«Здоровьесберегающие технологии - что это»
статья

Мартыненко Екатерина Александровна

Сокровенная мечта родителей – всегда здоровые дети! Все хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, сильным, выносливым. Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

Дети-наши любимые создания, такие открытые, хрупкие, особенно в дошкольном возрасте. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка радостным, успешным, счастливым, чтобы у него были друзья. Залогом всего этого является здоровье, а составляющими здоровья это физическое, психическое и социальное благополучие.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 3 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

1. Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом.

2. Ритмопластика- комплексы упражнений под ритмичную музыку

3. динамические паузы - это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении

4. Подвижные игры - средство не только физического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети не только познают мир, но и учатся самостоятельно действовать в различных ситуациях. Педагогическую ценность игр усиливает их эмоциональность. Дети в игре испытывают различные чувства: радость, интерес, волю к победе, а иногда и огорчение, досаду.

5. Гимнастика для глаз для улучшения зрительной способности

6. Гимнастика пальчиковая- развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

7. гимнастика ортопедическая для профилактики плоскостопия

8. Гимнастика корригирующая для устранения нарушений осанки.

Гимнастика бодрящая проводится после дневного сна, для усиления умственной и физической работоспособности и реакции.

9. Гимнастика дыхательная укрепление иммунитета, профилактики респираторных заболеваний

10. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.

II. Технологии обучения ЗОЖ.

- Физкультурные занятия- основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей.

- Проблемно игровые игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов.

- Коммуникативные игры - играя с детьми в коммуникативные игры, педагог оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; создает позитивное отношение к собственному телу и развивает способность управлять им; развивает умение понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учит определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывает доверительное отношение друг к другу.

- Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

III. Технология коррекции поведения.

- Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством

- Технологии музыкального воздействия-для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

- Сказкотерапия направление использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

- Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов)сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

- Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

- Технология воздействия цветом. Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Итак, забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле – самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii-chto_eto.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сокровенная мечта родителей – всегда здоровые дети! Все хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, сильным, выносливым. Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

Дети-наши любимые создания, такие открытые, хрупкие, особенно в дошкольном возрасте. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка радостным, успешным, счастливым, чтобы у него были друзья. Залогом всего этого является здоровье, а составляющими здоровья это физическое, психическое и социальное благополучие.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 3 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

1. Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом.

2. Ритмопластика- комплексы упражнений под ритмичную музыку

3. динамические паузы - это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении

4. Подвижные игры - средство не только физического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети не только познают мир, но и учатся самостоятельно действовать в различных ситуациях. Педагогическую ценность игр усиливает их эмоциональность. Дети в игре испытывают различные чувства: радость, интерес, волю к победе, а иногда и огорчение, досаду.

5. Гимнастика для глаз для улучшения зрительной способности

6. Гимнастика пальчиковая- развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

7. гимнастика ортопедическая для профилактики плоскостопия

8. Гимнастика корригирующая для устранения нарушений осанки.

Гимнастика бодрящая проводится после дневного сна, для усиления умственной и физической работоспособности и реакции.

9. Гимнастика дыхательная укрепление иммунитета, профилактики респираторных заболеваний

10. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.

II. Технологии обучения ЗОЖ.

- Физкультурные занятия- основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей.

- Проблемно игровые игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов.

- Коммуникативные игры - играя с детьми в коммуникативные игры, педагог оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; создает позитивное отношение к собственному телу и развивает способность управлять им; развивает умение понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учит определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывает доверительное отношение друг к другу.

- Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

III. Технология коррекции поведения.

- Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством

- Технологии музыкального воздействия-для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

- Сказкотерапия направление использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

- Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов)сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

- Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

- Технология воздействия цветом. Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Итак, забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле – самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...