Картотека творческих упражнений
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дойнеко Альбина Юрьевна

Содержание

Снятие мышечного напряжения стр 3

Развитие мелкой моторики стр. 5

Развитие речи  стр. 14

Развитие воображения и памяти стр. 20

Короткие истории стр. 23

Развитие пластики стр. 24

Театрализованные игры стр. 27

Пластические игры стр. 33

Сказочные этюды стр. 38

Игры-превращения стр. 46

Мышечное напряжение и расслабление стр. 46

Развитие выразительности и воображения стр. 49

Разыгрывание сказок стр. 53

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_tvorcheskie_uprazhneniya.docx91.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

Творческие упражнения

Содержание

Снятие мышечного напряжения стр 3

Развитие мелкой моторики стр. 5

Развитие речи  стр. 14

Развитие воображения и памяти стр. 20

Короткие истории стр. 23

Развитие пластики стр. 24

Театрализованные игры стр. 27

Пластические игры стр. 33

 

Сказочные этюды стр. 38

Игры-превращения стр. 46

Мышечное напряжение и расслабление стр. 46

Развитие выразительности и воображения стр. 49

Разыгрывание сказок стр. 53

Снятие мышечного напряжения

1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.

Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.

 2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются  по залу.

Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.

 3. Дети двигаются свободно под веселую музыку.

Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку по диагонали.

 4. Дети стоят парами спиной друг к другу.

Задание: покажите чей-либо образ по своему выбору.

 5. Дети ходят вокруг обруча.

Задание: когда прозвучит аккорд, запрыгните в круг.

 6. Дети стоят в кругу.

Задание: я произношу слова, вы делаете соответствующие движения:

 «земля» — руки вниз;

 «вода» — руки перед собой;

 «воздух» — руки вверх;

 «огонь» — вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

 7. Русская народная игра «Пень-колода».

 Дети стоят в кругу, при помощи считалки выбирается ребенок, которому завязывают глаза. Остальные идут под музыку вокруг него. При прекращении музы­ки все останавливаются. Ребенок на ощупь должен узнать, до кого он дотронулся. Если не узнал, дети говорят:

 Пень-колода,

 пень-колода,

 Просидишь до нова года!

 8. Русская народная игра «Волна».

 Дети стоят парами, как в игре «Ручеек». Первая пара разворачивается лицом ко второй и «ныряет» под нее, третья пара — под четвертую и т.д. Та пара, которая оказывается первой, продолжает движение. Все пары движутся непрерывно.

 9. Русская народная игра «Капуста».

 Дети стоят цепочкой, первый участник «накручивает» (закруживает) цепочку за собой. Потом то же делает последний. При этом дети говорят:

 Ты завейся, ты завейся, золотой кочешок.

 Не женися, не женися, молодой женишок.

 10.Дети сидят в кругу.

Задание: на счет от одного до десяти пересядьте по цвету волос, договорившись заранее: здесь — светлые, здесь — темные.

 11. Дети стоят в кругу.

Задание: на счет от одного до семи постройтесь в шеренгу по росту.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковый игротренинг

1. «Утречко»

 Утро настало,

 Солнышко встало.

 — Эй, братец Федя,

 Разбуди соседа!

 — Вставай, Большак!

 Вставай, Указка!

 Вставай, Середка!

 Вставай, Сиротка!

 И Крошка-Митрошка!

 Привет, Ладошка!

 Все потянулись.

 И проснулись. вытягиваются и быстро

Ладони скрещены, пальцы растопырены — «солнышко с лучиками» (рис. 1). Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения (рис. 2).

Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой, начиная с большого (рис. 3).  

Щелчок в центр ладони. Руки поднимаются вверх, пальцы шевелятся.

 При повторении игры руки следует поменять.

2. «На блины»

 

Стала Маша гостей собирать:

 — И Иван приди,

 И Степан приди,

 Да и Андрей приди,

 Да и Матвей приди,

 А Митрошечка —

 Ну, пожалуйста.

 Стала Маша гостей угощать:

 — И Ивану блин,

 И Степану блин,

 Да и Андрею блин,

 Да и Матвею блин,

 А Митрошечке —

 Мятный пряничек!

 Стала Маша гостей провожать:

 — Прощевай, Иван!

 Прощевай, Степан!

 Прощевай, Андрей!

 Прощевай, Матвей!

 А ты, Митрошечка,

 Моя крошечка,

 Да ты побудь со мной

 Еще немножечко!

Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху. Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки закрепляет по очереди кончики полусогнутых остальных пальцев и мягко покачивает их.

Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху. Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху: большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого (рис. 5). Большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.

Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху.

Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.

Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.

 При повторении игры руки следует поменять.

3. «Солдаты»

 Ладони сомкнуты. Мизинцы — Дети (говорят тоненьким голосом).

 Безымянные пальцы — Мама (говорит обычным голосом).

 Средние пальцы — Папа (говорит низким голосом).

 Указательные пальцы — Солдаты (говорят басом).

 Скрещенные большие пальцы — порог избы.

 Ночь. В избе все спят. Раздается стук.

 Солдаты. Тук-тук!

 Дети. Кто там?

 Солдаты. Два солдата.

 Пришли переночевать!

 Дети. Спросим у мамы.

 Мама!

 Мама. Что, дети?

 Дети. Два солдата. Пришли переночевать! Мама. Спросите у папы!

 Дети. Папа! Папа. Что, дети?

 Дети. Два солдата. Пришли переночевать. Папа. Впустите!

 Дети. Входите! Солдаты. Ах, Какая благодать, Что пустили ночевать! Войдем!

Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Мизинцы постукивают друг о друга. Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Мизинцы постукивают друг о друга.

Безымянные пальцы постукивают друг о друга. Мизинцы постукивают друг о друга.

Безымянные пальцы постукивают друг о друга.

Мизинцы постукивают друг о друга.

Средние пальцы постукивают друг о друга.

Мизинцы постукивают друг о друга.

Средние пальцы постукивают друг о друга.

Мизинцы постукивают друг о друга. Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения.

Сомкнутые ладони повернуть пальцами к груди, затем следует быстрый оборот рук на 180° так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед (рис. 6, 7).

Пальчиковая гимнастика

1. «Играем на барабане»: ритмично двигать указательными пальцами вверх-вниз.

2. «Мы — мастера»:

 а) постукивать кулаком правой руки по ровной ладони левой,

 потом — ребром ладони;

 б) ритмично постукивать кулачками друг о друга, затем — ребрами ладони.

3. «Фонарики»: делать вращательные движения кистями обеих рук.

4. «Веселые брызги»: отрывисто двигать кистями рук сверху вниз,

распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.

5. «Цветочек»: указательным пальцем правой руки выполнять вращательные движения по ровной ладошке левой руки («будим цветочек»). Затем всеми пальцами правой руки гладить каждый палец левой руки от ладони до кончиков («гладим лепестки цветка»). Поменять руки.

6. «Стирка белья»: пальцами, сжатыми в кулаки, двигать одновременно вверх-вниз («стираем, отжимаем, стряхиваем воду с белья»).

7. «Легкий ветерок»: руки — на уровне лица внутрь ладонями; одновременно сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

8. «Погрозим»: грозить указательным пальцем, попеременно каждой рукой.

9. «Дятел»: ритмично постукивать разными пальцами одной руки по ладони другой.

10. «Цыплята»: большой, указательный и средний пальцы собрать вместе. Двигать кисти рук вверх-вниз отрывисто. Быстро перебирать пальцами обеих рук. П. «Пальчики»: пальцы «шагают», «бегают» и «танцуют».

