Главные вкладки

    Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста
    статья (подготовительная группа)

    Гобеева Элла Викторовна

    Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное значение  в современных условиях. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Валеологическое образование создает предпосылку здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование представлений о  здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста

            Детство-это период интенсивного и целенаправленного   развития, основной этап формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального развития, совершенствования человека.

    Здоровье детей - сложная, многогранная и динамичная категория бытия.        По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г.Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное значение в современных условиях. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Валеологическое образование создает предпосылку здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей[1,с.64].

            В условиях, когда человек становится активной силой общества не только планетарной, но и космической, ему необходимо  знать самого себя, законы, по которым он развивается, свои отличия от других, общие закономерности развития общества, место, которое он сам отводит себе в этом обществе.

           Эффективность валеологического образования детей представляется более высокой в связи с тем, что существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны, а нервная система более пластична.

    Это создает благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации их жизненных интересов на здоровье и ориентации интересов на здоровый образ жизни, отмечает Л.И.Латохина [2,с.101].

             

    Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с физическим воспитанием, двигательной активностью, как мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Движения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое состояние ребенка.  Иначе, двигательная активность не только создает энергетическую основу для нормального роста и развития, но и стимулирует  формирование психических функций. Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения физического, социального и психического здоровья детей еще до того, как они заболеют.

              Важным этапом валеологического образования должно стать включение детей в процесс самопознания на личностно-значимом уровне, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов, форм здорового образа жизни.

    Валеологическое образование в дошкольных организациях призвано сформировать «правильную картину» здорового образа жизни, которая должна составить основу мировоззрения будущих поколений. В настоящее время на первое место выступает аспект  формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе, к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым, живым и счастливым.

     Эта готовность должна складываться:  из потребности (хочу) быть здоровым, благополучным, счастливым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и всем окружающим миром, а также решимостью (буду) жить по законам природы. Эти вопросы поможет решить только валеология, которая подходит к здоровью человека с позиции «само» (самосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование и т.д.).

    Поколение полноценных, валеологически грамотных детей и родителей - вот плоды, которые должна вырастить система дошкольного и школьного валеологического образования в России. Для успешного решения данной задачи важным является знание возрастных анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей  старших дошкольников, как наиболее благоприятного возрастного периода для воспитания потребности быть здоровым.  Старший дошкольный возраст является оптимальным для решения задач обучения, формирования мотивации на здоровье и ориентации жизненных интересов ребенка на здоровый образ жизни. Это период благоприятных  возможностей для воспитания потребностей в здоровом образе жизни, формировании основ валеологической культуры. Необходимым является формирование культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на самосохранение и саморазвитие ребёнка.

            Библиографический список

    1. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: образовательные прграммы по валеологии.-СПб:Акцидент,2014.-78с.
    2. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела –СПб.:ИК «Комплект», 2013.-С.98-130 .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Здоровый образ жизни" (В рамках проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ "Мы выбираем здоровье!")

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...

    Консультация «Укрепление и сохранение здоровья детей младшего дошкольного возраста»

    В статье я постаралась изложить возможные варианты занятий для укрепления здоровья детей. Надеюсь Вам они покажутся интересными....

    Формирование представлений о здоровье, основах здорового образа жизни и правилах здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Из опыта работы по формированию здорового образа жизни. Мониторинг уровня сформированности помог выявить проблемы и причины отставания в росте физических показателей. Пересмотреть новые подходы, совре...

    Конспек занятия по формированию привычки к здоровому образу жизни "Поговорим о нашем теле" для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия по формированию привычки к ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей. Укрепление и сохранение здоровья детей младшего дошкольного возраста

    Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данны...

    «Формирование привычки к здоровому образу жизни с учетом интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста»

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...