что наряду с наличием соревновательной борьбы, в большей части игр присутствует связанное с нею и игровое сотрудничество, что в целом способствует решению проблем детской социализации. Для начального совершенствования основных движений используются элементарно-спортивные игры без деления детей на команды, которые обеспечивают разностороннее развитие двигательных качеств и могут оказать существенное влияние на общее физическое развитие. При этом велика их роль в воспитании волевых качеств. Далее используются командные игры, где в условиях соревновательной борьбы, дети учатся уважать личность и права других участников совместной деятельности, самостоятельно ориентироваться, привыкают соблюдать определенные требования и правила, приучаются к сдержанности и дисциплинированности.

Рассмотрим более подробно обучение детей элементам техники игры в футбол и баскетбол. В процессе обучения детей элементам техники игры в футбол следует соблюдать определенный порядок их освоения по принципу «от простого к сложному». Последовательное решение конкретных задач по обучению техническим приемам футбола представляет собой определенную систему взаимодействия педагога и ребенка, которые условно можно разделить на 3 этапа.

Первый этап. Создать у детей представления об игре (виде спорта). Обучение удару по мячу. Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. По способу выполнения для дошкольников более доступны удар внутренней стороной стопы, удар носком и удар пяткой. Выделяются две основные фазы движений, общие для всех способов ударов: предварительная (состоит из разбега и постановки опорной ноги) и рабочая (представлена ударным движением и проводкой).

При обучении технике ударов используются следующие подводящие упражнения:

  • имитация удара без мяча;
  • удар с места по неподвижному мячу;
  • удар с нескольких шагов по неподвижному мячу;
  • удар с разбега по неподвижному мячу;
  • удар по неподвижному мячу в стенку, выполняется с расстояния 3—4 шага.
  • удар в обозначенные флажками ворота шириной 1 м с расстояния 5—10 шагов;
  • удар в цель (кегля или какой-либо предмет) с расстояния 4—6 шагов;
  • в парах, на расстоянии 5—6 шагов друг от друга выполнять удары, направляя мяч в сторону партнёра.

Второй этап

1.Освоить технику остановки мяча (футбол).

Подводящие упражнения:

  • Остановка мяча ногой после удара о стену. Выполнять поочередно левой и правой ногой.

В первую очередь обучаем детей удару носком, так как он самый доступный для дошкольников исходя из особенностей их физического развития и координации движений. Техника выполнения удара носком ноги: выполняется по неподвижному или катящемуся мячу с места или с разбега. Опорная нога ставится сбоку от мяча, а ударная нога в момент замаха.

  • Упражнение в парах. Дети выполняют удар друг другу и останавливают мяч внутренней стороной стопы или подошвой.

Используем облегчённый мяч меньшего размера, чем для взрослых (лучше волейбольный и не полностью накачанный). Подойдёт также резиновый или пластмассовый мяч среднего диаметра (12—15 см).  

2.Сформировать умение вести мяч ногой

Выполняется несильными ударами, толчками ногой внешней или внутренней частью стопы с использованием следующих подводящих упражнений:

  • ведение мяча по прямой в медленном темпе, при каждом шаге мяч касается ноги;
  • ведение мяча по линии круга попеременно левой и правой ногой. Сначала выполнять шагом, затем медленным бегом;
  • ведение мяча по коридору (ограничение из кеглей или любых предметов) шириной 1 м. Постепенно уменьшать ширину коридора;
  • ведение мяча между предметами, расставленными по прямой линии на расстоянии 50 см друг от друга;
  • выполнение ведения произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость.

Третий этап. Обучение двусторонней игре и элементам тактических действий.

Игра проводится по упрощённым правилам, которые надо обязательно объяснить детям перед началом игры и неоднократно напоминать в процессе. Команда состоит из 5—8 человек. Оптимальное время игры  для дошкольников  составляет 10 минут с перерывом 2—3 минуты. Это обусловлено тем, что во время игры у детей очень высокий психоэмоциональный подъём, поэтому затягивать её не стоит. Перед началом игры проводится жеребьёвка, с помощью которой определяются сторона площадки и начальный удар.

В процессе обучения детей техники игры в баскетбол основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в дальнейшем в  школе. Если ребенок владеет навыками различных манипуляций с мячом («Школой мяча»), то это облегчает освоение игры в баскетбол. Т.е. в начале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом. Рекомендуются разнообразные игры с мячом. Нужно добиться, чтобы детям понравились игры с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть.

Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:

  1. Обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча;
  2. Бросание мяча в корзину.

Для начала используются  упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи – ловли мяча.

  1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.
  2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.
  3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.
  4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
  5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
  6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.
  7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
  8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
  9. Передача мяча в шеренге и по кругу.
  10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.

Далее используются упражнения, подготавливающие к ведению мяча.

  1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
  2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
  3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
  4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
  5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.
  6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
  7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).
  8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
  9. Ведение мяча вокруг себя.
  10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.

Следующим этапом используются упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину

  1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
  2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния   2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
  3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
  4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.
  5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.

В заключение хотелось бы отметить, что обучение детей элементам игры в футбол и в баскетбол способствует освоению техники выполнения сложно-координационных движений, отдельных тактических комбинаций, требующих проявления взаимодействия воспитанников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений с элементами футбола, баскетбола дети смогут научиться управлять не только своей самостоятельной двигательной деятельностью, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей достаточно легко, необходимо только правильно организовать процесс обучения, что приведет к оздоровлению всего организма, повышению эмоционально-положительного состояния психики, ускорению усваивания новых видов движений, стремлению дошкольников к большим достижениям и проявлению творческой самостоятельности.

Литература

  1. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»: Пособие для воспитателей дет.сада.- М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре.- М.: Просвещение, 2003г.
  3. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду». Система работы в старшей группе». М.: Мозаика-синтез, 2016 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://madou-levocha.caduk.ru/p98aa1.html.Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение элементам игры в баскетбол детей старшего дошкольного возраста».
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/futbol-v-detskom-sadu.html
  3. https://vscolu.ru/fizicheskoe-razvitie/o-metodike-obucheniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-elementam-igry-v-futbol.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование непосредственной образовательной деятельности по здоровьесберегающей технологии для старшей возрастной группы детей»

Необходимость комплексного подхода к организации здоровье сберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формир...

Нетрадиционная техника рисования "Рисуем солью". Конспект непосредственно-образовательной деятельности “Тарелка для кота”. Для детей старшей возрастной группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности “Тарелка для кота”.Цель:Декорирование бумажной тарелки, используя нетрадиционные техники рисования.Задачи: Образовательные: познакомить с новым сп...

Консультация для педагогов Комплекс занятий по ручному труду В старшей возрастной группе детей с ОВЗ

Консультация для педагогов Комплекс занятий по ручному труду В старшей возрастной группе детей с ОВЗ...

НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с элементами конструирования. Возрастная категория воспитанников: 6-7 лет «Посещение кафе» (особенности возрастной группы – дети с ОНР и ЗПР)

Цель:  Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в кафе, их функциональных обязанностях.Задачи:закрепить навык заказа блюд по меню;формировать умение сервировать стол;продолжать закре...

Консультация для воспитателей. Методика обучения элементам спортивной игры в баскетбол для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей. Методика обучения элементам спортивной игры в баскетбол для детей старшего дошкольного возраста...

«Спортивные игры для дошкольников. Обучение элементам техники игры в баскетбол»

Баскетбол – спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлечённос...

Семинар - практикум «Умные игры – умные дети» в старшей возрастной группе с использованием интерактивных форм обучения.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного реб...