12. «До свидания»: плавно покачивать кистью.

13. «Мы рисуем»: рисовать пальцем как карандашом или кисточкой.

14. «Я играю»: играть пальцами как на балалайке, гармошке или пианино.

 15. Застегивать и расстегивать пуговицы.

 16. Собирать бусы.

 17. Шнуровать ботинки.

 18. Нанизывать кольца.

 19. Мозаика.

 20. Конструктор.

 21. Перебирать крупы, зерна (фасоли, гороха).

Развитие моторики рук, необходимой для свободного кукловождения

1. «Флажок»: большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

2. «Птички»: большой палец поочередно соединять с остальными.

3. «Гнездо»: соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать.

4. «Цветок»: то же, но пальцы разъединить.

5. «Пчела»: вращать указательным пальцем правой руки, а затем — левой и одновременно обеими.

6. «Лиса и заяц»: левая рука — «лиса» медленно крадется, правая — «заяц» убегает.

7. «Паук»: согнутые пальцы медленно передвигать по столу.

8. «Улитка»: положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

9. «Ловкие пальцы»: хорошенько разгладить скомканный лист бумаги двумя руками, потом — одной.

10. «Ножницы»: указательным и средним пальцами руки имитировать стрижку ножницами, остальные пальцы сжать в кулак.

11. «Дружные пальчики»

 Раз, два, три, четыре, пять —

 Вышли пальчики гулять,

 Раз, два, три, четыре, пять —

 В домик спрятались опять.

 Ну-ка, братцы, за работу,

 Покажи свою охоту.

 Большому — дрова рубить,

 Печи все — тебе топить.

 А тебе — воду носить,

 А тебе — обед варить,

 А малышке песни петь.

 Песни петь да плясать,

 Родных братцев забавлять.

Правую руку сжать в кулак, левой поочередно разгибать пальцы правой.

Попеременно сгибать пальцы правой руки, начиная с мизинца.

Левую руку сжать в кулак, правой поочередно разгибать пальцы левой.

Попеременно сгибать пальцы левой руки, начиная с мизинца.

 Раз, два, три, четыре, пять —

 Мы грибы идем искать.

 Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик все съел,

 Оттого и потолстел.

 

**************************

 В прятки пальчики играли

 И головки убирали.

 Вот так, вот так —

 Все головки убирали.

 — Пальчик-мальчик,

 Где ты был?

 — С этим братцем в лес ходил,

 С этим пальцем щи варил,

 С этим пальцем кашу ел,

 С этим пальцем песню пел.

12. «Пять маленьких мышат»

 Пять маленьких мышат

В упражнении участвуют обе руки.

 Забрались в кладовку.

 В бочонках и банках

 Орудуют ловко.

 На сыр забирается

 Первая мышка,

 В сметану ныряет

 Вторая малышка.

 А третья с тарелки

 Все масло слизала.

 Четвертая в миску

 С крупою попала.

 А пятая мышка

 Медком угощается...

 Все сыты, довольны, вдруг —

 Кот просыпается!

 «Бежим», — пропищала

 Подружкам малышка,

 И спрятались в норку

 Проказницы мышки.

^ Одна из рук «становится» котом. Другую руку спрятать за спину.

13. «Цветок»

Пальцы — лепестки.

 Утром рано он закрыт,

 Но к полудню ближе

 Раскрывает лепестки,

 Красоту их вижу.

 К вечеру цветок опять

 Закрывает венчик —

 И теперь он будет спать

 До утра, как птенчик.

14. «Осьминог»

И.п.: пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе.

 Много ног у осьминога -

 Все они ему нужны.

 Заменяют ему руки —

 Очень ловкие они.

 Поочередно, начиная с большого, выпрямлять все пальцы. Сгибать в обратном порядке. Выпрямлять.

15.Раз, два, три,

 Четыре, пять —

 Будем пальцы

 Разминать

 Это Ваня —

 Самый сильный,

 Самый толстый

 И большой.

 Степа нужен для того,

 Чтоб показывать его.

 А Сергей — он самый

 Длинный,

 И стоит он в середине.

 А Матвей,

 Он безымянный,

 Избалованный он самый.

 А Никита, хоть и мал

 Очень ловок

 И удал.

Хлопать в ладоши.

Пальцы сжать в кулак. Показать большой палец.

Показать указательный палец. Показать средний палец.

Показать безымянный палец.

Показать мизинец.

Прижать большой и остальные

пальцы к ладони. Резко раскрыть

пальцы.

16. «Коза»

 Идет коза рогатая

 а малыми ребятами.

 Кто кашки не ест,

 Молоко не пьет,

 Забодает, забодает!

Указательный палец и мизинец выпрямить, остальные сжать в кулак.

17. Зайчик.

 Зайчик серый скачет ловко. Указательный и средний пальцы

 В лапках у него — морковка, развести в стороны, остальныесжать в кулак.

18. «Шарик»

 Надувайся, шарик, больше!

Локти на столе, кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладони краями соприкасаются. Кончики пальцев оставить прижатыми, ладони разъединить и поднять, пальцы становятся округлыми.

 Лучше щечки раздувай!

 Поиграй ты с нами дольше:

 Катись, прыгай и летай.

19

«Маленький мизинчик»

 Маленький мизинчик

 Плачет, плачет, плачет...

 Безымянный не поймет,

 Что все это значит.

 Средний пальчик,

 Очень важный,

 Не желает слушать.

 Указательный спросил:

 — Может, хочешь кушать?

 А большой бежит за рисом,

 Тащит ложку, говорит:

 — Не надо плакать,

 Поешь немножко!

^ Сжать кулак.

Начиная с мизинца, пальцы раскрывать.

Большой палец и мизинец прижать друг к другу.

20. «Солнце утром рано встало»

 Солнце утром рано встало, ^ Ладони скрестить, соприкасая тыльные стороны запястий. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».

 Всех детишек приласкало.

21. «Бутоны»

 Набухай скорей, бутон,

 Распусти цветок пион!

Кончики пальцев сомкнуть, ладони — округлые, соприкасаются краями. Постепенно запястья обеих рук тоже соприкасать. Пальцы округленно раскрыть.

Развитие речи

Артикуляционная гимнастика

1. Покусайте кончик языка — «мама шинкует капусту».

 2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

 3. Язык, как жало змеи.

 4. Язык, как тоненькая иголочка — «ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.

 5. Почистите верхние и нижние зубки языком.

 6. Закройте глаза, представьте ночь — «сели на лошадку и поехали». Цокайте.

 7. Достаньте кончиком языка нос.

Воспитатель гладит детей, у которых получилось упражнение.

8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.

 9. Погладьте зубками губы.

 10. Натяните губы на зубы, широко открыв рот.

 11. Нарисуйте надутыми губами солнце.

 12. Представьте, что заводите мотоцикл — поехали. На пути — гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.

 13.

Язык поднимите кверху:

 Ша-ша-ша,

 Наша шуба хороша.

 14. — Здравствуйте, котята!

 — Мяу, мяу.

 — Здравствуйте, телята!

 — My, му, му.

 — Здравствуйте, мышата!

 — Пи, пи, пи.

 — Здравствуйте, лягушки!

 — Ква, ква, ква.

15. Свои губы прямо к ушкам

 Растяну я, как лягушка.

 А теперь слоненок я,

 Хоботок есть у меня.

 А сейчас я — дудочка,

 Дудочка-погудочка.

 Мне понравилось играть,

 Повторю-ка все опять.

