«Воспитание культуры здоровья у дошкольников в семье, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий»
консультация (младшая группа)

Гордеева Лиля Хажмухаметовна

Воспитание здорового ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_ped_sovetu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Центр развития ребенка - детский сад № 46»

Консультация

«Воспитание культуры здоровья

 у дошкольников в семье, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий»

 (для воспитателей)

                                                             

Подготовила:

 воспитатель

высшей квалификационной категории

вторая младшая  группа №5

Гордеева Л. Х.

Саранск, 2019г.

Воспитание культуры здоровья у дошкольников в семье,

как одно из направлений здоровьесберегающих технологий.

В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения: игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».

   Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения и семьи для детей дошкольного возраста.

   Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одним из аспектов укрепления здоровья выступает создание здоровьесберегающей среды. Л. Волошина определяет ее как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

  • формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
  • использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи,  может   выступать:

  • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
  • реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
  • специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

      Воспитание  здорового ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

     Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают организацию совместного досуга не только важным средством воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи.  

   Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что этот процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.

   Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

   Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

   Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие в воспитании культуры здоровья дошкольников в семье.

      Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей.

   Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

   В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями; общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей.

   В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

    В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями дали положительные результаты.

   Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Список использованной литературы:

1. Детство: Основная образовательная  программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива  Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014. 

2. Каменская В. Г., Котова С. А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник герценовского университета. 2007. № 6. С. 43-47

3. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.

4. Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. «Здоровьесберегающие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников»//Материалы Х1У Всероссийской научно-практической конференции. 23-26 ноября 2010 . СПб: РГПУ им. А.И.Герцена. С. 95-97.

5. Сопко Г.И. Скворцова Н.Н. Платонов Д.В. «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». «Здоровье детей как ценность культуры»// Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16-18 апреля 2003 . СПб 20036 РГПУ им. А.И. Герцена. С. 313-315.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар " Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий".

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с ...

Семинар " Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий".

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с ...

Семинар " Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий".

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с ...

Родительское собрание "Азы воспитанности или воспитание культуры поведения дошкольников в семье"

Представленное собрание позволит родителям задуматься о воспитанни культуры поведения детей. Встреча с родителями проходит  в форме игры "Брейн-ринг"....

Положение о проведении семинара «Воспитание культуры здоровья у детей, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий» (в рамках партнёрского взаимодействия)

Семинар проводится с целью особенности воспитания культуры здоровья у детей посредством использования здоровьесберегающих технологий....

«Безопасность жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста как одно из направлений здоровьесберегающих технологий»

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности...