Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.
картотека (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА;

- ДЕТСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ  В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ;

- ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА;

-  КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ;

- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад комбинированного вида

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

artikuliatcionnaia gimnastika1

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах

Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

Упражнение  2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи для артикуляционного упражнения:

Артикуляционная гимнастика

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

Артикуляционные упражнения для детей

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я  вниз

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

artikuliatcionnaia gimnastika9

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

artikuliatcionnaia gimnastika10

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!




Предварительный просмотр:

Просмотр увеличенной картинки - FastPic

Картотека комплексов пальчиковой

гимнастики для детей 5-6 лет

1-й КОМПЛЕКС

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «1 – 2 – 3».)

3. Пальчики здороваются (на счет «1 – 2 – 3 – 4  –  5»  соединяются  пальцы

  обеих рук : большой с большим, указательный с указательным...)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом  левой  

руки бегают по столу)

5. Дети бегут на перегонки (движения как в 4 упражнении, но  выполняют  

обе руки одновременно).

ПОТЕШКА « ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК »

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

      Логопед показывает большой палец и как бы  обращается  к  нему,  затем

прикасается его кончиком  к  кончикам  всех  остальных  пальцев,  начиная  с

указательного.

2-й КОМПЛЕКС

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а  затем  левой

  руки )

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется  одновременно пальцами

 обеих  рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и  указательного  пальцев  обеих

  рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец  и средний соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

ПОТЕШКА « БЕЛКА »

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

      Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

 3-й КОМПЛЕКС

1. 1.Флажок (большой палец вытянуть вверх , остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4. Цветок (то же , но пальцы разъединены).

5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной   друг  к  другу,  

опустить пальцы вниз).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

      Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,

слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

4-й КОМПЛЕКС

1. Пчела  (указательным  пальцем  правой  руки,  затем  левой  руки  вращать

  вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется 2-мя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать  руки  ладонями  

друг  к другу, слегка приоткрыть их).

4.  Солнечные  лучи  (скрестить  пальцы,  поднять  руки  вверх,   расставить

  пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены  вниз,  тыльные  

стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

       Поднять левую ладонь к себе  и  в  соответствии  с  текстом  загибать

правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать ,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

      Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

5-й КОМПЛЕКС

1. Замок (на счет «1» - ладони вместе, на счет «2» -  пальцы  соединяются  в

  «замок»).

2. Лиса и заяц (лиса «крадется» - все пальцы  медленно  «шагают»  по  столу

  вперед, заяц «убегает», перебирая  пальцами, быстро двигается назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).

4. Бабочка(ладони  соединить  тыльной  стороной,  махать  пальцами,  

плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).

5. Счет до 4-х (большой палец соединяется поочередно со всеми

остальными).

ИГРА - ПОТЕШКА «НУ-КА, БРАТЦЫ ЗА РАБОТУ»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А  малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

      Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно  разгибают

все пальцы.

6-й КОМПЛЕКС

1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие  пальцы  вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).

2. «Стол»  (правую  руку   согнуть  в  кулак,  на   нее   сверху   положить

  горизонтально левую руку).

3. «Кресло» (правую  руку  согнуть  в  кулак,  а  левую  прислонить  к  ней

  вертикально).

4. «Ворота» (соединить кончики средних и  безымянных  пальцев  обеих  рук,

  большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

5. «Мост»(поднять руки вверх ладонями  друг к  другу,  расположить  пальцы горизонтально, соединить кончики среднего  и  безымянного  пальцев  обеих рук).

ПОТЕШКА «ПО ГРИБЫ»

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел.

От того и потолстел.

7-й КОМПЛЕКС

1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

2.«Тюльпан»(полусогнутые  пальцы  обеих  рук  соединить, образуя  чашечку цветка).

3. Сжимание и разжимание  кистей рук на счет раз - два.

ПОТЕШКА «АЛЫЕ ЦВЕТЫ»

     Ладони соединены в  форме   тюльпана,  пальцы  медленно  раскрываются,

затем  производятся  плавные  покачивания  кистями   рук, затем   медленно

закрываются, приобретая  форму  цветка, производятся покачивания головой цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

8-й КОМПЛЕКС

1.«Улитка с усиками» (положить правую руку н стол,  поднять  указательный

  палец и средний, и расставить их).

2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).

3. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

4.«Кот»(средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони  большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх).

5.«Волк»(соединить большой средний  и  безымянный  пальцы  правой  руки,

  указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН»

(начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы).

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

9-й КОМПЛЕКС

1.«Ножницы»(указательный  и  средний  пальцы  правой  руки  и  левой  руки

  имитируют стрижку ножницами).

2.«Колокол»(скрестить пальцы обеих рук,тыльные  стороны  обратить  вверх,

  опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их).

3. «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой руки ).

4. «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в  кулак,  остальные

  сверху отверстия).

