Проект "Господин Лук"
проект

Кривоносова Татьяна Ивановна

Формирование у детей основ познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gospodin_luk.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-экспериментальный проект

«Господин Лук»

Автор: Кривоносова Т.И. апрель 2015г.

Актуальность проблемы.

Дети младшей группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста,  а также об их полезных свойствах. Их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: расширить знания и представления детей о полезных свойствах лука, его  строении и условиях, необходимых для его роста.

Проект краткосрочный.

Продолжительность: 10-30 апреля.

Тип проекта: познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель проекта:

Формировать у детей основы познавательно - исследовательской деятельности, выявить благоприятные условия для роста и развития лука; расширять кругозор детей

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей знания об овощной культуре «лук».
  2. Познакомить детей с различными способами выращивания лука на подоконнике.
  3. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  1. Продолжать развивать наблюдательность: умение замечать изменения в росте растений.
  2. Развивать познавательные и творческие способности.
  3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
  4. Продолжать знакомить детей со значением витаминов в жизни человека.
  5. Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Предполагаемый результат.

  1. Дети получат знания о том, что лук можно вырастить на подоконнике.
  2. С помощью исследовательской деятельности дети узнают, что вырастить лук можно разными способами: в воде, в земле, в опилках.
  3. Дети познакомятся с полезными и лечебными свойствами лука и научатся употреблять его в пищу.
  4. Создание в группе огорода на подоконнике.
  5. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
  6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы работы над проектом.

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
  2. Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры).
  3. Заключительный: подведение итогов, итоговая беседа.

Подготовительный этап

Разработка стратегии реализации проекта.

Подбор материала по теме «Лук. Полезные свойства лука. Народные рецепты с использованием лука».

Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

Основной этап

1. Совместная деятельность – посадка лука.

2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.

3. Совместная деятельность «Чем хорош лук?», «Какой бывает лук».

4. Консультация для родителей «Лук – наш друг», «Лук от семи недуг»,

5. Посадка лука в домашних условиях.

6. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.

Заключительный этап

НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях).

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получения новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения экспериментальной  деятельности, привитие любви к чтению произведений с дальнейшим анализом, прочитанного.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.

Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Предварительная беседа с детьми о пользе лука, о его целебных свойствах.

Ребята узнали, что лук используют не только для приготовления салатов и супов, но также лук полезен своими лечебными свойствами. Благодаря высокому содержанию фитонцидов лук эффективен для профилактики простудных заболеваний и гриппа. Такая «зеленая аптечка» может расти в группе на подоконнике.

НОД «Господин лук»

Цели:

1. Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. Формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки).

2. Уточнить представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Познакомить детей с внешними особенностями луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой).

3. Закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете.

4. Вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье; развивать трудовые навыки.

Словарная работа: луковица, корешки, шелуха, перышки, огород, польза, недуг.

Материал:

1. Игровой персонаж – кукла дед Лукьян

2. Корзинка с луковицами

3. Лоток с землей

4. Лейка с водой

5. Влажные салфетки

6. Клеенка

Предварительная работа:

1. Уход за комнатными растениями в группе (полив)

2. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»

3. Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Ход занятия:

Дети рассаживаются за столом. Появляется дед Лукьян.

Воспитатель - Ребята, сегодня к нам в гости пришел дед Лукьян.

Дед Лукьян - Здравствуйте, ребята!

(дети здороваются)

Дед Лукьян - ребята, старый я стал совсем, сил не хватает, помогите мне в огороде лук посадить.

Воспитатель - что, дедушка так лук любишь?

Дед Лукьян - лук мой друг. Я его и кушаю, и от болезней спасаюсь. Знаете поговорку - лук от всех недуг. Недуг - значит болезнь. Получается - лук от всех болезней помогает. А вы, ребятки, лук кушаете?

(дети отвечают)

Воспитатель - Ребята, давайте поможем деду Лукьяну в огороде лук посадить!

(дети отвечают)

Дед Лукьян - А когда лук прорастет - у него появятся зеленые перышки. В них много свежих витаминов. Я вас этим зеленым лучком угощу!

Воспитатель - спасибо, дедушка! Нам сейчас очень нужны витамины, что-то наши ребята болеют часто, а твой лучок поможет им здоровье укрепить и болезни победить!

Физминутка:

Воспитатель - А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.

(дети встают врассыпную, повторяют движения воспитателя)

-Есть у нас огород, там зеленый лук растет,

-Вот такой вышины, вот такой ширины.

-Ты, лучок, сюда спеши

-И немного попляши!

-Молодцы, ребята.

Дед Лукьян вносит корзину с луковицами и нечаянно ее опрокидывает.

Дед Лукьян - ой, ребята! Держите их скорее! Укатились наши луковицы!

(дети собирают, количество луковиц - на каждого ребенка по одной + 1 воспитателю, возвращаются на свои места)

Воспитатель - ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы.

«Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у нее один секрет-

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Витаминов полный лук»

Они покатились как мячи. Какой формы луковица? (отвечают, какие они на ощупь - гладкие или колючие, (отвечают), покрыта луковица шелухой). (Воспитатель показывает) это у луковки верхушка, с другой стороны - донце. Посмотрите, что там есть?

(ответы детей) 

Воспитатель - да, это корешки. Лук сажают корешками в землю. Своими корешками лук будет «пить» воду. Давайте подойдем к столу, где каждый по очереди посадит свою луковицу в землю.

Показ с объяснением:

1. Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю корешками.

2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.

3. Поливаю землю вокруг луковицы.

4. Вытираю руки салфеткой.

Воспитатель - а теперь каждый из вас по очереди посадит свою луковицу. (Воспитатель контролирует процесс посадки)

Воспитатель - дети, куда же лучше поставить наш «огород»?

-давайте - поближе к солнышку - на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям.

Дед Лукьян - спасибо, вам ребята за помощь! Вот прорастет лук - угощайтесь на здоровье!

Итог занятия:

Воспитатель - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы) для чего мы посадили луковицы? (чтобы вырастить зеленый лук) Чего в зеленом луке очень много? (витаминов) Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье). Теперь мы каждый день будем наблюдать, как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком? (поливать и рыхлить)

Воспитатель - А теперь давайте поиграем в интересную и вкусную игру. Я даю вам по очереди попробовать вкусные кусочки, а вы отгадайте, что это и назовите - фрукт это или овощ.

Игра «Угадай на вкус»:

Цель: учить различать на вкус овощ и фрукт, активизировать в речи их названия.

Материал: на тарелках под салфеткой очищенные от кожуры кусочки яблока и огурца, наколотые на зубочистки.