Значение, развитие и совершенствование физических качеств у дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Штурнева Татьяна Павловна

Физическое развитие у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 175

Консультация для педагогов

«Значение, развитие и совершенствование физических качеств у дошкольников»

                                                                                   

                                                                              Подготовила: воспитатель

                                                   группы № 7

                                                                                              Штурнева Т.П.

                                                      Иркутск 2019 г

Консультация для педагогов

«Значение, развитие и совершенствование физических качеств у дошкольников»

   Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств детей.

  ФГОС определяет содержание образовательной области «Физическое развитие», которое включает приобретение опыта в различных видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений.

  Чем выше уровень развития физических качеств, тем успешнее двигательная деятельность ребенка, тем выше его способность к овладению новыми формами движений, тем выше умение целесообразно пользоваться ими в жизни, повышается самоуважение, уверенность в движениях.

   Все физические качества являются врожденными, т. е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.              Именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость развивается в основных видах движений. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях.

   Ловкость развивается  при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, при  проведении игр-эстафет 

Упражнения для развития ловкости

1. «Горячая картошка»

цель: развитие ловкости

описание:

   Дети становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик)

2. «Хвост дракона»

 цель: развитие ловкости

описание:

   Дети встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию (как бы образуя дракона). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона не должны расцепляться.

Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

   Быстрота развивается в танцевальных движениях, в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег, а также в подвижных играх), Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения, выполняемые в процессе организованной образовательной деятельности, в свободной двигательной деятельности, на прогулке: прыжки, метание.     Для развития быстроты  целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом нужно учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Упражнения для развития быстроты

1.«Мышеловка»

цель: развитие быстроты

описание:

   Дети делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

   Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же,

плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

   По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп лети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки,  считаются пойманными.

2.«Солнышко и дождик»

цель: развитие быстроты

описание:

   Дети действуют по команде воспитателя. Солнышко дети бегают по площадке, а дождик дети бегут к воспитателю под зонтик.

  Гибкость - способность достигать наибольшей величины размах движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц.

    Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в общеразвивающих на утренней гимнастике, на занятии. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям.

Упражнения для развития гибкости

1. «Туннель из обручей»

цель: развитие гибкости у детей

описание:

   Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой — между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

2.  «Летающий мяч»

цель: развитие гибкости у детей

описание:

   Игроки встают в круг. Их задача — перекидывая мяч, не дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.

  Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

  Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела.  Дошкольникам  труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.

   Равновесие развивается в таких видах движений как ходьба, бег по скамейке, в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры ,катание на коньках, велосипеде, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Упражнения для развития равновесия

1. «Спиной вперед»

цель: развитие равновесия

описание:

   Воспитатель предлагает детям по очереди идти к нему спиной вперед, не оглядываясь. Воспитатель должен направлять детей.

2. «Странные птицы»

 цель: развитие равновесия

описание:

   Дети встают в круг и берутся за руки, образуя изгородь. Остальные будут странными птицами. Они входят в круг, нагибаются и крепко берутся руками за свои лодыжки. Странные птицы умеют ходить только спиной.

   Воспитатель касается плеч двоих детей в изгороди, они отпустят руки, и в изгороди появится калитка. Птицы пытаются выбраться через калитку.


 

 Сила - степень напряжения мышц при их сокращении.

   Развитие силы мышц может быть  достигнуто в  общеразвивающих  упражнениях с увеличенным весом   предметов,  с  использованием   преодоления сопротивления партнера (в парных упражнениях, в  упражнениях, включающих поднятие собственной массы   (прыжки).

  Эти упражнения используются на утренней гимнастике, на занятиях, в свободной двигательной деятельности, на прогулке. Следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Но нужно обязательно учитывать анатомо-физиологические особенности дошкольников.

 

Упражнения для развития силы

1.  «Удочка»

цель: развитие силовых способностей

описание:

   Дети стоят по кругу

Воспитатель — в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. 

2. «Перелёт птиц»

 цель: развитие силовых способностей

описание: 

   Дети находятся в одной стороне площадки.

С другой стороны расположены снаряды для лазания (гимнастическая стенка).

   По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по площадке. По сигналу «Буря!» забираются на гимнастическую стенку, спасаясь от бури.

   Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

   Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем  воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др.

Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

Упражнения для развития выносливости

1.  «Паровозик»

цель: развитие выносливости 

описание:

   Игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего первый игрок бежит дистанцию. Когда он возвращается к команде, за него цепляется следующий игрок, и они бегут дистанцию вместе. Действие повторяется, пока все участники команды не пробегут дистанцию, сцепившись в паровозик. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

2. «Кто сильнее?»

цель: развитие выносливости 

описание:

   Игра проводится в парах. Игроки занимают позиции по разные стороны от средней линии. Задача игроков — перетянуть за руки противника на свою сторону. Тот игрок, который заступает за черту соперника, проигрывает.

  Работа по развитию физических качеств невозможна без сотрудничества инструктора по физической культуре, узких специалистов, педагогов. Во время занятий, на прогулке, в самостоятельных играх надо обращать внимание  на тех детей, у кого вызывает трудности какое-либо движение,  проводить  индивидуальную работу во время прогулки, свободной деятельности, учитывая индивидуальные особенности ребенка, его возможности, обращая внимание на то, как он переносит нагрузку.

Источники:  

https://infourok.ru/razvitie-sili-lovkosti-vinoslivosti-bistroti-i-ravnovesiya-gibkosti-u-doshkolnikov-posredstvom-podvizhnoy-igri-iz-opita-raboti-1125956.html

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-fizicheskih-kachestv-u-doshkolnikov.html

 







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

«Совершенствование физических качеств детей на физкультурных занятиях» Выступление на педсовете

Теория и практические упражнения ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ  ДЕТЕЙ...

Педсовет. Деловая игра с педагогами ДОУ. Тема: «Совершенствование физических качеств детей через подвижные игры и физические упражнения».

Задачи 1.      Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников, через  подвижные игры и упражнения.2....

«Стимулирование и совершенствование физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартного оборудования»

Игры и упражнения с использованием мишени способствуют развитию глазомера, скоростно-силовых качеств, согласованности действий рук, туловища и ног, равновесия, ловкости, навыков пространственной ориен...

Тема: «Совершенствование физических качеств дошкольников через Квест – игру»

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные откл...