Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области» на тему: «Физкультминутки в режиме ДОУ».
консультация (младшая группа)

Физкультминутки в режиме ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2018-2019.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области»

Выступление на методическом объединении воспитателей                                         в МБДОУ «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области»                       на тему: «Физкультминутки в режиме ДОУ».

Подготовила:                                                                                                                                                                                                                      воспитатель МБДОУ «Детский сад №12                                                                                            г. Калининска Саратовской области»                                                                             Попенко Светлана Николаевна.

февраль 2019 г.

Физкультминутки в режиме ДОУ

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка необходимо сохранять постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Чем планомернее и более систематично ведется работа по формированию у дошкольников разнообразных навыков, тем легче и без ущерба для здоровья они справляются с необходимыми обязанностями.

В дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия для разнообразной двигательной деятельности детей. Оптимальный уровень двигательной активности обеспечивается не только проведением утренней гимнастики, занятий физической культурой, подвижных, спортивных игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности, но и физкультминутками.

Образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время образовательной деятельности  у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка!

      Физкультминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности. Физкультминутка хотя и кратковременна (1-2 минуты в младшем дошкольном возрасте; 3-5 минут в старшем дошкольном возрасте), но способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность. Физкультминутка призвана активно, изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.

Физкультминутка способствует общению взрослых с детьми, развивает речь, координацию движений и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей совершенствуется осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие в движениях их содержание, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Каждое движение дети учат вместе с воспитателем, а потом они выполняют их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

Не все виды образовательной деятельности требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, в занятия по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, так как они насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой на работу.

Классификация физкультминуток

Физкультминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас?

Какая физкультминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем предложить физкультминутку детям.

1. Двигательно – речевые

     Двигательно-речевые физкультминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

     Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физкультминутки - разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.

2. Офтальмологические  паузы

     Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!

     Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения  будут сопровождаться стихотворным текстом.

3. Танцевальные физкультминутки

     Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

4. Физкультурно-спортивные физкультминутки

     Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

5. Подражательные физкультминутки

    Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел.  Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

6. Пальчиковая гимнастика

     Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд.   Они очень крепко сжимают  пальчики, считая, что чем крепче они  их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

 7. Релаксационные упражнения

      Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

     Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

     Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Физкультминутки детей должны заряжать бодростью, но не перевозбуждать, иначе вернуть ребят к занятию будет непросто. Подбирать упражнения должен воспитатель с учетом особенностей детей: их возраста, физических возможностей, способности к концентрации внимания. Опытный педагог знает, когда минутка отдыха необходима дошкольникам. Отслеживая состояние детей, их работоспособность, иногда не лишним будет отойти от конспекта занятия и сделать паузу раньше положенного времени. С появлением новых технических средств (ноутбуков, магнитол, «читающих» всевозможные форматы) стали пользоваться популярностью музыкальные физкультминутки для дошкольников.

Некоторыми авторами разработан целый цикл подобных пауз под аккомпанемент с учетом специфики каждого возраста. Удобство состоит в том, что не нужно заучивать наизусть и бояться ошибиться при проговаривании слов, под которые выполняются упражнения. Достаточно просто нажать на кнопку и отдохнуть несколько мгновений вместе с детьми. Подобные паузы очень нравятся детям, они необычные и веселые. Физкультминутки для дошкольников постоянно дополняются новыми элементами, чтобы ребятам было интересно. В упражнения можно включить какой-либо инвентарь: флажки, платочки, кубики, погремушки. Паузы могут нести и обучающий характер, включать задания, направленные на развитие произвольных процессов: внимания и памяти.

Музыкальные физкультминутки учат детей слушать музыку и выполнять движения в соответствии со словами песенки. Формируют интерес к выполнению физических упражнений.

Рекомендации по проведению физкультминуток

1. Перед применением физкультминутки необходимо детей познакомить с ее содержанием, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движений. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению. Они должны охватывать в основном крупные мышечные группы.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в виде физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток надо выразительно, повышая или понижая голос, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. Нельзя ставить перед детьми сразу несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

6. Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

7. Содержание физкультминутки варьируется в зависимости от характера и условий проведения.

