Мастер-класс "Значение физминуток в раннем возрасте"
методическая разработка (младшая группа)

Даник Ольга Владимировна

Конспект содержит виды и формы физминуток с практическим применением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fizminutki_v_rannem_vozraste.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Мастер-класс «Физкультминутки в раннем возрасте»

Интеграция: теория и практика.

Воспитатель: Даник О.В.    

Одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятии является проведение физкультминутки. Эта форма двигательной активности благоприятно влияет на психику ребёнка, поднимает настроение и даёт заряд бодрости. Физкультминутка -  комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. 

Физкультминутка — обязательный элемент, который включается в середину занятия или ранее при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки в младших группах составляет 1,5–2 минуты.

Желательно, чтобы содержание физкультминутки согласовывалось с лексической темой занятия.

Целью является: обеспечить кратковременный отдых и стабилизировать работоспособность воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия.

        Виды и формы физкультминуток для детей 2–4 лет

Формы проведения физкультминутки с воспитанниками младшей группы делятся на два типа:

1. За столом

2. Сидя на стульчиках или стоя.

 Предпочтителен второй вариант — маленькие дети очень подвижны, для полноценного отдыха им необходимо размять все мышцы.

Чтобы дети не потеряли интерес к физкультминуткам, время от времени проводятся динамические паузы с атрибутами:

  1. погремушки
  2. флажки
  3. платочки
  4. кубики
  5. ленточки
  6. массажные мячики
  7. шарики

                        Оздоровительно-гигиенические. 

Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях.

  1. «Ручками похлопали» - (хлоп - хлоп - хлоп).

«Ножками потопали» - (топ – топ- топ).

«Головкой покивали» -  (миг- миг- миг),

«А после, помолчали» (ц- с-с-с-с-с-с) (полукругом на стульчиках)

  1. Интегрируется  с  пальчиковой игрой малой подвижности

   «Идет утка по дорожке

     Кря - кря – кря, кря - кря – кря.

     На ней красные сапожки,

     Кря- кря- кря, кря – кря – кря.

     Утка весело плывет,

     ловко лапками гребет».

«Га-га-га гогочет гусь

Я семьей своей горжусь».

 «Как петух в печи пирожки печет,

Кошка на окошке рубашку шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Поросенок в ступе горох толчет » (на стульчиках полукругом)

                                Подражательные. 

Дети имитируют движения живых и неживых объектов:

  1. «Наши уточки с утра –кря- кря- кря! (Идем переваливаемся с ножки на ножку)

Наши гуси у пруда –га- га- га- га! (ручки сделали назад, как крылья, наклонились немножко вперед )

А индюк среди двора - Бал – бал- бал! Балды – балда! (остановились ,шейку вытянули)

Наши гуленьки вверху - Грру – Грру- Грру- Грр-у! (побежали на носочках,  ручками машем, как крылышками)

Наши курочки в окно – Ко – ко - ко! Ко - ко- ко! (повернулись все в круг)

А как петя - петушок

Ранним - рано по утру

Нам споет: Ку -ка –ре- ку!»

                                  Танцевальные.

 Выполняются под русские народные или детские песенки.

 Воспитанники первой и второй младших групп импровизируют во время танцевальной физкультминутки — двигаются кто, как умеет и хочет.

Для танцевальной паузы в младшей группе подойдут музыкальные физкультминутки Железновой: «У жирафа пятна, пятна», «Маленькие ножки идут по дорожке»; «Танец маленьких утят», «Тучка» и др.

4.  Танец «Маленьких утят» (флешка)  

5. С атрибутами. «Курочка с яичками» (маска, таз, шарики)

          Методика проведения физкультминутки в первой младшей группе

В поведении воспитанников младших групп признаки утомления появляются, как правило, на 7–9 минуте занятия (при общей длительности в 15 минут). Это и есть условное время для динамической паузы.

Среди методических рекомендаций для воспитателя первой младшей группы выделяются следующие положения к организации физкультминуток:

  • Задание должно быть понятно детям («Под музыку мы будем бегать тихо, как мышки», «Сейчас мы громко похлопаем и бодро потопаем!»).
    Незнакомый текст (песенку) для физкультминутки воспитатель предварительно разбирает с ребятами, показывает картинки по содержанию.
  • Дети 1,5–3 лет любят повторять — для них это способ обучения. Повторение время от времени знакомых физкультминуток на занятиях вызывает положительные эмоции: дети испытывают радость узнавания, пробуют подпевать, выполнять движения без постоянной оглядки на воспитателя.
  • Воспитатель демонстрирует увлечённость процессом: выразительно и задорно произносит стихотворный текст, поёт, танцует вместе с ребятами, при этом хвалит группу за инициативность и старание.
  • Физкультминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Она может быть проведена чуть раньше условной седьмой минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же они увлечённо чем-либо занимаются, им даётся завершить начатое, а физкультминутку провести во второй половине занятия.
  • Если ребёнок отказывается выполнять задания физкультминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа воспитателю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).

Методика проведения физкультминутки во второй младшей группе

Динамические паузы на занятиях с детьми 3–4 лет проводятся по тем же методическим рекомендациям, что и с детьми раннего возраста. Особыми указаниями к организации физкультминуток во второй младшей группе являются:

  • усложнение движений,
  • использование в упражнениях нескольких образов-имитаций,
  • предварительное проговаривание текстов для физминуток совместно с детьми.

Задачи физкультминуток в младших группах

  • Удовлетворение потребности детей в частой двигательной активности.
  • Улучшение кровообращения, насыщения тканей и органов кислородом.
  • Развитие внимания и памяти: слуховой, зрительной, сенсорной.
  • Развитие крупной моторики и координации движений.
  • Восстановление рабочей атмосферы и положительного эмоционального фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека физминуток для всех возрастов

картотека физминуток для всех возрастов...

Картотека физминуток - младший дошкольный возраст

Материал представляет собой подборку физкультминуток, связанных с речью и движением. Картотека составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием по программе  «От рождения до школ...

Картотека физминуток для детей раннего возраста

Картотека физминуток для детей раннего возраста...

Картотека физминуток для раннего возраста

Картотека физминуток для раннего возраста...

Использование развивающей среды в группе раннего возраста для физминуток.

Использование развивающей среды в группе раннего возраста для физминуток....

Картотека Физминуток для детей раннего возраста

Картотека Физминуток для детей раннего возраста...

Картотека физминуток для детей второй группы раннего возраста.

Картотека физминуток для детей второй группы раннего возраста....