16. «Возьмитесь» за меня глазами.

Скороговорки на развитие дикции

1. Вез корабль карамель,

 Наскочил корабль на мель.

 И матросы три недели

 Карамель на мели ели.

2. Книга книгой, а мозгами двигай.

3. Волки рыщут — пищу ищут.

4. Везет Сенька Саньку

 С Сонькой на санках.

Вопрос: кто где находится?

 Санки — скок!

 — Сеньку с ног!

Почему? (Он шел впереди.)

 Саньку — в бок,

 Соньку — в лоб,

 Все — в сугроб.

 5. Курочка по зернышкам

 Кудах-тах-тах,

 Уточка — кря-кря-кря,

 Индюшонок — фалды-балды,

 Кисонька — мяу-мяу,

 Собачка — гав-гав,

 Поросенок — хрюки-хрюки,

 Коровенка — муки-муки,

 Лошаденка — ноки-ноки.

6. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

 Рожица, жук, моржонок, флажок.

7. Виноград, трава, топор,

 Шар, крапива, помидор,

 Сковородка, ранец, груша,

 Крыша, радуга, Каркуша.

8. Маша шла, шла, шла

 И игрушки нашла:

 Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

 Мышку, машинку, катушку, лягушек, -

 Кто потерял столько игрушек.

9. Утром, присев на зеленом пригорке,

 Учат сороки скороговорки:

 Картошка, картонка, карета, картуз,

 Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

10. Жук, над лужею жужжа, Ждал до ужина ужа.

11. В перелеске перепел Перепелку перепел.

Развитие интонационной выразительности

1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом — Волка.

 Козлятушки, ребятушки,

 Отомкнитеся, отворитеся,

 Ваша мать пришла,

 Молочка принесла...

2. Прочитать следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:

 Кумушка, послушай!

 Вправду, кроме шуток,

 Открывают школу

 Для утят-малюток.

Л. Фурмина

3. Произнести фразы: «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по комнате» и «Это моя бабушка» — так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.

 4. Предложить ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.

 5. Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

 6. Предложить двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу.

 1 -й ребенок

 — Ты кто?

 — Нет, не заяц ты.

 — Нет, не заяц.

 — Нет, не заяц.

 — Нет, не заяц.

 — Ты? Ты мышонок.

 — Да, ты мышонок.

 — Я лягушонок?

 — Не лягушонок я.

 — Ну, ладно, и ты заяц, и я заяц. Не будем ссориться. Я ведь пошутил.

 2-й ребенок

 — Я заяц.

 — Нет, заяц!

 — Нет, заяц!

 — Нет, заяц.

 — А кто же тогда я?

 — Я мышонок?

 — Ладно, пусть я буду мышонок. Зато ты — лягушонок.

 — Да, ты лягушонок.

 — Нет, лягушонок.

 

Игра «Подскажи словечко»

 

1. Я у бабушки Полины

 Много красной съел ... (малины).

 На закате, как пожар,

 Опускался солнца ... (шар).

 Был он сказочно-прекрасный

 И, конечно, ярко ... (красный).

2. Важен он, как господин,

 Этот сочный ... (апельсин).

 Ел однажды карапуз

 Сладкий, сахарный ... (арбуз).

 По весне из клейкой почки

 Появляются ... (листочки).

3. На поляне, где валежник,

 Голубой растет ... (подснежник).

 Ручка пишет буквы, точки,

 А ложаться они в … (строчки).

 Не бывает сливы без ... (косточек).

 Не бывает часов без ... (стрелок).

 Не бывает автобуса без ... (колес).

 Не бывает стула без ... (спинки).

 Не бывает лисы без ... (хвоста).

 Не бывает капусты без ... (листьев).

 Не бывает самоката без ... (колес).

 Не бывает сосны без ... (ствола).

5. Краски с ... (кисточкой). Автобус с ... (колесами). Стол со ... (скатертью). Сумка с ... (застежкой). Куст с ... (ветками). Песочница с ... (песком). Лестница со ... (ступеньками). Часы со ... (стрелками). Кастрюля с ... (крышкой). Весы с ... (гирями).

 Пастух со ... (стадом). Стакан с ... (водой). Лес с ... (деревьями).

 

6. Муха ахнула сперва:

 — Ах, какие кружева!

 — А попала в кружева

 — И пропала голова!

 Бедняжка, словно в тине,

 Увязла в ... (паутине).

7. Погляди на молодцов —

 Веселы и бойки.

 Волокут со всех концов

 Материал для стройки.

 Вот один споткнулся вдруг

 Под тяжелой ношей,

 И спешит на помощь друг.

 Тут народ хороший!

 Без работы, хоть убей,

 Жить не может ... (муравей).

 В лесу под щебет, звон и свист

 Стучит лесной телеграфист:

 — Здорово, дрозд-приятель!

 — И ставит подпись ... («дятел»).

9. Трещит с самого утра:

 — Пор-ра! Пор-pa!

 — А что пора?

 Такая уж морока,

 Когда трещит ... (сорока).

 В своей короне красной

 Он ходит, как король.

 Его ты ежечасно

 Выслушивать изволь:

 — Я тут! Я начеку-у!

 Я всех вас допеку-у!

 Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

 — Уснули дети.

 Свет потух.

 Молчи, ну не кричи,... (петух).

11. Живет спокойно, не спешит,

 На всякий случай носит щит.

 Под ним, не зная страха,

 Гуляет ... (черепаха).

12. Он ходит, голову задрав,

 Не потому, что важный граф,

 Не потому, что гордый нрав,

 А потому, что он — ... (жираф).

13. И в лесу, заметьте, дети,

 Есть ночные сторожа.

 Сторожей боятся этих

 Мыши — прячутся, дрожа.

 Очень уж суровы Филины и ... (совы).

14. На скале он строит дом.

 Разве жить не страшно в нем?

 Хоть кругом и красота,

 Но такая высота!

 Нет, хозяин не боится

 Со скалы крутой скатиться —

 Два огромнейших крыла

 У хозяина ... (орла).

 15. Уж очень вид у них чудной.

 У папы — локоны волной,

 А мама ходит стриженой,

 За что она обижена?

 Недаром часто злится

 На всех мамаша ... (львица).

16. Скажу я слово «высоко»,

 А ты ответишь «низко».

 Скажу я слово «далеко»,

 А ты ответишь ... («близко»).

 Скажу я слово «потолок»,

 А ты ответишь ... («пол»).

 Скажу я слово «потерял»,

 Ответишь ты ... («нашел»).

 Скажу теперь я слово «трус»,

 Ответишь ты ... («храбрец»).

 Теперь «начало» я скажу,

 Ответишь ты ... («конец»).

Развитие воображения и памяти

Упражнения для развития памяти

 1. Дети сидят в кругу, слушают любое классическое произведение. Воспитатель выносит «волшебную палочку». Дети передают ее по кругу друг другу, произнося какое-нибудь слово или фразу о прослушанной музыке. При этом они не должны повторяться.

 Выигрывает ребенок, после которого никто больше ничего не может сказать.

 2. Разыгрывается любая сценка или проводится инсценировка песни. Зрители делятся на благодарных зрителей и критиков. Высказывают свое мнение.

 Затем разыгрывается сценка, после которой зрители меняются ролями: благодарные зрители становятся критиками.

 3. Игра с пением (проводится без музыкального сопровождения). Дети стоят в кругу, музыкальный руководитель — в центре с мячом. Он задает вопрос, напевая, затем кидает мяч любому ребенку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад. При этом следует сохранять единый темп от начала до конца игры.

