Рекомендации для родителей (Как научить слепого ребёнка ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться)
материал

Маягина Яна Викторовна

Как научить слепого ребёнка ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как научить слепого ребёнка ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться?»

Чем раньше родители слепых детей начнут учить их ориентироваться в окружающем, тем быстрее начнется реабилитация детей в окружающем мире. Роль родителей слепого ребенка заключается в том, чтобы быть добрым, ласковым, но настойчивым учителем. 

Работа по ориентировке слепого малыша начинается с развития его двигательного аппарата. Малыша необходимо постепенно обучать следующим навыкам: ползанию, вставанию, ходьбе, а затем и ориентировке в пространстве. Но кроме этого также необходимо учить поднимать голову,  манипулировать руками и ногами, переворачиваться с боку на бок, на животик и др.  Побуждайте малыша совершать необходимые движения путем прикосновения к ребенку. Все действия сопровождайте речью.

Ползать в незнакомом пространстве менее опасно, чем ходить. Когда малыш лежит на животе, на гладком полу и мама поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленях и скользить по полу. Затем можно показать ребенку, как упираться ногами поочередно и ползти на звук голоса матери. Ребенок, начиная ползать, будет постоянно наталкиваться на мебель, ушибаться. Помните, что удары и падения препятствуют развитию двигательной активности малыша, провоцируют развитие страха пространства. 

Слепых детей необходимо стимулировать для того, чтобы они начали самостоятельно вставать. Если разложить игрушки по всей длине дивана, то малыша можно поставить на пол так, чтобы взрослый мог придерживать его своими коленями, или прислонить малыша грудью к дивану. 

Малыша необходимо учить вставать на ножки. Вначале ребенку необходимо показать, как найти опору ручками, затем как, опираясь руками о край стула или журнального столика, встать. Если малыш научился вставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях, приподнимая его. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вставать самостоятельно. Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно показать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем на другое. И, наконец, он легко сможет сесть сам. 

До тех пор пока малыш не будет свободно стоять без поддержки – он не готов к самостоятельной ходьбе. 

Ребенка надо также учить попеременно двигать ногами, поскольку он не видит, как ходят другие люди. Родители часто находят ряд приемов и способов, чтобы показать малышу, как надо ходить, например, ставят ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигается по комнате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время как другой держит его за ручки. Некоторым детям легче делать первые шаги, если они идут боком, держась за мебель. Можно через комнату натянуть веревку на уровне пояса малыша. Он, держась за веревку, будет свободно передвигаться из одного угла комнаты в противоположный. Слепой ребенок обычно идет на голос родителей. Это значит, что они должны находиться перед ребенком, когда учат его ходить. 

Ребенок делает первые шаги в знакомом помещении - комнате. Но и на улице он должен различать ножками песчаную дорожку, траву и т. д. Этому его надо учить. Для преодоления страха пространства поддерживайте с ребенком постоянный речевой контакт. Говорите своему ребенку, когда он передвигается в знакомом и незнакомом пространстве, где он находится. Родители должны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно быть острых углов. Обязательно обучайте ребенка пониманию пространственных предлогов (перед тобой, за спиной и пр.). Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каждый раз, как только он покачнется или упадет. Малыш должен научиться сам преодолевать первые трудности. Конечно, если малыш сильно ушибся, испугался или не может самостоятельно выйти из затруднительного положения, следует ему помочь. Необходимо хвалить ребенка за успешно выполненное самостоятельное действие (сам поднялся, пошел и т.п.). 

У большинства детей дошкольного возраста имеется остаточное зрение, которое позволяет не только различать направление источника света, но и цвет и форму близко расположенных предметов. Остаточное зрение необходимо активно использовать в пространственной ориентировке. Обычно слепые дети с остаточным зрением любят рассматривать человеческие лица. Контакты «лицом к лицу, глаза в глаза» стимулируют «осмотрение» ребенка.

Гуляя с незрячим ребенком, продолжайте формировать у него навыки пространственной ориентировки. Когда идете с малышом, никогда не спешите. Во время движения всегда объясняйте, где вы идете, что его окружает. При посещении одного и того же места - детской площадки, поликлиники, магазина и т.п. - пользуйтесь одним и тем же маршрутом.  Никогда не пользуйтесь «коротким путём» (различными тропинками). Объясняйте ребёнку, мимо чего вы проходите. Ребёнок должен иметь возможность потрогать, ощупать, обойти, обнюхать интересующий его предмет.

В конце хотелось бы напомнить, любое действие сопровождайте речью, чтобы ребенок знал, где он находиться и что вы собираетесь делать.

Успехов Вам  и терпения в воспитании малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека для родителей по теме "Учим детей ориентироваться в пространстве"

Практический материал игротеки для родителей воспитанников групп компенсирующей направленности по теме: "Ориентировка в пространстве"...

Рекомендации для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»

laquo;Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»В период 3-х лет у детей происходит становления себя как личности,  т.е. начинает формироваться собственное «Я, я сам!»...

Консультация «Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве»

Консультация  «Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве»Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов от...

Учим ребёнка ориентироваться в пространстве.

Учим ребёнка ориентироваться в пространстве. ...

Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве

Ориентировка в пространстве и на листе бумаги необходима для успешной работы детей на уроках математике, чтения, письма, рисования, на уроках труда.Дошкольники овладевают смысловым значением разнообра...