«Организация и проведение дидактических игр в младшем дошкольном возрасте образовательной области Познавательное развитие»

 

                                       «Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

через  которое в духовный мир ребёнка

вливается жизненный поток

представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развитияпознавательной активности детей младшего  дошкольного возраста.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры   состоит в сочетании познавательного содержания, элементов  обучения и игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, в первой младшей группе дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями, постепенно осваивая окружающий мир.

 Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания  дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. Условно выделяют три вида игр: сюжетно-ролевые, дидактические и театрализованные.

Рассмотрим каждый из этих видов.    Сюжетно-ролевые игры . Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д.. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания.  Игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых. По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях.

 Дидактические игры обогащают чувственный опыт детей. Закрепляют знание о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидки(башенки) из 5-8 колец разной величины; ориентировать в соотношении плоских фигур «Геометрические мозайки» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), составлять целое из четырех частей(разрезных картинок, складывание кубиков); сравнивать соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти(«Чего не стало?» ит. п.) слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий- тяжелый» и т. п); мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д)

. Цель дидактических игр - развитие умственных способностейВзрослые должны корректировать проведение всех видов игр. В  частности,  руководство  дидактическими  играми заключается в обогащении представлений и впечатлений  детей, подборе соответствующих игрушек и материалов, сохранении непосредственных переживаний детей, развития их инициативы и т.д.. Когда  воспитатель проводит дидактические игры, он является инициатором, организатором, должен обязательно объяснить правила игры, следить за ее ходом, а иногда и принимать в ней непосредственное участие  В дидактических играх дети учатся разным видам игровой деятельности, соблюдают правила игры. Они как бы проходят школу организованного поведения, справедливых отношений.

Дидактические игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практике  и обогащая их содержание..

Несравненно больше взаимосвязаны дидактические и подвижные игры. Они имеют одинаковую структуру. Как в дидактических, так и в подвижных играх детям дается задание. Различие между дидактическими и подвижными играми заключается, главным образом, в смысле: выполняются задачи умственного или физического характера. Общий признак этих игр - заинтересованность детей в ходе и результатах игры.

Выводы.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности , осуществляемом неудержимости онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Для детей данного возраста ведущей деятельностью сюжетно – ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, т.е. в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.

Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ

«Развитие монологической речи младших дошкольников»

Развитие связной речи детей

младшего дошкольного возраста

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи

ребенка. Дети легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с

посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к

проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов,

их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления

природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы.

В этом возрасте для детей характерны простейшие суждения и

умозаключения о предметах и явлениях внешнего мира, об их наиболее

конкретных признаках и состояниях.

Суждения в этом возрасте обычно сводятся к описанию того, что ребенок

воспринимает или делает в данный момент, делал в недалеком прошлом или

будет делать в ближайшем будущем.

В этом возрасте дети осваивают навыки разговорной речи, выражают

свои мысли чаще простыми предложениями. Но нередко отвлекаются от

содержания вопросов. Речь имеет ярко выраженный диалогический

разговорный характер.

Развитие связной речи малышей осуществляется в процессе

 пересказа хорошо знакомых литературных произведений;

 рассказывания по картине;

 рассказывания по игрушке;

 рассказов детей из опыта.

Пересказ хорошо знакомых литературных произведений

Обучение детей пересказу сказок и рассказов происходит поэтапно.

На первом этапе дошкольники воспроизводят текстпо вопросам,

На втором - подключаясь к пересказу взрослого, повторяют отдельные слова или

целые предложения.

На третьем этапе дети пересказывают литературное произведение

самостоятельно.

Для более эмоционального восприятия сказки или рассказа мы используем

фланелеграф или настольный театр.

Составление описательных рассказов по игрушке.

2

При рассматривании игрушек дети подводятся к составлению описательных

рассказов. Начинается эта работа с выполнения лексических и грамматических

заданий: дети рассматривают игрушку, отвечают на вопросы о предмете (что это?

кто это?), его признаках и действиях. Для этого используем игры «Узнай по

описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка?». Дети находят описываемые

объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам,

которые не видны, но относятся к

3

Формированию умения видеть начало и конец действия способствует

раскладывание картинок, изображающих действия персонажей в их

последовательности (девочка спит – делает зарядку, мальчик строит – собирает

кубики, дети идут в лес – собирают грибы – уходят домой с полными

корзинками).