 Примерные вопросы (ответы).

 Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

 Кто главный в оркестре? (Дирижер.)

 Кто играет на скрипке? (Скрипач.)

 Кто исполняет музыку? (Музыкант.)

 Как называют спектакль, где все время поют? (Опера.)

 4. Дети предварительно разбиваются на три группы, рассчитавшись на «до, ре, ми». Каждая группа получает конверт с изображением недорисованного лица. На отдельном столе лежат изображения отсутствующих деталей (рот, брови, глаза, губы).

 Прослушав музыку, дети должны на столе собрать лицо, выражение которого отражает характер, а затем изобразить его.

 5. Один ребенок разглядывает второго, пока воспитатель считает до десяти, потом отворачивается и дает его словесный портрет. При повторе счет можно уменьшить до семи.

 6. Идут двое детей. Один — впереди, другой — позади, в точности повторяя движения первого, как тень. Потом дети меняются ролями.

 7. Один ребенок принимает любую позу, все остальные должны ее повторить.

 8. Дети сидят полукругом. Первый ребенок говорит любое слово, второй его повторяет и произносит свое слово, третий повторяет два первых слова, добавляя свое и т.д. Кто забыл, выбывает из игры.

 Если все дети правильно запомнили слова, то проигравший — взрослый.

 При этом необходимо быть внимательным, не произносить лишних звуков, смотреть друг на друга.

 9. «Фотограф»: двое детей запоминают порядок лежащих на столе предметов. Взрослый считает от одного до десяти, накрывает предметы платком, перемешивает их. Дети должны разложить предметы в том же порядке.

 10. Дети должны нарисовать два одинаковых изображения. Второй рисунок создается по памяти.

 11. Трое детей замирают в неопределенных позах. Все остальные должны запомнить позы и скопировать любую из трех.

Упражнения на воображение

 1. Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.

 А теперь — в желтую краску, рисуем солнце — круги. Нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.

 Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем.

 Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем.

 Итак, мы в лесу, на полянке. Представьте, что вы — цветочки. Раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.

 2. А сейчас правильно подышим: правую руку положите на живот, а левую — на пояс. Живот — это воздушный шарик. Медленный вдох — выдох — «ниточка у шарика плавно распускается».

 Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело.

 Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода.

 Вдох, и едем на лифте: первый этаж, второй, третий, четвертый, пятый, шестой — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.

 3. Идем во фруктовый сад (ходят по залу, звучит музыка с четким ритмом). Вдыхаем аромат яблок. Пытаемся достать яблоки на дереве (поднимают сначала левую руку вверх, потом — правую). Еще раз пытаемся достать яблоки (подпрыгивают на месте, руки по очереди вверх).

 Как же достать яблоки? (Делают полуприседания, руки в стороны — вниз.)

 Нужно подставить лестницу и залезть на нее (имитируют подъем на лестницу).

 Срываем яблоки и кладем их в ведро (имитируют сбор яблок).

 Отдыхаем (спускаются и садятся, закрыв глаза, на ковер).

 4. Дети слушают музыку. Затем выбирают сообща костюмы — игрушку или иллюстрацию, характерные для прослушанного произведения. Если оно им неизвестно, то сами придумывают ему название. Затем надевают костюмы и импровизируют несложный танец.

Короткие истории

1. По небу плыла огромная лохматая туча. Вдруг она увидела играющих мальчиков.

 Во что играли мальчики? О чем они могли спорить?

 2. Однажды утром девочка проснулась и говорит: «Я видела хороший сон». Какой сон она могла видеть?

 3. Маленький мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он может бояться?

 4. Жила-была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнется праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что было дальше?

 5. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость».

 Какая новость может быть у мамы?

 6. Все предметы разговаривают со мной, и я их понимаю. Когда я захожу на кухню, самовар говорит мне: «Привет! Хорошо, что ты зашел! Я уже приготовил тебе чай». Сажусь, а стул говорит мне: «Вот и ты, вдвоем нам будет веселее».

 А как с вами разговаривают предметы?

 7. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?

 8. Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Что ему делать?

 9. Что могут думать: книжка, швабра, чашка, ложка, вилка и т.д.?

Развитие пластики

Упражнения для рук

Звонкие ладошки

 Хлопки в ладошки используются во многих играх и плясках, часто являясь основным движением танца. По своему выразительному значению они близки к притопам. Следует с самого начала обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Дети должны уметь хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой. Встречаются хлопки, передающие ритмический рисунок музыки. В таких случаях не следует показывать ребенку ритм хлопков, а надо предоставить ему возможность найти его самому. Вариантов хлопков может быть множество. Желательно каждому дать название, чтобы наполнить движение эмоциональным смыслом.

 1. «Колокола»

 Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.

 2. «Колокольчики»

 Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе негромкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.

 3. «Тарелка»

 Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, дРУгая — снизу вверх.

 4. «Ловля комариков»

 Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками.

 5. «Бубен»

 Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую л а-донь другой. Могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.

 6. «Подушечка»

 Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.

 7. «Вертушки»

 Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

Плавные движения рук

 1. «Ветерок»

 Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

 2. «Ленточки»

 Попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.

 3. «Волна»

 Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно «перетекать» из одной руки в другую.

 4. «Крылья»

 Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

 5. «Поющие руки»

 Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.

Развитие пластической выразительности при создании образа

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по выбору детей.

 2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

 3. Ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

 4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все они вели себя и действовали по-разному.

 Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении сверстников и стремились находить свои движения, мимику.

Развитие выразительной мимики

Передать мимикой следующие образы.

 1. Соленый чай.

 2. Ем лимон.

 3. Сердитый дедушка.

 4. Лампочка потухла, зажглась.

 5. Грязная бумажка.

 6. Тепло-холодно.

 7. Рассердился на драчуна.

 8. Встретили хорошего знакомого.

 9. Обиделся.

 10. Удивился.

 11. Испугался забияку.

 12. Умеем лукавить (подмигивание).

 13. Кошка (собака) выпрашивает колбасу.

 14. Мне грустно.

 15. Получил подарок.

 16. Две обезьяны: одна гримасничает, другая копирует первую.

 17. Не сердись!

 18. Верблюд решил, что он жираф,

 И ходит, голову задрав.

 У всех он вызывает смех,

 А он, верблюд, плюет на всех.

 19. Встретил ежика бычок

 И лизнул его в бочок.

 А лизнув его бочок,

 Уколол свой язычок.

 А колючий еж смеется:

 — В рот не суй что попадется!

 20. Будь внимателен.

 21. Радость.

 22. Восторг.

 23. Я чищу зубы

. Театрализованные игры

Театральные этюды

Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

 1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись.

 2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

 3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

 4. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму... Впереди арбузы — вот!..

 Где мне взять второй живот?

 5. На носочках я иду — Маму я не разбужу.

 6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

 7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.

 8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут кон­феты в рот, жуют. Вкусно.

 9. Жадный пес Дров принес, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напек, Спрятал в уголок И съел сам.

 Гам, гам, гам!

 10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.

 11 Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

 12 Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощушает слабость и недомогание.

 

 13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.

 14. Был у зайца дом как дом Под развесистым кустом, И доволен был косой:

 — Крыша есть над головой! — А настала осень,

 Куст листочки сбросил, Дождь как из ведра полил, Заяц шубу промочил. Мерзнет заяц под кустом:

 — Никудышный этот дом!

 15. Шерсть чесать — рука болит, Письмо писать — рука болит, Воду носить — рука болит, Кашу варить — рука болит,

 А каша готова — рука здорова.

 16. У забора сиротливо Пригорюнилась крапива. Может, кем обижена? Подошел поближе я,

 А она-то, злюка, Обожгла мне руку.

 17. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки.

 Весь перецарапали! Лопнул шар, А две подружки посмотрели — Нет игрушки, сели и заплакали...

18. Что за скрип? Что за хруст?

 Это что еще за куст?

 — Как же быть без хруста,

 Если я — капуста.

19. полюбуемся немножко,

 Как ступает мягко кошка.

 Еле слышно: топ-топ-топ.

 Хвостик книзу: оп-оп-оп.

 Но, подняв свой хвост пушистый,

 Кошка может быть и быстрой.

 Ввысь бросается отважно,

 А потом вновь ходит важно.

Игры-драматизации

1. «Самолет»

 Поиграем в самолет? (Да.)

 Вы все — крылья, я — пилот.

 Получили инструктаж —

 Начинаем пилотаж.

 В снег летаем и пургу,

У-у-у-у!

 Видим чьи-то берега.

А-а-а-а!

 Ры-ры-ры — рычит мотор,

 Мы летаем выше гор.

 Вот снижаемся мы все

 К нашей взлетной полосе!

 Что ж — закончен наш полет.

 До свиданья, самолет.

2. «Умываемся»

 Кран откройся,

 Нос умойся,

 Воды не бойся!

 Лобик помоем,

 Щечки помоем,

 Подбородочек,

 Височки помоем,

 Одно ухо, второе ухо —

 Вытрем сухо!

 Ой, какие мы чистенькие стали!

 А теперь пора гулять,

 В лес пойдем мы играть,

 А на чем поедем — вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.)

 Стоп!

 Дальше ехать нам нельзя,

 Шины лопнули, друзья.

 Будем мы насос качать,

 Воздух в шины надувать.

 Ух! Накачали.

3. «Кошки-мышки»

 Эта ручка — Мышка,

 Эта ручка — Кошка,

 В кошки-мышки поиграть

 Можем мы немножко.

 Мышка лапками скребет,

 Мышка корочку грызет.

 Кошка это слышит

 И крадется к Мыши.

 Мышка, цапнув Кошку,

 Убегает в норку.

 Кошка все сидит и ждет:

 «Что же Мышка не идет?»

4. «Мишка»

 Косолапые ноги,

 Зиму спит в берлоге,

 Догадайся и ответь,

 Кто же это спит? (Медведь.)

 Вот он Мишенька-медведь,

 По лесу он ходит.

 Находит в дуплах мед

 И в рот себе кладет.

 Облизывает лапу,

 Сластена косолапый.

 А пчелы налетают,

 Медведя прогоняют.

 А пчелы жалят Мишку:

 «Не ешь наш мед, воришка!»

 Бредет лесной дорогой

 Медведь к себе в берлогу,

 Ложится, засыпает

 И пчелок вспоминает...

5, «Звонкий день» (на мотив песни «Ах вы, сени»)

 Взял Топтыгин контрабас:

 «Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

 Не к чему ворчать и злиться,

 Лучше будем веселиться!»

 Тут и Волк на поляне

 Заиграл на барабане:

 «Веселитесь, так и быть!

 Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

 Лиса-пианистка — рыжая солистка!

 Старик-барсук продул мундштук:

 «До чего же у трубы

 Превосходный звук!»

 От такого звука убегает скука!

 В барабаны стук да стук

 Зайцы на лужайке,

 Ежик-дед и Ежик-внук

 Взяли балалайки...

 Подхватили Белочки

 Модные тарелочки.

 Дзинь-дзинь! Трень-брень!

 Очень звонкий день!

Музыкальные игры

Музыкальный диалог

Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.

Два цыпленка под веревкой

Машут крыльями неловко:

— Ах, какой большой червяк!

Не достать его никак!

(Предполагаемый ответ: «Это не червяк».)

2. У колодца пес сидит

 И не приближается:

 — На цепи ведро висит...

 Может быть, кусается?

 (Предполагаемый ответ: «Ведром из колодца набирают воду».)

 3. Ходят куры у дорожек,

 Квохчут в переулочке:

 — Неужели же из крошек

 Вырастают булочки?

 (Предполагаемый ответ: «Наоборот, крошки получаются из булочек».)

4.  Жеребеночек из стога

 Ухватил травы немного:

 — Не видал я до сих пор

 

Таких больших и вкусных гор.

 (Предполагаемый ответ: «Это стог сена, а не гора».)

5.  На забор котенок влез,

 Стал он ростом до небес.

 Замяукал: «Ой, друзья!

 Посмотрите — вырос я!»

 (Предполагаемый ответ: «Нет, не вырос».)

6.  Щенок сидит у будки,

 Сидит вторые сутки.

 Никак не может он понять,

 Куда уходит солнце спать.

 (Предполагаемый ответ: «За гору».)

7. Ходит по лесу теленок,

 В рыжих пятнышках бока.

 — Почему в траве зеленой

 Не бывает молока?

Развитие песенного творчества

 На полянке, на лугу

 Три медведя жили,

 Три медведя жили,

 Малину есть любили.

 Как малину найдут —

 Сразу песню запоют.

 Папа Миша низко пел: «Ля-ля-ля-ля».

 Мама нежно песню пела:

 «Ля-ля-ля-ля».

 А Мишутка-медвежонок

 Звонко песню распевал

 Да малину доедал:

 «Ля-ля-ля-ля!»

2. Пропеть свои имя и фамилию, адрес, имя мамы и т.д.

 3. Пропеть диалог с веселыми и ласковыми интонациями.

 ~~ Оля, где ты?

 — Я здесь.

Музыкальная импровизация

 1. В руки палочки возьми,

 Мишкам спеть ты помоги,

 И мелодию лесную

 Ты ритмично простучи.

2. Повторить ритм на металлофоне, ксилофоне и т.д. Придумай свой.

 3. Изобразить на ксилофоне грустный и веселый дождик.

Пластические игры

Ритмическая гимнастика

Задачи: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений. Выполнять движения по тексту.

1. Вращать кистями.

Ударять кулачком по кулачку.

Перекрещивать руки.

 Два притопа,

 Два прихлопа,

 Ежики, ежики

 Наковали, наковали

 Ножницы, ножницы

^ Бег на месте,

 Бег на месте,

 Зайчики, зайчики

 Ну-ка, дружно,

 Ну-ка, вместе

 Девочки-мальчики.

2. Нужно спортом заниматься

 Каждый день тренироваться.

 Мы начнем сейчас без промедления.

 И ногами дружно топать,

 И в ладоши громко хлопать —

 Выполняем правильно движения.

Повороты влево-вправо,

 Занимаемся на славу.

 Будем все здоровыми и сильными!

 А теперь — прыжки на месте,

 Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе —

 Мы должны быть самымикрасивыми!

Прыгать.

Делать «пружинку».

«Натянуть» спинку, плечи отвести назад.

3. Жили-были дед и баба

 На поляне у реки

 И любили очень-очень

 На сметане колобки.

 Хоть у бабки мало силы,

 Бабка тесто замесила.

 Вышел ровный,

 Вышел гладкий,

 Не соленый

 И не сладкий,

 Очень круглый,

 Очень вкусный,

 Даже есть его

 Нам грустно.

 Мышка серая бежала,

 Колобочек увидала.

 Ах! Как пахнет

 Колобочек

 Дайте мышке

 Хоть кусочек!

 С колобочка

 Толку мало —

Скачет глупый

 Где попало.

 Надо взять

 Наш колобочек

 И запрятать

 Под замочек

^ Наклониться вперед.

Делать характерные движения

руками.

Нюхать.

Показать руками «замочек».

4. Я повторяю по утрам

 Мой позвоночник —

 Гибок, прям,

 Когда я сплю,

 Стою, сижу,

 За позвоночником слежу.

 Я позвоночник берегу

 И от болезней убегу.

Наклониться вперед-назад, руки на поясе.

Наклониться влево-вправо, руки

скользят по туловищу.

Руки «полочкой».

Руки на колени.

Сделать «замок» запястьями

рук: руки заводятся поочередно

через каждое плечо за спину.

Погладим ладонью одной руки по

животу, тыльной стороной

другой руки — по спине

5. У оленя —- дом большой

 Он глядит в свое окошко.

 Зайка по полю бежит,

 В дверь к нему стучится.

 Дверь скорей, Олень, открой,

 Там в лесу охотник злой.

 Зайка, зайка, забегай,

^ Лапу мне давай.

Руки сложить крест-накрест «qc головой. Показать руками прямо, угольник.

Изобразить ружье в руках. Манить.

6.Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

 Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,

 Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

 И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

 И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

 И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем... И начнем сначала.

7. Я на скрипочке играю: Тир-ли-ли да тир-ли-ли.

Скачут зайки на лужайке, Тили-ли да тили-ли.

 А теперь на барабане: Трам-там-там, трам-там-там.

 В страхе зайцы разбежались По кустам, по кустам.

^ Изобразить игру на барабане.

8. Я скачу, скачу, скачу

 И веревочку кручу.

 Ты, веревочка, крутись,

 Пляске русской поучись.

9. Как у наших у ворот

 Дворник улицу метет,

 Дворник улицу метет,

 Все соринки подберет. В

 ышел козлик погулять,

 Стал он прыгать и скакать.

 Козлик ножками стучит, П

 о-козлиному кричит: «Бе-е!»

 Каблучками я стучу,

 Пляску русскую учу.

 Пляска русская моя

 замечательная!

^ Сяду-встану, сяду-встану

 И как мячик поскачу.

Приседать я не устану,

 Я танцором стать хочу.

Исполнить «ковырялочку». Выбивать дробь ногами.

10. Лыжи весело берем

 И по снегу все пойдем.

 По сугробам высоко

Ноги поднимаем,

 А по льду совсем легко,

 Тихонечко шагаем.

 Мы деревья и кусты

 Змейкой обойдем,

 И к пушистой елке

 Вскоре мы придем.

^ 11.Вился, вился белый рой, Сел за землю — стал горой.

Показать движения руками.

12. Гусь купил себе гармошку,

 Но дырявую немножко.

 Широко гармошка пела,

 По-гусиному шипела.

Изобразить гармошку.

13. На паркете восемь пар —

 Мухи танцевали,

 Увидали паука,

 В обморок упали.

^ Изобразить испуг.

14. Наши язычки устали,

 А вот шейки отдыхали.

 Ну-ка, шейка, повертись,

 Ну ка, шейка, порезвись!

 Всем привет на свете:

 Мамам, папам, детям!

^ Поворачивать голову влево-вправо, вперед-назад.

 Мы своей головкой покачаем ловко: Ой-ой-ой, покачаем головой.

15. Дети по лесу гуляли,

 За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

 И их лучики погрели.

 Бабочки летали,

 Крыльями махали.

 Дружно хлопнем]

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Надо нам букет собрать. ^ Показать, что собирают цветы.

 Раз — присели, два — присели,

 В руках ландыши запели.

 Справа звон — динь-дон,

 Слева — динь-дон!

 На нос села пчела,

 Ишь какая она! «Прогнать пчелу».

 Мы листочки приподняли,

 В ладошки ягодки собрали. ^ Показать, что собирают ягоды.

16. Я иду, я иду, поднимая ножки,

 У меня на ногах — новые сапожки.

 Высоко, высоко поднимаю ножки,

 Чтобы всем показать новые сапожки.

 Ай-ай-ай! Посмотри, лужа-то какая!

 Ай-ай-ай! Посмотри, лужа-то большая!

 Высоко, высоко, высоко подпрыгну.

 Не боюсь, не боюсь, лужу перепрыгну.

17. «Звероробика» (муз. Б. Савельева, ел. А. Хаита)

 Уселась кошка на окошко

 И стала лапкой уши мыть. ^ Показать, как кошка моет ушки.

 Понаблюдав за ней немножко,

 Ее движенья можем повторить.

Припев:

 Раз, два, три — ну-ка, повтори!

 Раз, два, три — ну-ка, повтори!

 Три, четыре, пять —повтори опять!

 Три, четыре, пять —повтори опять!

 Змея ползет лесной тропою,

 Как лента, по земле скользит,

 А мы движение такое

 Рукою можем вам изобразить.

^ Делать волнообразные движения рукой.

Припев.

 Весь день стоит в болоте цапля Стоять на одной ноге.

 И ловит клювом лягушат.

 Не трудно так стоять ни капли

 Для нас, для тренированных ребят.

Припев.

 Живет на свете очень много

 Мартышек, кошек, птиц и змей.

 Но, человек, ты друг природы

 И должен знать повадки всех зверей.

Припев.

 Сказочные этюды

 Ребята, представьте себе, что вы попали в сказку. Открывается занавес, звучит музыка, и на сцене появляются красивые куклы.

1.  «Переступающий шаг»: вытянуться в струнку, встать на носочки:

 1) опустить одну пятку на пол, сгибая колено другой ноги;

 2) то же — с другой ноги, руки поочередно сгибать в локтевом суставе.

2. «Улитка»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:

 1) «пружинка» — руки согнуты в локтях, поднять к плечам, голову опустить («спрятались в домик»);

 2) голову поднять, чуть закинув назад («потянулись к солнышку»).

3. «Удивляемся»: и.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны — вниз, пальцы разжаты:

 1) поднять плечи, повернуть голову направо;

 2) вернуться в исходное положение;

 3) поднять плечи, голову повернуть налево;

 4) вернуться в и.п. («поморгать глазками — удивились, куда же мы попали».

^ 4. «Кукла»: и.п. — ноги вместе, руки чуть согнуты в локтях перед собой:

 2) вернуться в и.п. («кукла встала»).

5. «Пьеро»: и.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны — вниз:

 1) сделать выпад в левую сторону, руки согнуть в локтях перед собой, прижать к груди («заглянули в окошко»);

 2) вернуться в и.п., пожать плечами («нет Мальвины»);

 3) сделать выпад в правую сторону;

 4) вернуться в и.п., пожать плечами.

6. «Мальвина пришла!»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:

 1—3) повернуться на носках вокруг себя, руки в стороны —

 вниз;

 4) сделать реверанс.

7. «Буратино»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:

 1 ) поднять правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге чуть присесть, руки поднять к плечам, пальцы растопырить;

 2) правую ногу вывести вперед на носок, руки опустить;

 3) еще раз поднять правую ногу, согнутую в колене, на левой чуть присесть, руки поднять к плечам;

 4—6) вернуться в и.п., то же повторить с левой ноги.

8.  «Кузнечик»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:

 1) «пружинка» с выносом ноги в сторону, руки поднять в стороны, голову повернуть в сторону вытянутой ноги;

 2) и.п. — «кузнечик спрятался в травку» — «кузнечик выпрыгнул» (по 2 раза в каждую сторону).

9. «Лягушка»:

 и.п. — ноги чуть расставлены, на «пружинке», руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки:

 1) выпрямить ноги, руки вытянуть вверх, пальцы разжать, голову поднять;

 2) и.п. — голову опустить на грудь;

 3) ноги выпрямить, руки развести в стороны, голову повернуть направо;

 4) и.п.;

 5) то же, что на счет 1;

 6) вернуться в и.п.;

 7) то же, что на счет 3, только голову повернуть налево;

 8) вернуться в и.п.

10. «Лягушата»:

 и.п. — ноги врозь, руки в стороны, предплечья вверх, пальцы сжаты в кулаки:

 1) наклон в сторону с «пружинкой», пальцы разжать;

 2) вернуться в и.п.;

 3) то же — в другую сторону.

11. «Расслабились»: из предыдущего упражнения прыжок вверх, ноги вместе:

 1—3) потрясти плечами;

 4) прыжок в глубокий полуприсед в широкой стойке — ноги врозь, колени в стороны, стопы развернуты, руки, согнутые в локтях, на бедрах.

^ 12. «Кот Базилио»:

 1—4) наклон в правую сторону и пружинящие покачивания;

 5—8) то же — в другую сторону.

13. «Лиса Алиса»: и.п. — ноги слегка расставлены, на «пружинке», руки вытянуты вперед, ладонями вниз, чуть согнуты в локтевом суставе:

 1) покачать бедрами вправо-влево;

 2) изобразить «волну» руками перед собой, голову повернуть

 вправо-влево.

^ 14. «В погоню за Буратино»: бег на месте, пружинящий, широкий; руками поочередно делать загребающие движения.

15. «Листопад» (восстановительные движения): и.п. — ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь:

 1—3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх («дерево растет, набирается сил, тянется к

солнцу»);

 4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочередно сгибая кисть в локтях («дует ветер и обрывает ветви и листья»).

 В русском стиле

 (для детей старшей и подготовительной к школе групп)

 1. И.п. — носки и пятки вместе, колени вместе, пальцы рук «склеены», руки на поясе — держать позвоночник, шея вытянута.

 2. Ходьба шагом, по кругу, руки на поясе. Затем:

 — «змейкой»;

 — дробным шагом, по кругу;

 — хороводным шагом, перестроение тройками;

 — на месте.

 3. Руки — «полочкой», поднимать правое плечо, одновременно

 наклоняя голову вправо; вернуться в и.п. То же — влево. Усложнение: «пружинка».

 4. «Тарелочки большие» (2 раза медленно). Усложнение: чередовать «маленькие» и «большие» (по 4 раза).

 Одновременно:

 — выставить правую ногу вправо с переносом на нее веса; правую руку — за голову;

 — наклонить туловище влево с выставлением левой ноги на пятку влево;

 — правую ногу приставить;

 — выпрямиться.

 5. Раскрыть руки ладонями вверх, выводя их вперед — в стороны и обратно. Корпус прямой.

 6. Поочередно сгибать ноги и хлопать по пяткам или «прыжки» — поочередно закидывать ноги в стороны со сгибами в коленях и ударять ладонями по пяткам.

 7. «Елочка» — руки «полочкой», выполнять вправо и влево, ноги вместе, стопы не отрывать от пола.

 8. «Ковырялочка» — руки на поясе, ногу с подъемом колена выставить на пятку, потом на носок, выполнить притоп с натянутым носком.

 9. На счет 1—2 — поочередно ударять ладонями по груди, 3— 4 — делать скользящие удары по колену поднятой правой ноги. Выполнять со сменой ног.

 10. «Присядка» — низкая, с выставлением ноги на пятку. Прыжки на носках, сидя на корточках, руки «полочкой», спина прямая.

 11. Русский поклон — выполнять движения правой руки «к сердцу», «к солнышку», «к земле».

Полька

1 Ходьба в парах и по одному.

 И.п. — в парах; ходьба по залу друг за другом. Руки на поясе, перестроение по одному; ходьба по залу друг за другом, перестроение в пары.

 Повторить перестроения, но с хлопками на первую долю такта.

 2. Бег — в парах и по одному.

 И.п. — стоя в кругу, поднимая ноги в колене, выполнять «приставной» шаг (по кругу);

 — «боковой» галоп;

 — прямой шаг с притопом, с правой, потом с левой ноги;

 — «прямой» галоп.

 3. И.п. — стоя в парах лицом друг к другу:

 — выполнять хлопки (два раза — прямо, медленно, 3 раза — коротко, быстро, сбоку);

 — выставив правую ногу на носок вперед, выполнить «точку» — носок об пол (со сменой ног).

 И.п. — взяться за руки:

 — кружиться хороводным шагом в парах, руки «лодочкой», со сменой направления;

 — выполняя поскоки на месте;

 — парами двигаясь поскоками по кругу (так же двигаясь по одному).

 4. И.п. — по одному, друг за другом, по кругу:

 — выполнять переменный шаг «качели» — раскачиваясь и «хромая» (по 2 раза);

 — шаг польки.

 5. Остановиться, поклониться (мальчики — поклон головы, девочки — «пружинка»).

^ В классическом стиле (музыка А. Вивальди)

 1. Поклон.

 Ходьба на носках: руки поднять вверх, согнуть в локтях полукругом, опустить.

 Ходьба с носка друг за другом, по диагонали: четыре шага —

 четыре прыжка.

 2. Стоя за стулом.

 И.п. — шестая, руки внизу. Подъем на носках.

 И.п. — голова внизу. Повороты головой: вправо, прямо, влево.

 3. Упражнения для рук.

 И.п. — руки внизу. Подъем обеих рук вперед — вверх — в стороны — вниз.

 И.п. — руки в сторону. Волнообразные движения, поочередно

 каждой рукой и вместе.

 4. Стоя боком к стулу.

 И.п. — третья. Наклоны вместе с рукой, нога на носке. И.п. — держась за стул, ноги — в раскрытой шестой позиции. Медленные приседания. «Ласточка» или «уголок».

 5. Сидя на стуле.

 «Болтушка»: вытягивать почередно ноги, носочки вытянуть; отдыхать в прямом положении.

 6. Высокие прыжки:

 — из шестой позиции, держась за стул;

 — ноги вместе — врозь. Восстановление дыхания.

 7. Поклон.

 И.п. — ноги вместе, руки на поясе.

 — носок правой ноги — в сторону;

 — перенести тяжесть тела с левой ноги на правую;

 — левую ногу приставить к правой с одновременным наклоном головы — для мальчиков и «пружинкой» — для девочек;

 — выпрямиться.

 В восточном стиле

 (для детей старшей и подготовительной к школе групп)

 1. Ходьба с пятки на носок, пружинящим шагом, руки за спиной.

 Ходьба на носках, не сгибая колен, покачивая руками, поднятыми вверх.

 2. Девочки: ходьба на носках, с круговыми движениями туловищем, колени прямые, руки внизу.

 Мальчики: с каблука, приседая.

 3. Бег на носках: колени прямые, руки за спиной, с остановкой в присяде.

 4. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти сложены под подбородком, вращение головы вправо-влево.

 5. Вращение кистями рук с подъемом вверх — руки параллельно друг другу, сначала в одну, потом в другую сторону.

 6. Наклоны корпуса вниз: правая нога выставлена вперед на носок, руки «поглаживают» ногу снизу вверх, затем прогиб корпуса и рук назад. Выполнять со сменой ног.

 7. И.п. — руки «домиком»:

 — руки в стороны — в и.п.;

 — то же с поворотом корпуса;

 — с подниманием колена вверх, сменой ног.

 8. Круговые вращения бедрами вправо, влево, руки полукругом над головой.

 9. И.п. — на коленях, руки вверху. Сед на пол, вбок с отводом рук в противоположную сторону — в и.п., то же — в другую сторону.

 10. И.п.: сидя «по-турецки», руки «домиком»:

 — наклон туловища к каждому колену поочередно;

 — наклон корпуса вперед.

 11. Подъем из положения сидя «по-турецки».

 12. Восточный поклон: руки «лодочкой» — вместе, ладони у груди.

Игры-превращения

 Чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом (например, произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Очень важно к тому же свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. Поднимая их, не следует одновременно напрягать и поднимать плечи, излишне выпрямлять руки в локтях. Выразительными должны быть также кисти и пальцы рук.

 Этому помогут предлагаемые игры-превращения. Они должны научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно танцевальное  движение.

 Игры-превращения не займут у вас много времени, а их разучивание не потребует особых усилий. В них всегда можно поиграть в свободное время. С помощью игр вы сможете организовать отдых вашего малыша, а также с удовольствием и пользой провести время.

Мышечное напряжение и расслабление

1. «Деревянные и тряпичные куклы».

 При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делать резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

 Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

 В этом положении короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

2. «Цветочек».

 Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял  цветочек»).

3. «Веревочки».

 Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.

^ 4. «Стряхнуть воду с платочков».

 Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

5. «Незнайка».

 Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

^ 6. «Крылья самолета и мягкая подушка».

 Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до кончиков пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

7. «Мельница».

 Делать свободные круговые движения руками, описывая большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

8. «Маятник».

 Переносить тяжесть тела с пяток на носки и обратно; руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела перенести медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отрывать; все тело слегка наклонить вперед, корпус при этом не сгибать. Затем тяжесть тела так же перенести на пятки, не отрывая носки от пола. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществлять на расставленных ногах, руки прижать к корпусу. Раскачиваться с ноги на ногу медленно, без отрыва от пола.

9. «Паровозики».

 Делать круговые движения плечами. Руки согнуть в локтях, пальцы собрать в кулачок. Непрерывно неторопливо производить круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводить. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движе­ние плеч начиналось вверх и назад, а не вперед — т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

^ 10. «Кошка выпускает когти».

 Постепенно выпрямлять и сгибать пальцы и кисти рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем

 без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

^ 11. «Великаны и гномы».

 Положив руки на пояс, встать пяточки вместе, носочки в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

^ Развитие выразительности и воображения

 1. «Лисичка подслушивает» (3—4 года).

 Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

^ Поза: ногу выставить вперед, корпус тела также слегка наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.

^ 2. «Кузнечик» (4—5 лет).

 Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

^ Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристально смотреть в одну точку, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

 3. «Вкусные конфеты» (3—4 года).

 У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По детским лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

4. «Новая кукла» (5—6 лет).

 Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает куклу к себе и снова кружится.

^ 5. «После дождя» (4—5 лет).

 Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

^ 6. «Цветок» (4—5 лет).

 Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

^ Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

^ 7. «Танец розы».

 Под красивую мелодию (запись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. (Ребенок сам придумывает к нему движения.)

 Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. (Ребенок застывает в любой придуманной им позе.)

^ 8. «Вдоль по бережку».

 Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание в движениях.

 Вдоль по бережку лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает, Со крыла водичку стряхивает. Вдоль по бережку молодчик идет, Выше по бережку молодчик идет, Выше бережка головушку несет, Сапожком своим пристукивает Да по пяточкам постукивает.

^ 9. «Отгадай, кто мы».

 Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-либо предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

 Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает и расколдовывает детей.

10. «Кто я».

 Взрослый или ребенок жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, доброго вол-

 щебника, Муху-Цокотуху, самовар и т.д. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

^ 11

. «У зеркала» (ролевая гимнастика у зеркала). Нахмуриться, как:

 — король,

 — ребенок, у которого отняли игрушку,

 — человек, скрывающий улыбку. Улыбнуться, как:

 — вежливый японец,

 — собака своему хозяину,

 — мать младенцу,

 — младенец матери,

 — кот на солнце. Сесть, как:

 — пчела на цветок,

 — наказанный Буратино,

 — обиженная собака,

 — гримасничающая обезьяна,

 — наездник на лошади,

 — невеста на свадьбе.

^ 12. «Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:

 — бабочку,

 — лису,

 — принцессу,

 — волшебника,

 — бабушку,

 — фокусника,

 — зубную боль.

Пантомимы

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

 2. Много снега — протопчем тропинку.

 3. Моем посуду, вытираем ее.

 4. Мама с папой собираются в театр.

 5. Как падает снежинка.

 6. Как ходит тишина.

 7. Как скачет солнечный зайчик.

 8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

 9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

 10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

 11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Тушим.

 12. Лепим снежки.

 13. Расцвели, как цветы, завяли.

 14. Волк крадется за зайцем — не поймал.

 15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

 16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

 17. Пчела на цветке.

 18. Обиженный щенок.

 19. Обезьяна, изображающая вас.

 20. Поросенок в луже.

 21. Наездник на лошади.

 22. Невеста на свадьбе. Жених.

 23. Бабочка порхает с цветка на цветок.

 24. Зуб болит.

 25. Принцесса капризная, гордая.

 26. Бабушка старенькая, хромает.

 27. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

 28. Ловим кузнечика — ничего не получилось.

 29. Сосулька.

 У нас под крышей

 Белый гвоздь висит.

 Солнце взойдет —

 Гвоздь упадет.

Руки поднять вверх.

Расслабить руки, уронить их вниз, присесть.

 30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко — проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце,

подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

 31. Стыдно: брови — вверх и сведены, плечи приподняты.

 32. Я не знаю.

 33. Гадкий утенок, его все гонят: голова опущена, плечи приподняты.

 34. Пожарить глазунью. Съесть.

 35. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

 — Ты кто?

 — Жучок.

 — Что делаешь?

 — Сплю. И т.д.

Разыгрывание сказок

Дети всегда готовы разыгрывать сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

 Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

План работы над сказкой

I  1. Чтение сказки.

 2. Показ музыкальных номеров.

 3. Беседа по содержанию.

II.  1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.

 2. Чтение сказки по ролям.

III.  1. Работа с ведущим ребенком.

 2. Знакомство со вступлением.

IV.  1. Работа с артистами:

 а) выразительное чтение;

 б) игровые движения;

 в) мимика.

 2. Знакомство с рисунком танцев.

V.  1. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.

 2. Разучивание танцев.

 3. Закрепление.

VI.  1. Работа над танцами.

 2. Работа с фонограммой.

VII.  1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2. Закрепление.

VIII.  Генеральная репетиция.

IX.  Премьера.

Общие правила кукловождения

1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на уровень своей высоты.

 2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

 3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Следует помнить, что талия куклы приходится как раз на запястье руки.

 4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

 5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она тоже должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до выпрямленного положения.

 Если у куклы нет ног, нужно, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

 6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

 7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

 8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

9. Характер актера передается кукле.

 | Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека творческих упражнений

Картотека творческих упражнений...

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлинг

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...

Картотека двигательных творческих упражнений для детей подготовительной группы

Картотека двигательных творческих упражнений для развития основных видов движений...

Картотека творческих упражнений и игр" Сторителлинг для детей 4-6 лет"

Цель данной картотеки– разнообразить образовательную деятельность педагогов с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процес...

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлниг

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлниг...

Картотека. Творческие игры и упражнения

Картотека. Творческие игры и упражнения...