Компьютер в жизни ребенка
консультация

Бондаренко Наталия Валерьевна

Компьютер и ребенок или как превратить врага в друга.

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_i_rebenok_ili_kak_prevratit_vraga_v_druga.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер и ребенок или как превратить врага в друга.

Консультация для родителей

Давайте начнем наш разговор с того, что я двумя руками «за» использование компьютера в обучении дошкольников. В современном мире компьютер столь же необходимая вещь, как телефон, телевизор и прочие электронные приспособления. Даже, пожалуй, уже можно выдвинуть его на первое место, т.к. он вытесняет все выше перечисленное. И задача взрослых познакомить с ним ребенка и научить  работать на компьютере. Но вот здесь и начинается проблема.

Как не превратить друга и помощника в злейшего врага. Давайте попробуем разобраться.

Возраст пользователей

Если говорить о том возрасте, в котором стоит начинать общение с компьютером, стоит обозначить следующие моменты. Многие родители считают, что раннее начало знакомства с компьютером (в год-два) просто нелепо. Надо сказать, что они правы. Не только нелепо, но и опасно, в какой-то степени. В магазинах можно легко найти программы и для годовалых детей. Но производители таких игр метят либо в тщеславных родителей, которые уверены, что их ребенок – гений, либо в тех, кто панически боится, чтобы их дитя не отстало от сверстников. Вам все равно не удастся сделать из ребенка вундеркинда в полтора года, перескочив сразу несколько ступеней раз.

 Дело в том, что для ребенка на 2-5 году жизни приоритетной является игровая деятельность, он совершенствует двигательные навыки и навыки обращения с предметами. Именно хорошая моторика и психоэмоциональное развитие определяют впоследствии интеллектуальные способности ребенка. Поэтому не стоит форсировать этот этап. Чтобы играть на компьютере, ребенок должен неплохо владеть собственным телом, иметь четкую координацию системы рука-глаз, то есть обладать качествами, которые еще не сформировались. Эти навыки приходят к ребенку в процессе игр, которые требуют участия пальцев – рисования, лепки, аппликации, завязывания узелков, пальчиковых игр с веревочкой, игр с мячом, езды на велосипеде, плавания и бега. Таким образом, основы будущего интеллектуального развития ребенка могут быть заложены только в процессе реальных, но ни в коем случае не виртуальных игр.

Также необходимо развивать воображение ваших детей. Дело в том, что дети, воображение которых не очень развито, предпочитают компьютерные игры всем остальным, в ущерб своему здоровью. Участие не в реальной, а в виртуальной игре еще больше угнетает способность малыша фантазировать, поскольку он действует не в спонтанных, а в уже придуманных кем-то обстоятельствах. Он еще больше тянется к игре, которая не требует от него проявления особой находчивости. Круг замыкается. Чтобы избежать этого, играйте с ребенком в ролевые игры. Прекрасным способом развития воображения является «сказкотерапия», когда ваш малыш сам придумывает себе сказку, ее героев и сюжет. (предложить замену игры с маркером).

Когда же стоит знакомить ребенка с компьютером без вреда для его здоровья?

Детские отделения офтальмологии и неврологии детям до 3х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуют вообще. При этом не имеет значения, статичная картинка или динамичная. Другие специалисты называют идеальным возрастом для начала знакомства ребенка с компьютером четыре года. Зрительная функция у ребенка развивается наиболее интенсивно до 4—6ти лет. А в момент роста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы. Соответственно только с 5-ти лет при наличии хорошего монитора и под присмотром взрослого можно знакомить ребенка с компьютером.

Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-  3 раза в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или   перед сном.  

 Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать  10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет. Через день.

После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты

    зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить  

    физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи,

    верхнего плечевого пояса.

Упражнения для проведения зрительной гимнастики:

  1. Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.
  2.  Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.
  3. Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.
  4.  Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.
  5. На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребенок должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.

Зависимость

 Если первый родительский страх связан с тем, чтобы компьютер не навредил зрению ребенка, то второй — с компьютерной зависимостью. По мнению психологов, она возможна в том случае, когда реальная жизнь изолирована от виртуальной. Чтобы избежать этой проблемы, Светлана Ройз, детский, семейный психолог, Член Европейской профессиональной психотерапевтической Лиги, советует чаще задавать себе такие вопросы: "Сколько времени ваш ребенок проводит у компьютера? Назовите несколько событий в жизни ребенка за последние месяцы? В какие игры играет ваш ребенок и что вы знаете об этих играх? Кто впервые показал ребенку компьютерную игру?" Получив честные ответы на эти вопросы, вам станет понятно, что опасаться компьютерной зависимости стоит очень занятым родителям, которым некогда заниматься собственным чадом.

Мы должны помнить, что компьютер, телевизор, игровую приставку мы не даем ребенку вместо себя, мы не стараемся переключить на них внимание, чтобы освободить свои руки, свое время — а находимся вместе с ребенком (иначе есть вероятность, что у ребенка общение с этими предметами перерастут в зависимость). Мы следим за тем, чтобы у ребенка было комфортное общение со сверстниками, чтобы его тело было наполнено энергией и здоровьем, чтобы оно тоже получало должное внимание, чтобы творческая сфера, сфера фантазий и креативного мышления тоже была насыщенна (рисованием, лепкой, моделированиями и т.п.)

Рабочее место ребенка

Помните: Компьютер – инструмент.

Вы же не дадите маленькому ребенку молоток или нож: «пусть поиграет!» Для начала надо научить с ним работать.

 Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:

  1. стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;
  2. монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;
  3. глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
  4. расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;
  5. источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;
  6. провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.

В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

Компьютерные  игры

Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред. Главное в использовании компьютерных игр придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него.
  2. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их.
  3. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующий возрастным возможностям детей.
  4. Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
  5. Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка задачи.
  6. Замечено, что дети лучше справляются с заданиями, если работают парами.
  7. Игры на компьютере доступны детям уже с 5 лет.
  8. Не забывайте радоваться успехам ребенка.
  9. Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
  10. По ходу занятий необходимо проводить физминутки. Также будет полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей. Что в свою очередь будет способствовать боле успешному овладению компьютером.
  11. Все занятия должны проходить под строгим присмотром взрослых.
  12. Для привлечения дополнительного интереса к компьютерным играм можно проводить дополнительные мероприятия с детьми. Например, если вы собираетесь дать детям компьютерную игру о космосе, то можно предложить детям перед этим поиграть в игру по аналогичной теме на прогулке.

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника родителям следует применять на практике ряд правил. 
Прежде всею необходимо выбирать,   жанр   игры   в   соответствии   с темпераментом   и   склонностями   ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим — активные,  динамические.   Надо  знать своего   ребенка   и рекомендовать, ему такие  игры,  которые   не  будут   его   перегружать.   Присмотритесь к ребенку.  Если он  перевозбужден,    значит,   надо   уменьшить уровень сложности  игры  или вообще сменить  ее  тип.   Если   вы   замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер  реагирует  на   их действия мгновенно,    и    замедленная    реакция окружающих   начинает   их   нервировать. В этом случае объясните ребенку,  в чем суть, проблемы,  и  подберите игры    поспокойнее,    в    которых    ему придется   больше   думать   и    меньше действовать. 
¨ Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.
¨    Продолжительность   игры   выбирается    в   соответствии   с   возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность.    Ритм    и    продолжительность должны  быть сбалансированы.   Если ритм игры напряжен,  то   игра   не должна быть продолжительной,
¨    Не рекомендуется прерывать игру ребенка   до   завершения эпизода - человек должен покидать компьютер с сознанием  успешно выполненного дела.
¨Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка, прежде всего адвентурные и ролевые. Дети воспринимают их как необычные мультфильмы. Их большая продолжительность по времени не сказывается отрицательным образом на развитии ребенка, в отличие от таких жанров, как 3D-Action или аркады. К тому же совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка, связанных с компьютером.
¨У   детей    5—8    лет    преобладает наглядно-образное мышление.  Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной   техникой   в   данном возрасте  происходит  посредством   игровой деятельности.   При  неправильном    подборе   игровых   программ,    в частности основанных на жестокости, агрессивности   или   чистой   развлекательности, возможно,   такое   нежелательное психологическое явление, как вытеснение    интересов.    Это    может проявляться: в нежелании общаться с друзьями,   заниматься   учебой,   спортом, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера.
Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствии, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. 