 Упражнения на называние последующих действий помогают усвоить

логическую последовательность действий героев рассказа: « Скажи, что делает

девочка (мальчик, кукла) и что будет делать потом». В игре « Добавь слово»

взрослый называет начало действия, а дети – его продолжение: «Зайчик испугался

и …(побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и …(ушла, заплакала)». В таких

играх обращаем внимание на интонационную законченность предложения.

В совместном рассказывании функцию планирования берёт на себя

взрослый. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему

различным содержанием. Можно включать в повествование диалоги

действующих лиц. Здесь очень важно правильно передавать интонацию вопроса,

ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа

взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребёнку

повторить рассказ, но уже самостоятельно.

Рассказы и описания могут составляться коллективно, причем не имеет

значения, сколько предложений составит каждый ребенок, важно, что все дети

говорят об одном и том же – один начинает, другие продолжают с учетом

сказанного, и все вместе создают рассказ. В играх «Встань в круг» и «Поезд»

создается живая модель рассказа, в котором все предложения «стоят, взявшись за

руки». Так, в игре «Поезд» дети выполняют роль вагончиков, но прицепиться к

другому вагону может лишь тот, кто правильно продолжил рассказ. Взрослый

может подсказать начало следующей фразы, используя слова «вдруг», «а

навстречу», «и тогда», «стали они». После этого кто-то из детей может повторить

рассказанный сюжет, внося в него новые детали.

Большое место в работе с младшими дошкольниками отводим играм-

инсценировкам с игрушками. Эти игры приносят малышам наибольшую радость.

В них педагог выступает сначала в роли активного участника, затем в роли

организатора.

Некоторые инсценировки направлены на выделение последовательности

действий героев. Их проводит сам воспитатель, дети называют, кто что делал в

разыгрываемой ситуации.

Постепенно детей подводим к самостоятельной речевой деятельности в

играх-инсценировках. При этом имеются в виду не драматизации с заранее

разученными ролями, где дети повторяют готовый литературный текст, а игры,

предполагающие импровизированные диалоги и монологи действующих лиц.

4

Для первых инсценировок используем сюжеты хорошо знакомых детям

сказок. Затем в них следует вводить либо новых героев, либо новые ситуации

(«Теремок», «Козлята и зайчик»).

Основной прием, используемый в играх-инсценировках с игрушками, -

начало фразы, сказанное воспитателем. Он позволяет учитывать индивидуальные

возможности дошкольников. Детям, затрудняющимся в создании рассказа,

воспитатель предлагает подробную схему высказывания, в которую ребёнку

остается лишь добавить одно-два последних слова. Постепенно такая схема

должна становиться менее подробной, содержать лишь слова-связки между

частями высказывания: Один раз...Вдруг...И тогда... (при создании сюжетного

рассказа);Это... У него...Он....(при описании).

Очень важно учитывать разный уровень речевого развития детей. Поэтому

особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребёнком, а также

игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий. Цель

индивидуальной работы – развитие речевых способностей каждого ребёнка.

Работа проводится в обстановке естественного общения участников игры. Детям с

высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие, но довольно

сложные по содержанию схемы («Наступила… Ребята….Они стали…И вдруг …

Тогда….Однажды дети…Видят..Они говорят ему… И тогда…»).

В индивидуальном общении легче обучать рассказыванию из личного

опыта: о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об

интересных событиях в жизни ребёнка и его близких. Индивидуальную работу

лучше проводить в утренние и вечерние часы. Фонетические и грамматические

упражнения могут легко и естественно перейти в составление совместного

рассказа в контексте выбранной темы. Если ребёнок научился хорошо описывать

предметы и игрушки, надо учить его составлять повествовательный текст,

придумывая интересный сюжет, активно вовлекая в совместное рассказывание и

игру-драматизацию.

Таким образом, для успешного формирования у дошкольников навыков

связной речи необходимо грамотное педагогическое руководство,

систематическая планомерная работа.

при формировании связной речи необходимо учитывать особенности

речевых задач, условия индивидуального воздействия, а также применять игровые

формы при обучении построению связного высказывания (описания и

повествования).