Консультация для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников"
консультация

Кривоносова Татьяна Ивановна

Консультация для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh_u_doshkolnikov.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Слайд № 1

Здоровый образ жизни – необходимое условие, от которого зависит физическое и психическое благополучие ребенка, нормальный уровень жизнедеятельности организма, адаптация детей к социально-педагогическим требованиям в дошкольных группах.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

 В. А. Сухомлинский

На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

 Педагоги  формируют у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 

Слайд № 2

Цель проводимой работы:

 Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни,   средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем.

Задачи:

—  Сформировать навыки  здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

—  Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

—  Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

Слайд №3

Основные компоненты здорового образа жизни

  1. Рациональный режим.

Режим дня в дошкольных группах составлен таким образом, что предусмотрено чередование самостоятельной детской деятельности, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность  ребенка в течение дня, обеспечено сочетание умственной и физической нагрузки. Время занятий организовано таким образом, чтобы вначале проводились занятия, связанные с умственной активностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Неизменными остаются интервалы между приемами пищи, время приема пищи; обеспечение необходимой длительности дневного сна (2-2.5 часа) время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, при наличии условий занятия переносятся на прогулку.

Режим дня в дошкольных группах разработан с учетом сезонных изменений, возраста  детей, времени пребывания детей в дошкольных группах.

В дошкольных группах режим соблюдается. Очень  важно чтобы в семье все режимные моменты выполнялись. Родителей  знакомим с режимными моментами, рассказываем  о важности соблюдения режима сна, питания в семье.

  1. Правильное питание.

При организации питания в дошкольном отделении учитываются следующие принципы

Основные принципы рационального питания:

  • Соблюдение режима питания;
  • Гигиена приема пищи;
  • Соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
  • Эстетика организации питания (сервировка);
  • Удовлетворение потребностей организма в витаминах и минералах (фрукты, витаминизация третьих блюд).

В дошкольном отделении организовано регулярное, пятиразовое питание. Между приемами пищи временной интервал составляет 3 часа.

Важно чтобы питание было регулярным и в семьях наших воспитанников. Родителям  рекомендуем в выходные и праздничные дни придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольной группе. Родителей знакомим с меню. Ежедневно вывешивается меню и на сайте образовательной организации и в дошкольных группах.

В дошкольном отделении проводятся « Недели здорового питания»-  дети посещают пищеблок, знакомятся с профессией повара, наблюдают процесс приготовления салатов и других блюд. Родителям предоставляется возможность продегустировать приготовленные блюда (завтрак, обед, ужин).

  1. Физическая  нагрузка 

Здоровье и  движение – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Для каждой возрастной группы создан двигательный режим, который соблюдается в процессе работы с детьми.

Средства двигательной направленности:

  • Физические упражнения;
  • Занятия по физической культуре;
  • Физкультминутки;
  • Гимнастика утренняя;
  • Гимнастика  после дневного сна ;
  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

В процессе занятий физической культурой  ребенок приобретает знания, умения, навыки;  у детей развиваются волевые качества, эмоциональная  сфера, к тому же движение активизирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.  

Во время занятий статичного характера, по мере утомляемости детей проводят  динамические паузы –   2-3 мин.,

  (комплексы физкультминуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз»)

Гимнастика после дневного сна (бодрящая ), ежедневно , 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках,  умывание, ходьба по ребристым  дорожкам.   Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, снять вялость и сонливость, помочь детям быстрее войти в активное состояние после сна. Во время проведения используем музыкальное сопровождение, которое  вызывает приятные положительные эмоцииОчень важно научить ребенка выполнять правильно и качественно различные движения, чтобы потом использовать их в повседневной жизни.

 Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными  в дошкольных группах. Не должны стать исключением и выходные дни. Родителям разъясняем важность занятий  физической культурой, спортом в домашних условиях, даем рекомендации по организации подвижных игр.

  1. Закаливание организма

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач:  улучшается деятельность его систем и органов, повышается сопротивляемость, выносливость организма,  его работоспособность. 

