Картотека дидактических игр по валеологии. Младшая группа.
методическая разработка (младшая группа)

Ляховская Светлана Владимировна

В картотеке представлены дидактические игры для младших дошкольников по формированию культурно-гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по валеологии

(3-4 года, младшая группа)

«УТРО НАЧИНАЕТСЯ…»

Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

Игровая задача: отгадать виды деятельности, проводимые в разные части суток.

Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться.

Результат: посредством раскладывания картинок, дети распределили

виды деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

«КУКЛА КАТЯ ПРОСНУЛАСЬ»

Дидактическая задача: закрепить представление детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле — партнеру по игре.

Игровая задача: отобрать одежду, соответствующую размеру куклы.

Игровые правила: отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой — маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

Игровые действия: поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.

Ход игры. Воспитатель заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол так, чтобы несколько детей могли подойти и взять ее, а остальные наблюдать за их действиями.

На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы — Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. (Игра проводится в игровом уголке в часы занятий.) Посадить детей полукругом на стулья так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению к воспитателю. Педагог объясняет правила игры:

— Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня.

Воспитатель, обращаясь к большой кукле, говорит:

— Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?

— Платье, майку, трусики, колготки, туфли, — хором отвечают дети.

— Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? (Дети убеждаются, что в шкафу лежит одежда для кукол.)

— Я увидела платье Кати.

— Иди, Саша, покажи ребятам, что ты увидела. Принеси нам, а мы посмотрим.

Саша приносит платье. Воспитатель прикладывает платье кукле Кате.

— Дети, посмотрите, годится Кате платье? (Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. Значит, платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное, оно для куклы Тани. Она тоже еще спит. Саша, отнеси это платье и положи на стул возле Тани. Поищи другое платье. (Саша находит платье побольше, примеряет его кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.) Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? — задает вопрос воспитатель, привлекая их внимание к белью куклы.

— Надо сначала трусики и майку надеть, — отвечают дети.

— Значит, их надо найти. Вера! Найди трусики и майку для куклы Кати. Только не ошибись!

Вера подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит воспитателю.

Таким образом находят и другие вещи. Приглашая детей к себе, воспитатель просит одного надеть на куклу трусы, другого — майку, третьего — платье, четвертого — застегнуть пуговицы, завязать пояс. При этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.

Одетых кукол дети берут для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей их деятельности. Одев кукол, воспитатель говорит:

— Вот и Таня, и Катя одеты. Они готовы делать гимнастику, затем завтракать.

Так педагог как бы намечает перспективу дальнейшей самостоятельной игры детей с куклами.

Результат: одежда для кукол подобрана правильно.

«КУКЛА КАТЯ ОБЕДАЕТ»

Дидактическая задача: закрепить представление детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровая задача: найти и отобрать посуду для обеда.

Игровые правила: правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка — грозят пальчиком.

Игровые действия: накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры: игра проводится в игровом уголке. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная (см. рис.). Кукла Катя сидит за столом.

— Дети, Катю надо покормить обедом, — говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла.— А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в стороне.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

— Вова, что ты поставишь Кате на стол?

— Я поставлю вот это, — говорит Вова.

— Как это называется?

— Тарелка глубокая для супа.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова ставит перед куклой тарелку.

По просьбе воспитателя дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры воспитатель просит детей пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

По такому плану проводят и другие игры с куклой: «Оденем куклу на прогулку (в разное время года)», «Купание куклы», «День рождения куклы». Серия игр с куклой с короткими интервалами между ними способствует усвоению детьми последовательности действий с куклой, установлению взаимосвязей между ними (кукла проснулась, обедает, гуляет, купается, укладывается спать). Это позволяет малышам усвоить знания более прочно, использовать их затем в самостоятельной творческой игре с куклой, содержание которой будет значительно богаче и интересней.

Результат: посуда отобрана правильно, стол к обеду накрыт.

«КУПАНИЕ КУКЛЫ»

Дидактическая задача: закрепить представление детей о туалетных принадлежностях и порядке мытья, уточнить представление о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности.

Игровая задача: помыть куклу с туалетными принадлежностями.

Игровые правила: соблюдать последовательность, правильно использовать туалетные принадлежности.

Игровые действия: помыть куклу перед сном, используя туалетные принадлежности.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.

Результат: кукла помыта и спит.

«ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ»

Дидактическая задача: закрепить представление о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком.

Игровая задача: ухаживаем за куклой.

Игровые правила: соблюдаем правила гигиены.

Игровые действия: вытираем кукле нос платком.

Ход игры: воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.

Результат: дети закрепили умение пользоваться носовым платком.


«УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ»

Дидактическая задача: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Игровая задача: отгадать по голосу, кто позвал.

Игровые правила: не смотреть на детей, отгадывать только по голосу того, кто позвал, правильно назвать его имя. Называть имя громко, голос изменять нельзя.

Игровое действие: поиск того, кто позвал.

Ход игры: водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.

Результат: за правильный ответ, ребенок становятся ведущим.

«СКАЖИ ТИХО, ГРОМКО»

Дидактическая задача: развивать слух детей. Активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь. Формировать культуру речи.

Игровая задача: понять, что команды нужно произносить громко, четко.

