Научно-теоретические основы закаливания детей дошкольного возраста
статья

Цель работы - изучение влияния закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского сада, и подготовка практических рекомендаций по оздоровлению детей 5 ого года жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx71.68 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-теоретические основы закаливания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основа дальнейшего полноценного физического развития организма. Современный уровень образования предъявляет высокие требования к работе образовательных учреждений, призванных заложить основы здоровья.

Проблемы состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной проблемой. (В.Ф. Базарный, В.В. Колбанов, Н.Д. Малахаткина, М.Е. Николаев, С.В. Попов, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др.). Особую остроту она приобретает в современных российский условиях, где высокие показатели детской заболеваемости и смертности приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции. В течении последних пяти, шести лет работники медицинских учреждений чаще обращают внимание на ослабление здоровья детей. По мнению Н.Д. Малахаткиной, это связано, прежде всего, с их недостаточной физической активностью, уменьшением количества детей, оздоравливающихся в летний период, ухудшением социально-экономического положения подавляющего большинства семей, и экологическая ситуация во многих регионов СНГ. По данным исследователей около 90 % детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья. (Г.К. Зайцев, Д.И. Зелинская, Н.Д. Малахаткина, В.И. Фалевич, С.Б. Хацкель, Б.Н. Чумаков). В целом по России нуждается в комплексном оздоровлении около 25 млн. детей, в т.ч. свыше 7 млн. детей находится на диспансерном учете по поводу хронической заболеваемости.

В результате вышеизложенного общеобразовательные учреждения ищут наиболее эффективные и действенные формы работы по формирования и утверждению здорового образа жизни, направленные на сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей.

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения Ю.Ф. Змановского, который считает, что комплекс воспитательных и профилактических мер может обеспечивать укрепление и оздоровления здоровья растущего организма только при правильной организации эффективной системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми.

Данной положение подтверждается исследованиями таких специалистов, как Е.И. Вавилова, А.В. Кенеман, Г.Ю. Логвина, С.О. Филиппова, Д.В. Хухлаева, Л.И. Пензулаева, И.Н. Усов и др. Полноценное физическое развитие и крепкое здоровье ребенку можно обеспечить только при создании целостной системы воспитательной работы в образовательном учреждении. Практикой доказано, что оздоровление с

помощью известных форм закаливание и применение адаптогенов не обеспечивает полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

В своих работах автор С.С. Прищепа предлагает краткий обзор и сравнительный анализ современных основ (комплексных, специализированных) и дополнительных программ по физическому воспитанию детей первых семи лет жизни, разрабатываемых и внедряемых в работу дошкольных образовательных учреждений. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».

Цель работы - изучение влияния закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского сада, и подготовка практических рекомендаций по оздоровлению детей 5 ого года жизни.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить состояние здоровья детей экспериментальной группы и условия для проведения закаливающих мероприятий.
  3. Подобрать систему закаливающих мероприятий.
  4. Провести работу по оздоровлению детей и выявить эффективность использованной методики.

Объект - процесс закаливания детей в ДОУ.

Предмет - система закаливающих мероприятий, направленная на оздоровление детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что использование разнообразных закаливающих процедур в системе воспитательно-оздоровительной работы с детьми 5 года жизни будет способствовать укреплению их здоровья при условии нашей систематической работы в течении всего учебного года.

При написании ВКР мы использовали следующие методы исследования: описательный, экспериментальный, структурный, математический.

Часть 1.

Научно-теоретические основы закаливания детей дошкольного возраста

В статье встречаются следующие понятия: здоровье, оздоровление, закаливание, адаптация, физическое развитие, профилактика.

Согласно одному из многих определений здоровья, это «естественное состояние организма, характеризующиеся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Здоровье человека определяется комплексом биологических «наследственных и приобретенных» и социальных факторов; последнее имеет столь важное значение в поддержании состоянии здоровья или в возникновения развития болезни, что в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано:

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».

«Оздоровление - это комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, который ведет в целом к укреплению здоровья, к усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качеству и продолжительности жизни. Оздоровление не следует путать с лечением от болезни».

«Закаливание организма» - система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных терморегуляций с целью его совершенствования. При закаливании вырабатывают устойчивость организма к охлаждению и тем самым к т.н. простудным и некоторым другим заболеваниям.

Если организм к охлаждению не тренирован, реакция на холод носит характер безусловного рефлекса; время теплопродукции затягивается, сосуды кожи не успевают достаточно быстро сократиться, происходит паралитическое ослабление сосудов, что еще больше увеличивает теплоотдачу. Реакция закаленного организма при охлаждении носит уловно- рефлекторный характер: увеличивается выработка тепла, быстро возникает задержание тепла, за счет сокращения сосудов кожи - так называемая игра вазомоторов - кратковременное расширение сосудов и усиление притока крови; повышается обмен веществ.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке.