           В дошкольных группах проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

  • соблюдение температурного режима в течение дня, 
  • правильная организация прогулки и её длительность, 
  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей; 
  • облегчённая одежда для детей в дошкольных группах,  
  • дыхательная гимнастика после сна;
  • утреннее умывание;
  • мытьё прохладной водой рук по локоть;
  • мытье рук перед едой;
  • полоскание полости рта; 
  • сон при открытых форточках в теплый период года,
  • воздушно-солнечные ванны;
  • проветривание помещений;
  • утренний прием на улице

Самым главным средством закаливания является ежедневная прогулка, которая организуется в первую и вторую половину дня. Ее продолжительность 3-4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов, скорости ветра 7м/с прогулки рекомендуется сокращать.

   5.  Соблюдение правил личной гигиены (культурно-гигиенические навыки)

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

С первых дней посещения дошкольной группы приучаем  ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка, свой шкафчик для одежды.

Педагоги  подводят  детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.          

Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены-соблюдать чистоту в общественных местах, мыть руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других, не сорить  не только в квартире, в групповой комнате, но и в общественных местах, в транспорте и т.д.. Для достижения эффективности формирования КГН используются дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Обучение организуем  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Для эффективного гигиенического воспитания детей большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Нужно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагоги должны быть для них образцом. Для успешного привития навыков гигиены важно: чтобы все правила неукоснительно выполнялись взрослыми-воспитателями, помощником воспитателя, родителями.

6.  Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. 

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно доверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, тогда ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

В дошкольных группах   педагоги создают  условия,  обеспечивающие гуманное отношение к детям, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в дошкольной группе.

 Педагоги уделяют внимание взаимоотношениям детей со сверстниками.

Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем решения возникшей проблемы.

Для  создания эмоционального комфорта используем возможные способы:

- творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции;

-общение со сверстниками;

-театрализованные игры;

-музыкальное сопровождение, которое  повышает эмоциональный тонус, способствует формированию позитивного, оптимистичного отношения к жизни, которое очень важно для развития крепкой нервной системы.

Музыка может также стать средством снятия возбуждения и усталости. Среда, созданная в дошкольном отделении,  способствует  организации работы по формированию здорового образа жизни - это  оборудованный спортивный зал, на территории имеется спортивная площадка, где проводятся спортивные мероприятия, физкультурные занятия. Во всех возрастных группах есть спортивные уголки, которые включают в себя  спортивный инвентарь, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, литературные произведения,  перечень  подвижных игр, считалок и стихов, альбом «Виды спорта». Имеется подборка  музыкальных произведений, что помогает детям снять напряжение, негативные эмоции.  Дети самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию ЗОЖ.

Слайд № 4

Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников мы используем следующие формы работы:

Занятия;

  • Игры и игровые ситуации
  • Беседы
  • Театрализованные представления
  • Чтение художественной литературы
  • Продуктивная деятельность
  • Физкультурные досуги,  праздники
  • Участие воспитанников в соревнованиях (межрайон, округ, город)

Участие воспитанников в соревнованиях связано с определенными трудностями: соревнования проводят в выходной день, планы родителей и желание ребенка участвовать в соревнованиях не всегда совпадают. Убеждаем родителей в том, что очень важно ребенку поучаствовать в соревнованиях. Участие детей в  соревнованиях  учит  работать в команде, дает возможность проявить свои способности, возможность закрепить навыки и умения, но и получить радость от взаимного общения детей, педагогов, родителей. Начиная с младшей группы, проходят занятия, беседы  по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

На занятиях, в беседах дети узнают о вкусной и здоровой пище, полезных и неполезных продуктах, о витаминах, содержащихся в тех или продуктах, о  правилах поведения за столом, культуре еды.

На занятиях продуктивного цикла (по рисованию, лепке и аппликации) дети отражают в своих работах впечатления от услышанного. В работе используем  художественное слово (стихи, загадки) литературные произведения К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского и т.д..

Широко используем  театрализованную  деятельность, где дети становятся активными участниками действия. Также используем народный фольклор - потешки, частушки. Проводим фольклорные праздники. Дети в народных костюмах эмоционально рассказывают о пользе чая.  Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

         Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Как ты думаешь, что будет, если: … есть много сладкого, …не чистить зубы, …не умываться, …не расчесываться  и т.п.», «Составь режим дня», «Составь классификацию (разложи, объедини)». В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п. закрепляют  навыки здоровьеформирования.

