Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
картотека

Чернышова Ольга Михайловна

Пальчиковая гимнастика:

1Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее пониматьповышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_melkuyu_motoriku.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика:

1Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

ДОБРЫЙ ДРУГ (Упр. 1)

Очищаем апельсин,

(изобразить)

На тарелке он один,

Апельсин я разломаю,

(изобразить)

Всех знакомых наделю:

(движения кистями от груди вперед)

Эту дольку Вани, эту дольку Тане,

(движения кистями, как при раздаче долек)

Эту дольку Толе, эту дольку Коле,

Ну а что останется, только мне достанется!

(движения кистями вперед, к груди).

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ (Упр. 2)

Мы капусту рубим,

(двигать прямые кисти вверх-вниз)

Мы морковку трем,

(трем правым кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим,

(пальцы в щепотку)

Мы капусту жмём.

(сжать обе кисти в кулаки)

БОЛЬШАЯ СТИРКА (Упр. 3)

Буду маме помогать,

Буду сам бельё стирать:

(трём кулачками друг о друга)

Мылом мылю я носки,

(провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки,

(трём кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на верёвку.

(поднять руки вверх, кисти согнуть)

ПОДАРОК МИШКИ (Упр .4)

Нитку тянем, отрываем

(изобразить)

И в иголку продеваем.

(изобразить)

Будем шить рубашку мишке

(изобразить стежки)

И сошьём ему штанишки.

(провести ладонями по бёдрам )

 

 ВОЛШЕБНИК (Упр. 5)

Если ножницы достану,

(«ножницы»)

То волшебником я стану:

(поднять руки и кисти вверх)

Вырезаю из бумаги

(изобразить)

Птиц, машины, башни, флаги,

(«птица», движения руля, «башня», «флаг»)

Их раскрашу, просушу,

 (изобразить)

Всем знакомым покажу!

(развести руками от груди в стороны)

ПО ВОДУ (Упр. 6)

Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили,

(«человечки» обеими кистями)

Принесли в ведре водицы,

(«ведро»)

Чтоб детишкам всем умыться,

(умываемся)

Вымыть ушки, глазки наши

(движения пальцами около глаз, ушей)

И сварить на завтрак каши.

(круговые движения правой кистью)

ПОМОЩНИКИ (УПР. 7)

Посмотрите, из муки

Испекли мы пирожки.

(изобразить лепешку пирожков)

Валюшке – две сушки,

(«сушки»)

Аньке – три баранки,

(«баранки»)

 Ну а  мамочке любимой

Вот такой пирог с малиной!

(руки в стороны)

МУЗЫКАНТЫ (Упр. 8)

Балалайка, балалайка,

Нам сегодня поиграй-ка,

(изобразить игру на балалайке)

Поиграй нам, дудочка,

(изобразить игру на дудочке)

Дудочка-погудочка.

БАЯН И БАРАБАН (Упр. 9)

Разверни бока, баян,

( изобразить игру на баяне)

Барабань, наш барабан,

(изобразить игру на барабане)

Ты, рояль, сыграй нам песни,

(изобразить игру на рояле)

Чтобы стало интересней!

ВЕСЁЛАЯ  МУЗЫКА (Упр. 10)

Бубен звонкий и тугой,

(изобразить игру на бубне)

Ты звени, стучи и пой,

Заиграй-ка, скрипка в лад,

(изобразить игру нам скрипке)

Всех развесели ребят!

ПРИГЛАШЕНИЕ (Упр.11)

На поляне дом стоит,

(«дом»)

Ну а дому путь закрыт,

(«ворота закрыты»)

Мы ворота открываем,

(«ворота открыты»)

В этот домик приглашаем.

(«дом»)

ЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ (Упр. 12)

На  двери висит замок,

(«замок»)

Кто открыть его бы мог,

(пожать плечами)

Потянули, покрутили,

(потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)

Постучать и открыть.

(постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)

ЗА СТОЛОМ (Упр. 13)

Бабушка очки надела,

(«очки»)

У стола на стул присела,

(«стол», «стул»)

Только в книжку заглянула,

(«закрытая книга», «открытая книга»)

Улыбнулась и …уснула.

(ладони под щёку)

В ДОМИКЕ (Упр.14)

Стол стоит на толстой ножке,

(«стол»)

Рядом стульчик у окошка,

(«стул»)

Два бочонка под столом,

(«бочонок» обеими кистями)

Вот такой я видел дом.

КАПИТАН (Упр.15)

На корабле из дальних стран

(«корабль»)

Плывёт отважный капитан.

(«человек»)

Из тесной рубки, у штурвала,

(изобразить движения штурвалом)

В бинокль видел он немало.

(«бинокль»)

ЗАЙКА-ПОПРЫГАЙКА (Упр.16)

Скачет зайка косой

(«зайка»)

Под высокой сосной,

(«дерево» одной рукой)

Под другой сосной

(«дерево» другой рукой)

Скачет зайка второй.

(«зайка»)

ПТИЧКИ-НЕВЕЛИЧКИ (Упр.17)

Птички полетели,

(«птички»)

Крыльями махали,

(махи кистями)

На  деревья сели,

(«дерево» каждой кистью)

Вместе отдыхали.

(«птица» каждой кистью)

ВСТРЕЧА ( Упр.18)

Идёт коза рогатая,

(«коза» правой рукой)

Идет коза бодатая,

К ней спокойная спешит,

(«коза »левой рукой)

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик» правой рукой)

КОЛЕЧКО (Упр.19)

У мамы грустное лицо-

(изобразить)

Не может отыскать кольцо,

(«кольцо» правой кистью)

Но дочь нашла его у стула

(«стул»)

И вмиг на палец натянула.

(изобразить)

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК (Упр.20)

У нас в саду расцвел цветок,

(«цветок с закрытыми лепестками»)

Чтоб стал красив он и высок,

(«цветок с открытыми лепестками»)

Раскрыл наутро лепестки,

(пальцы врозь, вместе)

Должны работать корешки!

(«корни»)

КТО ГДЕ ЖИВЁТ (Упр.21)

Щука может обитать в пруду,

(«щука»)

А козу пасут на берегу,

(«коза»)

Лишь лягушке хорошо везде:

(«лягушка»)

На  земле, в болоте и в воде!

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ (Упр.22)

Петушок зерно клюёт,

(«петух»)

Курица к нему идет,

(«курица»)

А гусак стоит, гогочет,

(«гусь»)

Тоже зёрен клюнуть хочет.

(«клюющий гусь»)

НА МОСТУ (Упр.23)

Над бурливою рекою

(несогласованные движения пальцами)

Мост построим мы такой.

(«мост»)

Люди по нему пойдут

(«человечки» обеими руками)

И лошадок поведут.

(«лошадки» обеими руками)

НА ТРОПИНКЕ (Упр.24)

По лесу шагал косолапый медведь,

(«медведь»)

Навстречу шёл волк-

На овец посмотреть,

(«волк»)

Увидел их зайка косой из-под ёлки

(«зайка»)

И так задрожал, что упали иголки

(«дрожащий зайка»)

ДОМ ЗА КУСТОМ (Упр.25)

Зайка под кустом сидит

(«куст»)

И ушами шевелит.

(«заяц, шевелящий ушами»)

- Зайка, зайка, где твой дом?

(«дом»)

- За-за-за большим кустом!

ВОТ ТАК  БЕЛКА!  (Упр.26)

Заскочила на пенёк

(«пень»)

Белка – маленький зверёк,

(«белка»)

А потом, нарвавши шишек,

(«шишка»)

Побросала в  ребятишек.

(изображаем бросок)

ГНОМ И ГРОМ (Упр.27)

Как – то на рассвете Гном

(«человек»)

Свой решил покинуть дом,

(«дом»)

И с корзиной из избы

(«корзинка»)

Гном помчался по грибы.

(«человек»)

 Вдруг в лесу раздался гром,

(хлопок в ладоши)

Гном укрылся под грибом.

(«гриб»)

ДОБЫЙ ХОЗЯИН (Упр.28)

 Дом с трубой, с высокой крышей,

(«дом»)

Человек из дома вышел,

(«человек»)

Он ворота открывает,

(«ворота»)

Всех нас в гости приглашает.

(«ворота открыты»)

ЛЕСНОЙ ЛЕКАРЬ (Упр.29)

Дятел на суку сидит,

(«птица», «дерево»)

Дятел дерево долбит,

(«птица долбит дерево»)

Лечит дятел старый дуб,

(«дерево»)

Добрый дятел дубу люб.

(«птица летит»)

МЫШЬ И СЛОН (Упр.30)

 Слон огромный, как скала.

(«слон»)

Ну а мышка? Ох, мала!

(«мышка»)

Если б стала со слона,

(«слон»)

Кошку съела бы она!

(«кошка»)

ПОДАРКИ ДРУЗЬЯМ (УПР.33)

Белка, сидит на тележке,

(«белка»)

Раздаёт друзьям орешки:

(изобразить раздачу орехов)

Заиньке усатому,

(«зайка»)

Мишке толстопятому,

(«медведь»)

Синичке – невеличке,

(«синичка»)

И совушке – сестричке…

(«сова»)

Лисе же, в яркой шубке,

(«лиса»)

Останутся скорлупки!

ПАРОЧКА (Упр.34)

У реки, зарывшись в ил,

Дремлет грозный крокодил.

(«крокодил»)

Может жить он вместе, в паре,

Только с мелкой птичкой Тари.

(«птичка»)

ТИШИНА (Упр.35)

Тихо в доме, спит малыш,

(палец к губам, ладони под щёку)

Под полом скребётся мышь,

(«мышь»)

Если кошку позвать,

(«кошка»)

Мышь не будет нам мешать.

(«мышь»)

ПРОПАЖА (Упр.36)

Петушок зерно клюёт,

(«петушок» правой кистью)

Курочек к себе зовёт.

(«курица» левой кистью)

В миске зёрнышки лежали,

(«миска»)

Нету зёрнышек, пропали.

(развести руками в стороны)

ЗА ГРИБАМИ (Упр.37)

В лес с корзинкою пойду,

(«человек»)

Много там грибов найду,

(«гриб»)

Позову друзей домой,

(«дом»)

Угощу грибной лапшой.

(«миска»)

НОРА И ЛОГОВО (Упр. 38)

В логове ночует волк,

(«волк» левой кистью)

Знает он в козлятах толк,

(«козлёнок» правой кистью)

А лиса живёт в норе

(«лиса»)

Там, на маленькой горе.

(«нора», «горка»)

У СОСНЫ (Упр.39)

Зайка у сосны сидит

(«дерево»)

И ушами шевелит,

(«зайка шевелит ушами»)

Коль заметил он лису,

(«лиса»)

Ловко спрячется в лесу.

(«заяц за кустом»)

БЕЛКА И ВОРОНА (Упр.40)

Белка по сосне скакала

(«белка скачет»)

И ворону увидала:

(«ворона»)

- Залезай ко мне в дупло,

(«дупло»)

В нём и сухо, и тепло!

ПЧЁЛЫ (Упр.41)

Мишка по лесу бродил,

(«мишка»)

В дуплах мёд он находил,

(«миска»)

Только пчёлы налетали

(«пчела»)

И медведя прогоняли.

(«медведь»)

ГУСЬ – ЗАДИРА (Упр. 42)

Рядом с кошкой гусь гогочет –

(«кошка»)

Ущипнуть за ушко хочет,

(«гусь»)

Кошка спину выгибает,

(дуга левой ладонью)

Гусь от страха убегает.

(«гусь» правой кистью, руку убрать за спину)

ЁЛКА (Упр.43)

Рядом с ёлкой в Новый год

(«ёлка»)

Дети водят хоровод,

(поворот кругом)

На ветвях для детворы

(«ёлка»)

Есть гирлянды и шары,

(«цепочка», «шар»)

Колокольчики висят,

(«колокольчик»)

Ярко лампочки горят.

(разжать пальцы из кулака)

ХОХОТУШКИ (Упр.44)

На скамейку возле ели

(«скамейка», «ёлка»)

Как – то две старушки сели,

(«две старушки»)

Час болтали, хохотали

(изобразить)

И скамейку поломали.

(«скамейка», развести кисти в стороны)

КОЛЮЧИЙ КЛУБОК (Упр.45)

Ходит – бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик,

(«ёжик»)

Чтобы волк не уволок,

(«волк»)

Превратится ёж в клубок.

(«клубок»)

ФУТБОЛИСТЫ (Упр.46)

(бумажным шариком)

Мальчики в футбол играют,

(«человек» ударяет по мячу средним пальцем)

Мяч в ворота забивают,

Каждый скажет: «Я хочу Сам ударить по мячу!»

(«человек» ударяет по мячу указательным пальцем)

 ЛЕСНЫЕ ВСТРЕЧИ (Упр.47)

Ёжик, ёжик, где ты был?

(«ёжик»)

- Долго пол лесу бродил.

(«деревья»)

Встретил белку и синичку,

(«белка», «синичка»)

Мишку встретил и лисичку,

(«медведь», «лиса»)

Всех, кто нашёл в бору,

Пригласил в свою нору.

(«нора»)

 

БЫК У ЗАБОРА (Упр. 48)

Возле дома с давних пор

(«дом»)

На столбах стоит забор,

(«забор»)

Бык о доски бок чесал,

(«бык»)

Почему ж забор упал?

(«упавший забор»)

У ДОРОГИ (Упр.49)

То не камень у дороги,

(«камень»)

Если есть у камня ноги.

(«черепаха»)

Важно ходит черепаха,

Прячет голову от страха.

(«черепаха прячет голову»)

ДВА УПРЯМЦА (Упр.50)

Речка под мостом текла,

(несогласованные движения пальцами)

А над речкой два козла

(«козёл» каждой кистью)

На мосточке повстречались,

(«мост»)

Разругались, пободались,

(«козлы бодаются»)

Два упрямца не мирились

И вдвоём с моста свалились!

(присесть)

ЁЖС ЕЖАТАМИ (Упр.51)

Под  берёзкой на пригорке

(«деревья»)

Старый ёж устроил норку,

(«ёж»)

Под листочками лежат

(«листочки» обеими кистями)

Двое маленьких ежат.

(«ежата»)

ОБМАНЩИК (Упр.52)

У мухи жизнь была легка,

(«муха»)

Но  повстречала паука,

(«паук»)

На паутине он сидел

(«паутина»)

И мухе сладко песни пел:

(«муха»)

- А вы, я вижу, налегке,

(«паук»)

Так покачайся в гамаке.

(«паутина»)

Используемая литература

1. Развиваем мелкую моторику/Ткаченко Т.А.:- М.:Эскимо,2010.-64с.

2. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: «дом 21 век»,2007.-186с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

о влиянии пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей...

Перспективное планирование: зрительная и пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Перспективное планирование: зрительная и пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста....

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Примеры проведения пальчиковой гимнастики...

Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...