здоровьесберегающие технологии в доо
методическая разработка (старшая группа)

Шрамко Ольга Борисовна

Нетрадиционные методы закаливания для дошкольников.

Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребёнка.

Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду: хождение босиком и полоскание горла

Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду направлены на укрепление здоровья, увеличение работоспособности, формирование двигательных умений и навыков, дисциплинированности, интереса к здоровому образу жизни, снижение заболеваемости в группах. Одним и распространенных методов закаливания является хождение босиком. 

Существует прямая зависимость рецепторов стоп с организмом. Замечено, если постоянно ходить в теплой обуви, ноги привыкают к этой температуре и при охлаждении стоп начинается заболевание. Если заниматься закаливанием стоп, можно уменьшить их чувствительность, а значит, восприимчивость к перепадам температур.

Закаливание стоп в детском саду подразумевает хождение по полу при его температуре 18 градусов. В течение 5 дней выполняется ходьба в носках, затем босиком, начиная с 3 – 4 минут в день. Постепенно время хождения босиком по прохладному полу увеличивается на 1 минуту, до тех пор, пока не достигнет 20 – 25 минут. Данная процедура показана детям всех возрастов.

В домашних условиях рекомендуется начинать приучать ребенка к ходьбе босиком летом по земляному грунту, песку и асфальту. При этом стоит учесть, что мелкие камешки, хвойные иглы, шишки оказывают возбуждающее воздействие на организм, тогда как песок и мягкая трава успокаивают.

Методика закаливания детей дошкольного возраста имеет разные формы, но в каждой из них заложен свой смысл. Так, для профилактики заболеваний горла и носоглотки проводится полоскание горла прохладной водой с постепенным понижением температуры. Процедура подходит детям старшего дошкольного возраста, так как они уже умеют самостоятельно полоскать горло. В первые дни закаливания берут воду температурой 36 градусов, в последующие дни она снижается на 2 – 3 градуса и доводится в результате до 10 градусов.

Нетрадиционный метод закаливания детей раннего возраста снегом

 

В нетрадиционные способы закаливания для детей включено и обтирание снегом, а также хождение босиком по снегу. В результате ребенок получает возможность укрепить свой иммунитет в зимний период, исключение составляют дети с хроническими простудными заболеваниями, которым данный вид закаливания не подойдет.

Во время первых прогулок по снегу ребенок должен быть в теплой обуви. Сначала обувь снимается с одной ноги, после чего нога ставится на несколько секунд на снег, затем то же самое проделывается со второй ногой. Когда ноги привыкнут к холоду, можно дать ребенку возможность походить или побегать по снегу в течение 3 минут. Процедуру проводить ежедневно, постепенно увеличивая время нахождения на снегу до 5 – 7 минут.

Методы закаливания детей дошкольного возраста направлены на уменьшение простудных заболеваний, повышение сопротивляемости организма к инфекциям и выработке иммунитета. Закаливающие процедуры должны стать частью жизни ребенка. Для каждой из них необходима систематичность, только тогда она принесет желаемый эффект. Перерыв даже на 2 недели приведет к ослаблению организма и снизит его устойчивость к инфекциям.

Основные принципы и методы закаливания детей предполагают регулярность и постепенное увеличение дозировки. Только так можно добиться успеха в борьбе с простудными заболеваниями.

Закаливание носоглотки чесночным раствором.

Цель: профилактика и санация полости рта при ангине, воспалительных процессах в полости рта.

Рекомендации: Применять как лекарственное средство (известное с времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

Из расчёта – 1 зубчик на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно закапать в нос. Использовать раствор в течение 2 часов после приготовления.

Очистительный салат.

Цель: способствовать очистке организма от шлаковых веществ; оптимальному режиму работы желудочно- кишечного тракта; выработке сока с помощью клетчатки.

Рекомендации: Салат из свежих овощей в полусыром виде (капуста, морковь, укроп, сельдерей и др.) дают детям перед основным завтраком (за 15 минут) по столовой ложке на голодный желудок.

Получение праны.

Цель: дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, освободиться от болевых ощущений, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Дать духовные и физические силы. Отдать больную энергию.

Рекомендации: В течение дня на прогулке, по дороге домой подойти к дереву, прикоснуться спиной к стволу, охватить его руками, подогнуть одну ногу, прикоснуться голой ногой к коре дерева, закрыть глаза и мысленно попросить: «Мать Природа, дай здоровья!» Направить мысли внутрь себя, прислушаться к ритму работы всех органов. Сосна, берёза подпитывают человека энергией; ель, осина, тополь снимают боль воспалительных процессов, т. е. удаляют избыток энергии.