Игровые правила: ведущий, подавая команду, периодически меняет силу голоса.

Игровое действие: выполнять команды ведущего.

Ход игры: водящий становится на расстоянии 3-4 метров от других детей и подает команды игрокам, периодически меняя силу голоса. Дети выполняют команды. Потом взрослый выясняет, почему некоторые команды дети выполняли неправильно.

Результат: ребята приходят к выводу, что произносить команды нужно громко, четко. А помогали им расслышать команды уши.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Дидактическая задача: закрепить обобщающее понятие фрукты и овощи их название; формировать у детей умение определять овощи и фрукты на ощупь, развивать мыслительные процессы, внимание, сосредоточенность.

Игровая задача: узнать фрукты или овощи на ощупь, назвать их.

Игровые правила: не вынимать фрукты и овощи из мешочка, пока не угадано, что это.

Игровые действия: ощупывание предмета.

Ход игры: воспитатель приносит в группу красивый мешочек и говорит ребятам, что в мешочке спрятаны подарки от лесных зверят. А достать подарки можно лишь тогда, когда дети потрогают их и догадаются, что спрятано в мешочке.
Дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают овощ или фрукт, пытаясь угадать его..

Результат: чудесному мешочку понравилось с вами играть, и он решил на память подарить вам эти предметы. Воспитатель переводит детей на самостоятельную игру.

«УЗНАЙ НА ВКУС»

Дидактическая задача: упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровая задача: отгадать по вкусу овощ (фрукт)

Игровые правила: не глядя на овощ (фрукт), определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ (фрукт) для пробы.

Игровые действия: закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ (фрукт). Найти целый овощ (фрукт) на столе воспитателя.

Ход игры: на столе у воспитателя на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: огурец (свежий и соленый), морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Результат: игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

«АЗБУКА НАСТРОЕНИЯ»

Дидактическая задача: закрепление умения определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам.

Игровая задача: отгадывать настроение персонажа.

Игровые правила: отгадывая настроение персонажа, изобразить эмоциональное состояние

Игровые действия: выбирая персонажа объяснить его эмоциональное состояние.

Ход игры: детям предлагается выполнить такие задания, как «определи

настроение», «выбери героя» (с определенным настроением), «расскажи, что с ним произошло» (объяснить причину его эмоционального состояния).

Результат: дети различают эмоциональное состояние персонажей (людей).

«ЧТО МОЖНО КУСАТЬ ЗУБАМИ?»

Дидактическая задача: развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

Игровая задача: отгадывая, выполнять правильные действия.

Игровые правила: отгадывая, приседать или поднимать руки вверх, в зависимости от того можно кусать или нельзя.

Игровые действия: приседать или поднимать руки вверх

Ход игры: дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.).  Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами

Результат: дети познакомились с влиянием некоторых предметов (продуктов) на зубы.

«ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ»

Дидактическая задача: приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев.

Игровая задача: самомассаж пальцев.

Игровое правило: пальцы загибать только после определенных слов.

Игровое действие: имитация движений.

Ход игры: воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря:

— Это большой палец, а это поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья. Послушайте потешку про эти пальчики!

Пальчик-мальчик,                 Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, на соответствующие слова загибает по очереди другие пальцы.

Где ты был? —

С этим братцем —

В лес ходил,

С этим братцем —

Щи варил,

С этим братцем —

Кашу ел,

С этим братцем —

Песни пел!

— Какую песенку он пел с маленьким братцем? — спрашивает воспитатель, обращаясь к детям.

Дети называют какую-либо знакомую песню («Серенькая кошечка», «Калинка»), и пальчики «пляшут» (дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками).

Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках. Поочередно загибая свои пальцы, он говорит:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Обращаясь к нему, воспитатель говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело заканчивает:

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Игру с пальцами можно провести и так:

Ну-ка, братцы, за работу,     Обращаясь ко всем пальцам, дотрагивается до большого пальца.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,    Дотрагивается до указательного пальца, делая логическое ударение на слове «тебе».

Печи все тебе топить,

 

А тебе воду носить,     Показывает на средний палец.

А тебе обед варить,   Обращается к безымянному пальцу.

 

А малышке песни петь,     Мизинец «пляшет» и «поет» любимую знакомую детям песенку.

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Результат: при повторном проведении этих игр воспитатель активизирует речь с движениями детей, чтобы они сами дополняли предложения словами «в лес ходил», «щи варил», «кашу ел» и др., а потом, когда запомнят всю потешку, они могут играть самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр в первой младшей группе.

Картотека дидактических игр в первой младшей группе....

Картотека дидактических игр 2-я младшая группа

В картотеке собраны дидактические игры для 2-ой младшей группы....

2013-2014 Картотека дидактических игр во второй младшей группе ПДД

Дидактические игры: «Наша улица», «Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Четвертый лишний», «По дороге», «Назови машину», &laq...

Картотека дидактических игр для второй младшей группы

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»                Карта №1Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре­делении предмета по ег...

Картотека дидактических игр в 1 младшей группе.

Картотека дидактических игр в 1 младшей группе....

Картотека дидактических игр во второй младшей группе Дидактические игры по экологии (картотека)

Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей...