Консультация для педагогов «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»
консультация

Авдеева Марина Владимировна

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Самарской области средней общеобразовательной школы п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие»

Консультация для педагогов

«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»

 

Инструктор по ФИЗО Авдеева М.В.

Тема: «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми».

Под психическим здоровьем понимается таким динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведенья. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизни утверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Как известно, эмоции и чувства плохо

поддаются волевой регуляции . Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными и неожиданными для них детскими эмоциями.

Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно лишь ограничить форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как самостоятельную тренинговую систему.

Слово «Релаксация» (от лат. Relaxation - ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающиеся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Для удобства применения данных упражнений мы классифицировали по следующим направлениям:

1. упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание

2. упражнения на расслабление мышц лица

3. упражнения на расслабление мышц шеи

4. упражнения на расслабление мышц рук

5. упражнения на расслабление мышц ног

6. упражнения на расслабление всего организма

Упражнения на релаксацию могут выполняться в различных положениях (сидя, стоя, лежа), под музыку, под стихи и т. д.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых • психических процессов; познавательных, эмоциональных, волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные. Скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет Детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Упражнение на расслабление мыши лица «Злюка успокоилась» Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот зевнуть.

- А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

- Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать)

- Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело

- Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться

- Может даже, и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть)

Упражнение на расслабление мышц шеи

«Любопытная Варвара»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох — выдох. Движение повторяется по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

- Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо

- А потом опять вперед — тут немного отдыхает.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

- А Варвара смотрит вверх

- Дольше всех и дальше всех

- Возвращается обратно

- Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

- А теперь посмотрим вниз

- Мышцы шеи напряглись

- Возвращаемся обратно

- Расслабление приятно!

Упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать, как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

- Я возьму в ладонь лимон

- Чувствую, что круглый он

- Сок лимонный выжимаю

- Все впорядке, сок готов

- Я лимон бросаю

- Руку расслабляю

Выполнить то же упражнение левой рукой.

Упражнение на расслабление всего организма «Снежная баба» 

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в сторону руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утр, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле

«Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

- Я на солнышке лежу

- Но на солнце не гляжу

- Глазки закрываем

- Глазки отдыхают

- Солнце гладит наши лица

- Пусть нам сон хороший снится

- Вдруг мы слышим бом-бом-бом

- Прогуляться вышел гром

Звучат удары в барабан, дети встают.

Литература

1. «Современное дошкольное образование» - теория и практика № 1 (33), 2013 г.

2. Журнал для воспитателей и родителей дошкольников «Растем вместе» № 7. Издательская группа «Основа», июль, 2011 г., приложение.

3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 7, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов "Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми"

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми            Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дет...

Консультация для педагогов «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»

В работе представлены специально подобранные упражнения на релаксацию, наиболее часто используемые педагогом-психологом в процессе образовательной деятельности и коррекционной работе...

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РЕЛАКСАЦИЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ».

Консультация для воспитателей  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РЕЛАКСАЦИЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»....

Консультация для педагогов " Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми".

ldquo;Что такое релаксация”При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться. В настоящее время мы практически не можем избежать большого количества повседневных стрессов. При этом да...

Консультация для родителей "Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми с ОВЗ"

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально.Такие...

Консультация для родителей "Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми"

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Консультация для воспитателей «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...