Здоровое питание.

Цель: усилить значимость растительной пищи  для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно- кишечного тракта. Повысить жизненные функции, силы, устойчивость к простудам.

Рекомендации: Пшеницу промыть холодной водой. Затем в эмалированной (стеклянной, керамической)  посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в тёплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32-34 часа пшеницу, у которой появились ростки, нужно несколько раз промыть холодной кипячёной водой, и «элексир жизни» готов к употреблению. Употреблять можно детям всех возрастных групп по 1 столовой ложке после дневного сна.

Промывание носа холодной водой.

Цель: Восстановить носовое дыхание, что очень важно для естественного выздоровления. Освободить носоглотку от вирусной инфекции, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути.

Рекомендации: Подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой – легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (затем то же сделать и левой ноздрёй).

Массаж. Самомассаж.

Цель: привлечь детей к самопрофилактике, учить серьёзно  и бережно относиться к здоровью. Повышать защитные средства слизистых оболочек гортани, глотки, трахеи и др.

Рекомендации: Во время утренних процедур самомассаж ушных раковин, пальцев.

Оздоровительный (дозированный) бег.

Цель: дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия; тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мыщцы, кости, суставы.

Рекомендации: Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце, лёгкие, вызывает активное потоотделение, вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более интенсивным нагрузкам. Однако нужно строго дозировать (вовремя переходить на ходьбу). Проводить во время утренней гимнастики (перед общеразвивающими упражнениями); в конце прогулки, перед босохождением; после занятий.

Утренняя гимнастика на свежем воздухе (в течение всего года).

Цель: повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развивать приспособляемость к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

Рекомендации: Проводить в облегчённой одежде. Начинается с оздоровительного бега в медленном темпе. Взрослый следит за состоянием детей, кто устал,  сходит с дистанции. Заканчивается бег постепенным переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания. Затем выполняются упражнения на расслабление.

Дыхательная гимнастика.

Цель: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

Рекомендации: Проводится в специальном помещении (без посторонних шумов) как со всеми  детьми, так и индивидуально  (дыхательные упражнения с задержкой).

Аутотренинг.

Цель: воздействовать на подсознание с помощью расслабления мыщц, дыхания, сосудов; учить детей расслабляться.

Рекомендации: После двигательной активности (физкультурные занятия, прогулки, бега) необходимо в комнате сесть, лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Артикуляционная гимнастика.

 Она нужна не только для занятий по развитию речи, но и вне – массаж лица (использовать зеркало).

 Пальчиковая гимнастика.

Она используется для развития моторики, но и подойдёт для массажа позвоночника.

 Массаж кисти рук.

Массаж проводится от основания пальца и до ногтя, можно наоборот.

Растирание большого пальца повышает функцию головного мозга, тонизирует весь организм. Указательный палец – желудок, средний – печень, мизинец -  сердце. Точка – бугорок между большим и четырьмя пальцами приводит в норму весь организм.

Массаж ушных раковин – противогрипповый и противоаллергенный.

Гимнастика для глаз.

а. Смотреть глазами влево – вправо (до 10 раз).

б. Кругообразные движения глазами влево – вправо (до 10 раз).

в. Чертить глазами квадрат по диагонали (до 10 раз).

г. Сильно зажмурить глаза и  затем открыть их широко (до 10 раз).

е. Лёгкое надавливание на глазное яблоко (до 10 раз).

ё. Выбрать точку: смотреть перед собой и вдаль (до 10 раз).

ж. Вытянуть руку, выставить указательный палец, смотреть на него, приближать постепенно палец к переносице (до 10 раз).

Повысить сопротивляемость организма помогают и некоторые растения  - биостимуляторы и адаптогены. Они приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов.

Пищевые продукты помогают быть закалёнными:

1. чёрная смородина, шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ.

2. Всевозможные соки. Они усваиваются организмом (уже через час!) и , следовательно,  сразу включаются в обмен веществ, что сразу благотворно влияет на восстановление организма.

Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсичные вещества (морковный, яблочный). Соки источники витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов. Недостаток витаминов приводит к нарушению обмена, к развитию гипо- и авитоминоза.

Чтобы достичь определённого уровня насыщенности витаминами необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов особенно в зимне – осенне - весенний период. Используются поливитамины по 1-2 драже в день. В период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваниях снижает заболеваемость детей в 2 раза.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения

Научились мы ходить, ножки поднимая,

Вот как наши малыши весело шагают!

Раз, два, малыши весело шагают.

Раз, два, малыши ножки поднимают.

Вот оденем мы сапожки и сухими будут ножки, (имитировать одевание сапожек)

Будем ножки поднимать, через лужицы шагать.

У папы сапожищи- топ, топ, топ, (шаги с высоким подниманием колена, руки на поясе).

У мамочки сапожки- топ, топ, топ, (обычные шаги).

А у деток крошек разноцветные сапожки- топ, шлёп, топ, шлёп, (бег на носках на месте).

«Прогулка в лес»

По двору мы все идем

Листья сыпятся дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Ходьба, руки на поясе)

Высоко от земли пролетают журавли,

Все летят, должно быть это

Пролетает наше лето. (Ходьбы на пяточках, руки на поясе)

На носочках тихо, тихо

Мы по листикам идем.

Руки выше поднимаем

Мы до неба достаем. (Ходьба на носочках, с поднятыми руками)

Мы по лесу побежали

И к полянке подбежали. (Бег по кругу)

Встали дружно мы в кружок

Дай мне руку, мой дружок. (Построение в круг)

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва- два прыжка, руки на поясе

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом. - восемь прыжков.

Мы зонты свои раскроем, - развести руки в стороны.

От дождя себя укроем- соединить руки над головой.

«За грибами»

Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе)

Белочки скакали,рыжики срывали. (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

Лисичка бежала,лисички собирала. (Бегут по кругу, срывают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки, искали опятки. (Скачут стоя, срывая воображаемыегрибы)

Медведь проходил, мухомор раздавил. (Идут вразвалку, затем топают правойногой)

«Не боимся ничего»

Ворона: кар- кар- кар! (взмахи руками в сторону)

Ветер: у- у- у! (прямые руки вверху, покачивание руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки ладонями по коленям)

Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топать попеременно ногами)

Дети: ха, ха, ха! (держаться за животик)

Мама: ах, ах, ах! (качать головой, держась за неё руками)

Дождик: кап, кап, кап! (пальчик прикладывать к другой ладошке)

Туча: бах. бах, бах! (топать ногами)

«Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки встороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками влево-вправо)

Будто опять закружиться хотят. (Снова кружатся на носочках)

Логоритмическое упражнение с элементами миогимнастики

Ой- ой- ой, посмотри лужа- то какая! (руки развести в стороны и опустить, показать, как удивились)

Ой- ой- ой, посмотри лужа- то большая! (руки развести в стороны и опустить, показать, как удивились).

«Капелька чудесная» (с показом движений)

Капелька чудесная

На ладошку села.

Капелька чудесная

Песенку запела- дети показывают правую ладошку.

Кап- кап, капелька,

На ладошку села.

Кап- кап, капелька,

Песенку запела- пальчиком левой руки прикасаются к другой ладошке.

Музыкальная игра «Солнышко и дождик»

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку.

«Осенние листья»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на колени.)

Ветер бросил на тропинку.

«Дождик на ладошку»

Капли первые упали (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки)

И детишек напугали (указательный и средний «бегут» по центру ладошки)

Дождик застучал сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)

Птички скрылись сквозь ветвей (помахивание скрещенными кистями –«птички»)

Дождь полил как из ведра сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)

Разбежалась детвора (указательный и средний «бегут» по центру ладошки в ритме музыки)

В небе молния сверкает (руки сжаты в кулак, раскрываем резко пальцы- «молнии»)

Гром все небо разрывает (стучат кулачком о кулачок).

А потом из тучи солнце (руки поднимаем вверх, пальца раскрыты –«солнце»)

Вновь посмотрит нам в оконце (одна рука, согнутая в локте, над головой, другая - под подбородком – «окошечко»).

**Примечание – не забыть в конце упражнения попросить детей улыбнуться

«Паучок»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие. Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.

«Овощи»

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –,

Это самый вкусный груз!

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;

При этом ладони не соприкасаются.

-мизинцы

-безымянные

-средние

-указательные

-большие

-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

«Где обедал, воробей?»

Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)

- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображаю раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва (На каждое название животного

За решеткою у льва. загибают по одному пальчику

Подкрепился у лисицы, поочередно на левой,

У моржа попил водицы затем на правой руке.)