   Не идите на поводу у детей в магазине. Для ребёнка главное упаковка, а не содержание. Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм!

Развивающие и обучающие программы-игры для старших дошкольников:

Баба-Яга в плену врага. Информатика

Баба-Яга за тридевять земель. Начинаем учить английский

Баба-Яга за тридевять земель. Начинаем учить немецкий

Баба-Яга за тридевять земель. Начинаем учить французский

Баба-Яга и Новогодние Хлопоты

Баба-Яга и Проша: Год, полный забот

Баба-Яга учится считать

Баба-Яга учится читать

Баба-Яга. Пойди туда, не знаю куда

Баба-Яга. Сказочная вечеринка

Баба-Яга. Школа на курьих ножках

А я считаю лучше всех! Часть 1 Математика для дошколят

А я считаю лучше всех! Часть2. Математика для первоклашек

      Кузя в Африке

      Кузя в бегах

      Кузя в джунглях

      Кузя в космосе

      Кузя учит английский. Часть 2. Возвращение капитана

      Кузя учит английский

     Кузя. Волшебный Эликсир

     Кузя. Заколдованное зеркало

     Кузя. Новый год 2

     Кузя. Остров джунглей (Кузя в джунглях 2)

     Кузя. Подводное сафари

     Кузя. Силы природы

     Кузя. Фабрика игр

     Кузя: Алмазная лихорадка

Все выше перечисленные игры принадлежат компании МедиаХауз

«Лунтик Малышам. Развивающие задания»

«Лунтик рисует. Изучаем цвета и фигуры»

«Лунтик. Математика для малышей»

Разработчик и издатель «1С-СофтКлаб»

   Мир компьютерных игр богат и разнообразен, главное – соблюдать родительский контроль за качеством детских «игрушек».

   Предлагаю Вашему вниманию несколько сайтов для детей и родителей, где первые найдут интересные демо-игры, раскраски, стихи, конкурсы, мультфильмы а взрослые информацию по воспитанию и обучению своих чад.

  1. Детский портал «Солнышко»
  2. POZNAIKA.RU
  3. http://pochemu4ka.ru/
  4. http://www.detskiy-mir.net/
  5. http://detsad-kitty.ru/
  6. http://doshkolnik.ru/ (поделки, раскраски, песни игры)
  7. http://mama-plus.ru/viewtopic.php?id=4247 (все о сюжетно-ролевых играх детей)
  8. http://www.mamainfo.ru/goods/283.html (статьи о выборе школы и предшкольной подготовке, консультации психолога, юридическая страничка)

Наверное, основной рекомендацией родителям будет, как всегда - проводите больше времени с ребенком. Не заменяйте общение с собой на планшет и компьютер. И помните, что от Ваших действий зависит то, станет ли компьютером другом ребенку или будет портить ему жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютер в жизни ребенка - дошкольника

Консультация для родителей...

Компьютер в жизни ребенка

Консультация для родителей...

Консультация для родителей:«Компьютер в жизни ребенка-дошкольника»

В современном образовательном пространстве практически нельзя обойтись без компьютерных технологий. Педагоги в образовательном процессе все чаще и чаще применяют традиционные и инновационные информаци...

Роль телевизора и компьютера в жизни ребенка

Презентация по указанной теме....

Телевизор и компьютер в жизни ребенка

Ограничивайте просмотр телевизора, поиграйте с ребенком, уделите ему время....