С малышами проводим игры-имитации: «Котик умывается», «Мои умные помощники» (игры помогают выяснить, для чего нужны нос, глаза, уши и т.д.). С детьми среднего и старшего возраста- игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники - глаза» и т.д

          Сюжетно-ролевые игры: «Приглашение на чаепитие», «В гостях у Айболита и др. Данные игры проводят с целью воспитания у ребенка культуры поведения, умения вести себя в чужом доме, говорить вежливые слова, а также знакомить с профессией врача.

          Дидактические игры: «Части тела», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился» также закрепляют  навыки здоровьеформирования.

          В работе с детьми используем  настольно-печатные  игры: пазлы, разрезные картинки «Грибы и ягоды», «Овощи и фрукты» на составление целого изображения, лото с сюжетной картинкой и набором предметных картинок к ней «Помоги маме накрыть на стол», « Как вести себя на улице», наборы с изображением предметов одежды, обуви, мебели, игрушек для игр: «Что зачем нужно», «Найди такой же», «Одень куклу на прогулку». Приоритетной задачей этих игр является формирование основ личной гигиены и воспитание культуры поведения.

         Подвижные и спортивные игры  - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.   Для формирования у детей положительного эмоционального настроя, умения общаться в коллективе проводятся подвижные игры, такие как «Курочка и цыплята, «Волк и семеро козлят» и др.

Слад № 5   Физкультурные досуги и праздники

         Досуги и развлечения, праздники, дни здоровья  являются хорошей основой для  развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.  Мы планируем и организуем досуги различной направленности:сказочно-игровые,музыкально-спортивные,нравственно-патриотические, спортивно-оздоровительные с элементами  ОБЖ и др. Особое значение имеют досуги нравственно-патриотического характера «Хочется мальчишкам в Армии служить», «Мы, пока, что дошколята, но шагаем как солдаты»

На фото: зимний праздник,  «Зимушка спортивная», развлечение «В гостях у Айболита». Праздники проводятся на участке детского сада, в спортивном зале совместно с родителями, с участием сказочных персонажей.

Слайд № 8

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами  ДОУ:

1.  Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка»,

    «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада»; «Основы безопасности и жизнедеятельности детей»

2. Практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры в дошкольном возрасте»;

3. Активное участие педагогов в оздоровительных  мероприятиях для детей и взрослых;

 4. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и педагогических совещаниях.

Слайд № 9

Взаимодействие  с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются следующие  формы работы с родителями:

  • информационные стенды;
  • рекламные буклеты;
  • анкетирование
  • тематические выставки;
  • библиотека здоровья;
  • информационные уголки здоровья;
  • консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбереженья;
  • родительские собрания;
  • дни открытых дверей, дни и недели здоровья;
  • недели здорового питания;
  • спортивные досуги и праздники с участием родителей;
  • приобщение родителей к участию  в соревнованиях на уровне округа, города «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я - городошная семья», «Всей семьей за здоровьем»
  • Заседания  детско-родительского клуба «Мы вместе»

         Следует отметить, что  созданная в дошкольном отделении система по формированию здорового образа жизни у дошкольников   позволяет решать задачи  воспитания  физически активного ребенка  и    способствует   развитию интереса и осознанного отношения к физкультурным занятиям, спортивным играм, формированию позитивного опыта выполнения гигиенических процедур.  В заключение следует  отметить, что в дальнейшем  данное направление  работы  будет  продолжено.

Слайд № 10

Спасибо за внимание!

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Здоровый образ жизни дошкольников"й

Материал для родителей на тему: ЗОЖ дошкольников...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни дошкольника»

     Здоровый образ жизни дошкольника определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливан...

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»Зубаилова Гулеймат Темирбулатовна  Задачи:1. Заботится о физическом и психическ...

Консультация для родителей « Здоровый образ жизни дошкольника»

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности....

Консультация для родителей « Здоровый образ жизни дошкольника»

Консультация для родителей « Здоровый образ жизни дошкольника»...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни дошкольника»

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни дошкольника»...