Ел морковку у слона.

Дыхательные упражнения

«Подуй на листочек» (на капельку)

Положить листочек (капельку) на ладошку, поднести к губам, сделать носом вдох, на выдохе сдуть листочек (капельку) с ладошки, губы сложены трубочкой.

Материал: капельки и листочки разных цветов, изготовленные из обёрточной бумаги.

«Задуй свечи».

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью я вдохну,

И все свечи потушу.

«Ёжик фырчит»

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р (по Б. Толкачеву)

Дети после спокойного вдоха продолжительно

произнося на выдохе:

«Ф-ф-ф.»

«Дует ветерок»

Помоги мне, ветерок,

Паруса надуй, дружок,

Пусть плывет кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

Дыхательное упражнение «Аист»

Взрослый. Представим, что мы превратились в аиста,

разгуливающего с важным видом по болоту.

Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья

вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и

одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено

разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе

медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и

произнося «ш-ш-ш.». Так же - с другой ногой.

По болотам, без дороги

Ходит аист длинноногий.

Поют с ветром камыши,

Подпевает аист«Ш-ш-ш».

Ощущения. Что ты чувствовал

И во время движения? Какой ты

аист?

«Греем руки»

Мы протянем две руки

Пусть нас греют огоньки.

Ножками потопаем,

По плечам похлопаем.

Гори, гори веселей,

Ребятишек обогрей (подуть на ладошки)

Музыкальное- ритмическое упражнение «Шагаем через лужи»

Дети держат руки на поясе, ходьба с высоким подниманием колена м музыкальным сопровождением.

Коммуникативная игра "Здравствуйте"

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

Топ-топ-топ! - Топают ногами.

Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.

Бип-бип- бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, ребята! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх. Здравствуйте! - Машут рукой.

"Приседай"

1. Поплясать становись,

И дружку поклонись.

Поплясать становись,

И дружку поклонись- покружились, покружились и остановились.

2. Ручки - хлоп, ручки – хлоп,

Еще раз хлоп да хлоп.

Ручки - хлоп, ручки – хлоп,

Еще раз хлоп да хлоп- покружились, покружились и остановились.

3. Ножки топ, ножки топ,

Еще раз топ да топ.

Ножки топ, ножки топ.

Еще раз топ да топ- покружились, покружились и остановились.

4. Будем все приседать.

Дружно сесть, дружно встать.

Будем все приседать.

Дружно сесть, дружно встать- покружились, покружились и остановились.

5. Машут ручки ребят -

Это птички летят.

Машут ручки ребят -

Это птички летят- покружились, покружились и остановились.

6. Вот и кончился пляс.

Поклонись еще раз.

Вот и кончился пляс.

Поклонись еще раз- покружились, покружились и остановились.

Игровой массаж «Дождик»

Дети встают друг за другом «паровозиком»

Дождик бегает по крыше-

(Похлопывают друг друга ладошками по спине)

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

(Постукивают пальчиками)

Бом! Бом! Бом!

-Дома, дома посидите-

(Постукивают кулачками)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

(Растирают ребрами ладоней)

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте-

(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди и разминают)

Бом! Бом! Бом!

А уйду, тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом!

(Поглаживают ладошками)

Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»

Цель игры – помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.

Коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят "волшебные" слова«Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга).

Педагог произносит «формулу расслабления»

Музыка играет – глазки наши закрывает…

Глазки закрываются – чудо совершается…

Носик музыку вдыхает и по телу отправляет (повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)

Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).

Наши руки отдыхают… Отдыхают…Засыпают…

Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Засыпают…

Ветерок погладил ручки…

Ветерок погладил ножки…

Нашу шею не забыл,

Всех погладил, полюбил…

Фонопедические упражнения

«Осень»

Дети стоят в кругу. Педагогобъясняет, что в лесу много деревьев.

С деревьев падают листья:

березовые (из положения – руки вверх – вдох; на выдохе наклоняем корпус вниз, произнося гласный звук «о-о-о-о-о»);

дубовые (движения те же, произносим «у- у- у- у»)

кленовые (движения те же, произносим «ы- ы- ы»)

липовые (движения те же, произносим «а- а- а»).

Муз. сопровождение по выбору в медленном темпе с динамикой на «тихо»-«громко».

«Ветер»

Упражнение проводится с подгруппой детей. Маленький стеклянный пузырёк поднести к губам, губы сжать в маленькую трубочку, сильно выдохнуть в пузырёк. Должен получиться звук «завывающего ветра».



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы закаливания для дошкольников.

Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребёнка.

Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду: хождение босиком и полоскание горла

Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду направлены на укрепление здоровья, увеличение работоспособности, формирование двигательных умений и навыков, дисциплинированности, интереса к здоровому образу жизни, снижение заболеваемости в группах. Одним и распространенных методов закаливания является хождение босиком. 

Существует прямая зависимость рецепторов стоп с организмом. Замечено, если постоянно ходить в теплой обуви, ноги привыкают к этой температуре и при охлаждении стоп начинается заболевание. Если заниматься закаливанием стоп, можно уменьшить их чувствительность, а значит, восприимчивость к перепадам температур.

Закаливание стоп в детском саду подразумевает хождение по полу при его температуре 18 градусов. В течение 5 дней выполняется ходьба в носках, затем босиком, начиная с 3 – 4 минут в день. Постепенно время хождения босиком по прохладному полу увеличивается на 1 минуту, до тех пор, пока не достигнет 20 – 25 минут. Данная процедура показана детям всех возрастов.

В домашних условиях рекомендуется начинать приучать ребенка к ходьбе босиком летом по земляному грунту, песку и асфальту. При этом стоит учесть, что мелкие камешки, хвойные иглы, шишки оказывают возбуждающее воздействие на организм, тогда как песок и мягкая трава успокаивают.

Методика закаливания детей дошкольного возраста имеет разные формы, но в каждой из них заложен свой смысл. Так, для профилактики заболеваний горла и носоглотки проводится полоскание горла прохладной водой с постепенным понижением температуры. Процедура подходит детям старшего дошкольного возраста, так как они уже умеют самостоятельно полоскать горло. В первые дни закаливания берут воду температурой 36 градусов, в последующие дни она снижается на 2 – 3 градуса и доводится в результате до 10 градусов.

Нетрадиционный метод закаливания детей раннего возраста снегом

В нетрадиционные способы закаливания для детей включено и обтирание снегом, а также хождение босиком по снегу. В результате ребенок получает возможность укрепить свой иммунитет в зимний период, исключение составляют дети с хроническими простудными заболеваниями, которым данный вид закаливания не подойдет.

Во время первых прогулок по снегу ребенок должен быть в теплой обуви. Сначала обувь снимается с одной ноги, после чего нога ставится на несколько секунд на снег, затем то же самое проделывается со второй ногой. Когда ноги привыкнут к холоду, можно дать ребенку возможность походить или побегать по снегу в течение 3 минут. Процедуру проводить ежедневно, постепенно увеличивая время нахождения на снегу до 5 – 7 минут.

Методы закаливания детей дошкольного возраста направлены на уменьшение простудных заболеваний, повышение сопротивляемости организма к инфекциям и выработке иммунитета. Закаливающие процедуры должны стать частью жизни ребенка. Для каждой из них необходима систематичность, только тогда она принесет желаемый эффект. Перерыв даже на 2 недели приведет к ослаблению организма и снизит его устойчивость к инфекциям.

Основные принципы и методы закаливания детей предполагают регулярность и постепенное увеличение дозировки. Только так можно добиться успеха в борьбе с простудными заболеваниями.

Закаливание носоглотки чесночным раствором.

Цель: профилактика и санация полости рта при ангине, воспалительных процессах в полости рта.

Рекомендации: Применять как лекарственное средство (известное с времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

Из расчёта – 1 зубчик на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно закапать в нос. Использовать раствор в течение 2 часов после приготовления.

Очистительный салат.

Цель: способствовать очистке организма от шлаковых веществ; оптимальному режиму работы желудочно- кишечного тракта; выработке сока с помощью клетчатки.

Рекомендации: Салат из свежих овощей в полусыром виде (капуста, морковь, укроп, сельдерей и др.) дают детям перед основным завтраком (за 15 минут) по столовой ложке на голодный желудок.

Получение праны.

Цель: дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, освободиться от болевых ощущений, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Дать духовные и физические силы. Отдать больную энергию.

Рекомендации: В течение дня на прогулке, по дороге домой подойти к дереву, прикоснуться спиной к стволу, охватить его руками, подогнуть одну ногу, прикоснуться голой ногой к коре дерева, закрыть глаза и мысленно попросить: «Мать Природа, дай здоровья!» Направить мысли внутрь себя, прислушаться к ритму работы всех органов. Сосна, берёза подпитывают человека энергией; ель, осина, тополь снимают боль воспалительных процессов, т. е. удаляют избыток энергии.

