Проект "Мы выбираем здоровье"
проект

Вторая группа раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_2015.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №27 «Росинка» Ступинского муниципального района

Проект

«Мы выбираем здоровье»

Подготовили:

Филимошина В.Н.

Кондратьева Н.А.

воспитатели 2-ой группы раннего возраста №3

Ступино 2015

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 
От жизнерадостности, бодрости детей зависит 
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное 
развитие, прочность знаний, вера в свои силы” .
В.А.Сухомлинский

Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению здоровья детей, к снижению их физического и умственного потенциала. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических процессов и наличии тесной связи между показателями физических, психических и умственных качеств у дошкольников  (Л.С. Выготский,   Ж. Пиаже;   Г.А. Каданцева, 1993;            А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997).

Младший возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки малыша. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И.А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Причины.

  • В семьях наших воспитанников часто нарушается режим дня (в выходные и праздничные дни большинство детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон, в связи с просмотром телепередач), что создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и нервно-психическое развитие.
  • Родители одевают детей, не учитывая погодные условия, что также плохо сказывается на здоровье организма малышей.
  • По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 69% родителей не знают, как укреплять здоровье детей в домашних условиях.

Вышеперечисленные причины, показывают актуальность проблемы в укреплении здоровья детей в группе, а, также, активизации работы по взаимодействию с родителями в данном направлении.

Для решения выявленных проблем мы разработали долгосрочный проект “Мы выбираем здоровье”.

Участники: воспитатели, педагог-психолог, ст. медицинская сестра, инструктор по физ. воспитанию (плаванию), родители, дети первой младшей группы.

Цель: создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей первой младшей группы в условиях ДОУ и семьи.

Задачи:

- создавать условия для психологического комфорта и сохранения здоровья детей в адаптационный период;

- создавать здоровьесберегающую среду (оборудование для двигательной активности детей, физического и психического развития, игровые развивающие зоны);

- дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни;

- формировать интерес к физической культуре и закаливанию;

- развивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития;

- формировать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей младшего возраста;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.

Приемы:

- игровой; игры-упражнения;

- показ действий (пример воспитателя);

- использование художественного слова;

- словесные указания (поручения);

- напоминание; поощрение.

Основные педагогические принципы: научности, последовательности, систематичности, принцип личностной ориентации и преемственности, наглядности, индивидуальности, гуманизации, позитивности.

 Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный /15.10.15 – 31.10.15/

Виды деятельности:

- групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта;

- дидактическое и методическое оснащение проекта;

- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

2 этап - Практический (основной) /01.11.15. – 30.04.16/

Виды деятельности:

- использование здоровьесберегающих технологий;

- привлечение специалистов к работе по реализации проекта (педагога-психолога, ст. медицинской сестры, инструктора по физ. воспитанию и плаванию);

- мероприятия с родителями.

3 этап – Аналитический (заключительный) /май 2016/

Виды деятельности:

- анализ деятельности по результатам реализации проекта “Мы выбираем здоровье”;

- рекомендации родителям;

- трансляция данного педагогического опыта в СМИ и педагогических сообществах района, региона и РФ.

Риски:

- непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации;

- слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления:

- индивидуальная работа с отсутствующими детьми;

- информирование родителей с помощью информационных стендов и индивидуальных консультаций;

- проведение мероприятий способствующих психологическому комфорту и сохранению здоровья детей.

Содержание работы по плану реализации проекта

Все формы работы с детьми проходят в игровой деятельности.

1. Адаптация к условиям ДОУ.

Формы работы:

  • игры с детьми в адаптационный период;
  • работа с родителями.

2. Формирование культурно-гигиенических навыков.

Формы работы:

  • сюжетно-образные игры, игры - занятия на формирование культурно-гигиенических навыков;
  • чтение детской литературы, стихотворений, потешек.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Формы работы.

  • Утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия и занятия с инструктором по плаванию.
  • Подвижные игры.
  • Прогулки.
  • Физкультминутки.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты).
  • Сон без маечек.
  • Гимнастика после дневного сна.
  • Строгое выполнение санитарно-гигиенического режима согласно требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13.

4. Совместная работа с педагогом-психологом.

Формы работы.

  • Комплексные игровые упражнения.
  • Упражнения на развитие психомоторики.
  • Игры и упражнения в сенсорной комнате.

5. Совместная работа с медицинской сестрой.

Формы работы: 

  • контроль за развитием и здоровьем детей.
  • отслеживание заболеваемости.
  • витаминизация.
  • профилактические прививки.
  • назначение  различных профилактических мероприятий и рекомендации.
  • прохождение медосмотра детей ежегодно.

6. Работа с родителями

1 этап

Формы работы.

  • Анкетирование родителей “Береги здоровье смолоду”.
  • Родительское собрание “Давайте познакомимся”.

Один из вопросов на повестке - изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.

  • Консультации ст. медицинской сестры:

«Как пойти в садик и не заболеть?»;

«Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?»

  • Консультации педагога-психолога:

«Меры облегчающие адаптацию»;

«Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?»;

«Как приучить ребенка спать днем».

2 этап

Формы работы.

  • Консультация для родителей:

«Как одеть ребенка на прогулку».

«Приучение ребенка к опрятности»

  • Папка-передвижка:

«Игры для профилактики плоскостопия».

«Закаливание детей».

  • Мастер-класс “Пальчиковая гимнастика”.

Ожидаемые результаты:

1. У детей:

- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

- сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни, полезных привычек.

2. У родителей:

- необходимый запас знаний, который поможет в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие;

- повышение активности родителей в использовании профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей.

Выводы.

В результате реализации проекта у детей наблюдается улучшение аппетита, качества сна, настроения, повысился познавательный интерес, появились зачатки осознанного отношения к физической культуре, повысилась самостоятельная двигательная активность (особенно в игровой деятельности), сформировались первоначальные культурно-гигиенические навыки, появилось стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Повысилась активность родителей в использовании профилактических мероприятий по оздоровлению детей.

Практическая значимость проекта очевидна – наблюдается снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей младшего возраста в условиях ДОУ и семьи. Учитывая положительные результаты, планируем продолжить данное направление педагогической деятельности.

Литература

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М.: Linkapress, 1993.

3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

4. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003. -№3.

5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.

6. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009.

7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2000.

8. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.

9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2000.

10. Григорьева Г.Г., Кочеткова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха. – М.: Просвещение, 2001.

11. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 – 2009.

12. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Программа социально-эмоционального развития детей. – М.: Дрофа, Дик, 1999.

13. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

14. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М.: Просвещение, 1978.

15. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши. Россия, 2007.

16. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерикова С.Ю. Первые шаги. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2007.

17. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Примерная программа по плаванию для детей от 2 до 7 лет. Айрис-Пресс, 2003.

18. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. - К.: Рад.шк, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровый образ жизни" (В рамках проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ "Мы выбираем здоровье!")

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье!»

. Выполняя проект, дети познакомятся с правилами организации здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучат организм человека.  Кроме того, проект поможет детям сделат...

План – программа по приобщению семьи к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье»

Проработав много лет в дошкольном учреждении и углубленно работая над темой "Здоровый образ жизни" ,я хотела бы поделиться с коллегами, в том числе с начиающими педагогами опытом своей работы. В данно...

Конспект занятия по программе "Азбука здоровья""Мы выбираем здоровье""

Задачи:- закрепить у детей знания особенностей своего организма;- формировать мотивацию здорового образа жизни;- помочь детям осознать личностную ценность здоровья....

Мы выбираем здоровье и здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние оптимальной работоспособности, эмоционального тонуса, творческой отдачи, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению зд...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»

В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...