Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
статья

Светлана Анатольевна Любичева

Задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду– сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ- это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.  Цель  здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры  как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здоровье  –  состояние физического и социального благополучия человека.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Профилактическая и коррекционная работа по оздоровлению детей в детском саду

  • Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин).
  • Точечный массаж по методу Уманской.
  • Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий.
  • Комплексы по профилактике плоскостопия.
  • Комплексы по профилактике нарушений осанки.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Закаливание (топтание по коврику с шипами,  ходьба по тропе здоровья, полоскание полости рта травяными настоями, самомассаж сухой варежкой).
  • Занятия босиком утренней гимнастикой.
  • Сон без маек.
  • Ходьба босиком (в летнее время года).
  • Чистка зубов и полоскание полости рта.
  • Обширное умывание и воздушные ванны.
  • Чёткая организация теплового и воздушного режима помещения.
  • Рациональная неперегревающая одежда детей.
  • Соблюдение режима прогулок  во все времена года.
  • Оптимальный двигательный режим.
  • Занятия в бассейне.
  • Фитотерапия, аромотерапия, витоминотерапия, гелиотерапия.
  • Игротерапия и песочная терапия.

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

  • сохранить здоровье детей;

  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:

1. Лечебно – профилактическое  (фито - витамонотерапия; прием настоек и отваров растений - адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса  (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...