Здоровое питание.

Цель: усилить значимость растительной пищи  для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно- кишечного тракта. Повысить жизненные функции, силы, устойчивость к простудам.

Рекомендации: Пшеницу промыть холодной водой. Затем в эмалированной (стеклянной, керамической)  посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в тёплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32-34 часа пшеницу, у которой появились ростки, нужно несколько раз промыть холодной кипячёной водой, и «элексир жизни» готов к употреблению. Употреблять можно детям всех возрастных групп по 1 столовой ложке после дневного сна.

Промывание носа холодной водой.

Цель: Восстановить носовое дыхание, что очень важно для естественного выздоровления. Освободить носоглотку от вирусной инфекции, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути.

Рекомендации: Подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой – легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (затем то же сделать и левой ноздрёй).

Массаж. Самомассаж.

Цель: привлечь детей к самопрофилактике, учить серьёзно  и бережно относиться к здоровью. Повышать защитные средства слизистых оболочек гортани, глотки, трахеи и др.

Рекомендации: Во время утренних процедур самомассаж ушных раковин, пальцев.

Оздоровительный (дозированный) бег.

Цель: дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия; тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мыщцы, кости, суставы.

Рекомендации: Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце, лёгкие, вызывает активное потоотделение, вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более интенсивным нагрузкам. Однако нужно строго дозировать (вовремя переходить на ходьбу). Проводить во время утренней гимнастики (перед общеразвивающими упражнениями); в конце прогулки, перед босохождением; после занятий.

Утренняя гимнастика на свежем воздухе (в течение всего года).

Цель: повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развивать приспособляемость к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

Рекомендации: Проводить в облегчённой одежде. Начинается с оздоровительного бега в медленном темпе. Взрослый следит за состоянием детей, кто устал,  сходит с дистанции. Заканчивается бег постепенным переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания. Затем выполняются упражнения на расслабление.

Дыхательная гимнастика.

Цель: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

Рекомендации: Проводится в специальном помещении (без посторонних шумов) как со всеми  детьми, так и индивидуально  (дыхательные упражнения с задержкой).

Аутотренинг.

Цель: воздействовать на подсознание с помощью расслабления мыщц, дыхания, сосудов; учить детей расслабляться.

Рекомендации: После двигательной активности (физкультурные занятия, прогулки, бега) необходимо в комнате сесть, лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Артикуляционная гимнастика.

 Она нужна не только для занятий по развитию речи, но и вне – массаж лица (использовать зеркало).

 Пальчиковая гимнастика.

Она используется для развития моторики, но и подойдёт для массажа позвоночника.

 Массаж кисти рук.

Массаж проводится от основания пальца и до ногтя, можно наоборот.

Растирание большого пальца повышает функцию головного мозга, тонизирует весь организм. Указательный палец – желудок, средний – печень, мизинец -  сердце. Точка – бугорок между большим и четырьмя пальцами приводит в норму весь организм.

Массаж ушных раковин – противогрипповый и противоаллергенный.

Гимнастика для глаз.

а. Смотреть глазами влево – вправо (до 10 раз).

б. Кругообразные движения глазами влево – вправо (до 10 раз).

в. Чертить глазами квадрат по диагонали (до 10 раз).

г. Сильно зажмурить глаза и  затем открыть их широко (до 10 раз).

е. Лёгкое надавливание на глазное яблоко (до 10 раз).

ё. Выбрать точку: смотреть перед собой и вдаль (до 10 раз).

ж. Вытянуть руку, выставить указательный палец, смотреть на него, приближать постепенно палец к переносице (до 10 раз).

Повысить сопротивляемость организма помогают и некоторые растения  - биостимуляторы и адаптогены. Они приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов.

Пищевые продукты помогают быть закалёнными:

1. чёрная смородина, шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ.

2. Всевозможные соки. Они усваиваются организмом (уже через час!) и , следовательно,  сразу включаются в обмен веществ, что сразу благотворно влияет на восстановление организма.

Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсичные вещества (морковный, яблочный). Соки источники витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов. Недостаток витаминов приводит к нарушению обмена, к развитию гипо- и авитоминоза.

Чтобы достичь определённого уровня насыщенности витаминами необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов особенно в зимне – осенне - весенний период. Используются поливитамины по 1-2 драже в день. В период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваниях снижает заболеваемость детей в 2 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...