Коррекция морфофункциональных отклонений у детей дошкольного возраста
материал

Мокрова Оксана Николаевна

Выступление на секции дошкольного образования II Всероссийской конференции "Здоровьесберегающие технологии в современном образовании"

Скачать:


Предварительный просмотр:

На сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. А. И. Вялков, Р.Г Оганов, З. Ю. Кибраева и ряд других авторов считают, что за в последние десять лет столкнулись с тем, что возраст детей с нарушением осанки молодеет. Это зачастую приводит к серьёзным заболеваниям, утомляемости и неправильному формированию растущего организма. Разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.

Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.

Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности. Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.

Существует необходимость создания системы работы по коррекции морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада, и в теории и методике дошкольного образования достаточно много разработанных здоровьесберегающих  технологий.

Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Создание программы обусловлено требованиями  индивидуального подхода к оздоровлению детей дошкольного возраста.

Нами разработана система коррекции морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада, включающая взаимодействие всех участников педагогического процесса.

В детском саду работают: инструктор по физической культуре, инструктор по ЛФК, старшая медсестра, специалист по лечебно-профилактической работе, массажист, педагоги групп, музыкальный руководитель.

Медико - педагогический коллектив детского сада уделяет должное внимание оздоровительной работе в нашем детском саду.

В процессе работы возникла необходимость создания программы оздоровления, направленной на профилактику, коррекцию и укрепление здоровья детей.

Педагоги вместе с мед.персоналом детского сада проводили мониторинг физического развития и здоровья детей в течение 3 лет. Анализ обследования физического развития  показал, что 19,6% детей имеют дисгармоничное развитие, у 18,6% биологический возраст ниже календарного. Наблюдались функциональные отклонения и хронические заболевания у 43% детей.

Медицинское обследование (2010-2011г) выявило, что 27,3% детей имеют нарушения стопы, 11,7% - нарушения осанки, у 12,1% можно констатировать «вялую осанку», (2011-2012г) выявило, что 35,4% детей имеют нарушения стопы, 15,2% - нарушения осанки, у 19,4% можно констатировать «вялую осанку».

Мониторинговые исследования позволили выявить состояния и особенности здоровья воспитанников. Полученные результаты позволили спланировать и провести работу согласно индивидуальным возможностям и потребностям ребенка, а также разработать свою модель здоровьесберегающего пространства на уровне групп и создать оздоровительную подпрограмму детского сада.

Проанализировав за два года состояние здоровья у выпускников, мы выявили следующее:

  • Из 31 выпускника в 2011 году, имевших при поступлении в детский сад нарушения плоско – вальгусных стоп,  при выпуске осталось у 7 детей (- 24);
  • Из 34 выпускника в 2012 году, имевших при поступлении в детский сад нарушения плоско – вальгусных стоп,  при выпуске осталось у 8 детей (- 26); Данные были получены с помощью плантографа.

В настоящее время возрастает количество детей с хронической патологией, где основное место занимают заболевания костно-мышечной системы. На данный момент в детском саду 32,8% детей имеют первую группу здоровья, 62,9% вторую, 3,84% третью, 0,46% четвертую. Почти у 35% детей выявлены морфофункциональные отклонения. Для оздоровительной программы созданы условия: медицинский блок, кабинет «Здоровья»: кабинет массажа, комната для коктейлей, тренажерный зал, комната с детским солярием «Солнышко»,  физкультурно-музыкальный зал с оборудованием для коррегирующих  упражнений.

Создана «Тропа здоровья», где в теплое время года проводится работа по профилактике и коррекции нарушений плоско-вальгусных стоп у детей. Инструктор ЛФК проводит специальные занятия с детьми по профилактике и коррекции нарушения осанки и деформации стоп у воспитанников. Также инструктор по физ. развитию вводит на занятиях элементы по профилактике нарушения осанки и стоп у детей, проводит индивидуальные и групповые консультации для родителей по их запросам.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников в детском саду. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и их реализацию.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Одним из основных направлений деятельности по формированию здорового ребенка является работа с родителями.

В процессе сотрудничества ребенок – родители – педагог,  семья приобретает следующие возможности:

- получить новые знания о здоровье;

- приобщиться к живому опыту других семей и использовать его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;

- найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;

- улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;

- ближе узнать детей, умение лучше их понимать;

- укрепление семьи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дыхательной функции у детей дошкольного возраста

КОРРЕКЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ                 Л. Р. Фолина учи...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

виды и причин речевых отклонений у детей дошкольного возраста

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, п...

"Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада" из опыта работы инструктора по физкультуре

Работая в детском саду, мы все часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия и нарушения осанки у детей. Не следует считать, что это несерьезные заболевания.http://dolgop.ucoz.ru/news/seminar_v_detskom_...

Реализация программы по коррекции морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада

Выступление на семинаре- практикуме Подведение итогов Городской экспериментальной площадке «Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада»ическое образован...

Профилактика и коррекция морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада

Научно-практическая конференция «Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации: от теории к практике»МОУ МЦ «Ра...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...