5.«Пожарник»(упражнение  с  предметом,используется  игрушечная  лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

ПОТЕШКА «ПРЯТКИ»

(сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

10-й КОМПЛЕКС

1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения : вверх, вниз).

2. «Птички клюют» (большой палец  поочередно соединить с остальными).

3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чашки).

4. «Скворечник» (ладошки поставлены «домиком», большие пальцы загнуты вовнутрь).

5. «Птички в гнезде» (обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить).

ПОТЕШКА «СОРОКА»

      (При произнесении текста ребенок водит  указательным  пальцем  правой

руки по ладони левой руки, на словах «этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца).



Предварительный просмотр:

Кинезеологические упражнения

 Направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Эти упражнения помогают детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

1)«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

4)«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем.

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем

И кольцо мы получаем:

1/2 1/3 1/4 1/5

Поздоровались пальцы опять!

1/5 1/4 1/3 1/2

Закрепили кольца-слова!



Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА

Добрый день! Скорей проснись! Солнцу шире улыбнись!

ПОТЯГИВАНИЕ

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Потянутся, вытягивая позвоночник.

Тихо-тихо колокольчик позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

НАРИСУЙ РАДУГУ

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

Что за чудо-красота,

Расписные ворота!

В небе радуга повисла,

Как цветное коромысло!

ГРОМ

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.

По дорожкам пыль летит!

Гром грохочет, гром гремит!

Спрячемся от грома,

Громкого такого!

КОРАБЛИКИ

Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком. Приподняться, прогнуть спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка

 

   Веселый ручеек.

Запустим мы кораблики,

Бумажные кораблики,

И путь их так далек.

КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА

Педагог произносит слова, дети выполняют движения.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Дети изображают кошку, свернувшуюся калачиком.

Киска, глазки открывай!

День зарядкой начинай!

Перекатываются с одного бока на другой. Лежа на спине, поднимают голову, затем поворачивают ее вправо-влево.

Захотела наша кошка

Когти поточить немножко.

Лежа на спине, поджимают согнутые ноги, подтягивая колени к животу. Подняв рук вверх, делают пальцами царапающие движения.

Потянула кошка лапки,

Убедилась: все в порядке.

Стоя на коленях и опираясь на ладони, дети поочередно поднимают выпрямленные ноги.

Кошка хвостиком махнет,

Поворачивают голову вправо-влево.

Спинку плавно разогнет.

 Прогибают и выгибают спину.

После разминки – надо подкрепиться,

Молока из блюдечка следует напиться.

Дети изображают, как кошка лакает молоко: стоя на четвереньках, сгибают руки и опускают голову и плечи.

Кошка умывается, лапкой утирается.

Сидят, скрестив ноги «по-турецки», и имитируют движения умывающейся кошки.

Чешется за ухом.

Может, это муха?

Муху надо бы поймать.

Не мешает пусть играть.

Приподнимаясь на коленях, выполняют хватательные движения руками, сначала медленно и плавно, затем более активно.

Со скамейки кошка – прыг!

И поймала муху вмиг!

ПРОСЫПАЛОЧКА-ЗАРЯЖАЛОЧКА

Педагог произносит слова, дети выполняют движения.

Глазки открываются,

Реснички поднимаются,                Легкий массаж лица

Дети просыпаются,

Друг другу улыбаются.                Поворачивают голову вправо-влево

Дышим ровно, глубоко

И свободно, и легко.                               Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот

Что за чудная зарядка –

Как она нам помогает,

Настроенье улучшает

И здоровье укрепляет.                   Растирают ладонями грудную клетку и предплечья

Крепко кулачки сжимает,

Руки выше поднимаем.                  Медленно  поднимают руки вверх, быстро   сжимая и разжимая кулаки.

Сильно-сильно потянись.

Солнцу шире улыбнись!                   Вытягивают руки, потягиваются.

Потянулись! Улыбнулись!

Наконец-то мы проснулись!

Добрый день!

Пора вставать!

Заправлять свою кровать.                Встают с кровати


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика (I комплекс упражнений)

Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое, а вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Язык – главная мышца органов речи, и гимнастика для него, как и для всякой мышцы, просто ...

Артикуляционная гимнастика (II комплекс упражнений)

Данный комплекс  упражнений поможет подготовить артикуляционный аппарат к коррекции дефектных звуков. Преимущественно он предназначен для постановки шипящих звуков....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по артикуляционной гимнастике с презентацией упражнений.

Мастер-класс по артикуляционной гимнастике с презентацией упражнений. Для воспитателей ДОУ....

Артикуляционная гимнастика дома (комплекс упражнений)

Комплекс основных артикуляционных упражнений для детей 5-7 лет для выполнения дома с родителями.Выполняя артикуляционную гимнастику с детьми  ежедневно, вы поможете развить и укрепить мышцы орган...

Артикуляционная гимнастика как основное средство коррекции нарушений звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте

Методические рекомендации к артикуляционной гимнастике.Комплексы упражненийдля разных органов артикуляционного аппарата.Традиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные формы пр...