Физическое развитие человека - это совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих состояние организма.

Профилактика - совокупность мер, по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболевания человека.

1.1. Сущность, принципы и методы закаливания детского организма

Закаливание - термин технический. Это способ обработки материалов, заключающийся в нагреве и последующим его охлаждении. При этом материал приобретает новые качества, придающие ему устойчивость против нежелательных воздействий.

Закаливание организма человека, рассматривается как повышение его сопротивляемости вредным влияниям внешней среды. Г Н Спреранский по этому поводу писал: «В понятии «Закаливание» входит не устранение этих внешних влияний, а, наоборот, искусственное их создание, сознательное и с определенной дозировкой, с целью приучить организм реагировать на них известным образом и парализовать их вред».

Реакция организма к температурным колебаниям, зависит во многом от тренировки, адаптационных механизмов, системы терморегуляции. Закаливание, по существу, лишь методический прием искусственного ускорения процесса адаптации к холоду.

Еще недавно в медицине эффект закаливания на холодовое раздражение рассматривался, как местная сосудистая реакция. Теперь реакция на охлаждения, расценивается, как реакция всего организма, протекающая со значительным участием центрально нервной системы (Ц.Н.С.).

В формировании приспособительных реакций этого рода, принимает участие рефлекторный, гуморальный и клеточный механизм. На схеме 1 показано взаимодействие различных функциональных систем организма, под влиянием температурных, механических и химических воздействий, которым подвергается в процессе закаливания рецепторная поверхность кожи.

Кожа является рецепторным полем: по нервным окончаниям раздражения (термические, химические, механические) поступают в Ц.Н.С. (кора головного мозга). В ответ на эти раздражения возникает ответная реакция сосуды двигательного, трофического и другого характера. В результате изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних организмов, изменяется интенсивность обмена веществ.

Схема 1

 

Под влиянием закаливающих процедур, у детей повышается активность ретикулоэндотелиальной системы совокупность защитных клеток в организме человека и животных. Она обеспечивает формы клеточного и тканевого иммунитета, гемоглобин, нормализуются показатели крови, стимулируется иммуногенез.

Таким образом, в основе закаливания лежит сложная функциональная система теплорегуляции, осуществляемая через нейрорефлекторные и нейрогуморальные механизмы.

Дети, особенно раннего возраста, острее реагируют на изменения температурных условий внешней среды, чем взрослые или даже более старшие дети. Это связано с тем, что теплорегуляция у детей ещё несовершенна.

Принципы закаливания

  1. Систематичность использования закаливающих процедур

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определённая стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакций организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретённую организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течении 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закалённость организма исчезает через 3- 4 недели, а у детей через 5-7 дней.

  1. Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия

Закаливание принесет положительный результат, лишь в том случае, если сила и длительность действий закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью. Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие.

Особенно важно учитывать, при закаливании детей и пожилых, а так же людей, страдающих хроническим заболеванием сердца, легких и желудочно- кишечного тракта.

В начале применения закаливающих процедур, у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечнососудистой и ЦНР. По мере неоднократного повторения этой процедуры, реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.

  1. Последовательность в проведении закаливающих процедур

Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

При проведении закаливания, лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители, способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные - губительны.

  1. Учет индивидуальных особенностей человека и состояние его здоровья

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому, прежде, чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.

Врачебный контроль, в ходе закаливания, позволит выявить эффективность закаливающих процедур, либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также, даст врачу возможность планировать характер закаливания в дальнейшем.

Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаляющийся сознательно следит за своим самочувствием и на основании этого, может изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

  1. Комплексность воздействия природных факторов

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относится воздух, вода и солнечные облучения. Выбор закаливающих процедур, зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий, места жительства.

Наиболее эффективными является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект, достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.

Наиболее благоприятным для закаливания, является так называемый динамический, или пульсирующий микроклимат, при котором температура поддерживается не на строго постоянно уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодным воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жесткозакрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействия холода.

Эффективность действия закаливающих процедур, значительно повышается, если их сочетать с выполнением спортивных упражнений. При это важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была так же различной.

                        Средства и методы закаливания

К основным средствам и методам закаливания, по увеличению степени воздействия на организм относится:

  • закаливание воздухом;
  • солнечные ванны;
  • водные процедуры (обтирания, обливания, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах или в морской воде);
  • обтирание снегом;
  • хождение босиком;
  • баня или сауна, с купанием в холодной воде;
  • мор жевание.

Методика закаливания с помощью природных факторов

В преддошкольном и дошкольном возрасте закаливание следует рассматривать как важнейшую часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. Фундаментом закаливания является тренировка вегетативной нервной системы путем воздействия полярными раздражителями (тепло- холод).

Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. В процессе закаливания все физиологические процессы в тканях и органах протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницательными для ряда болезнетворных микробов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.

Воздух является наиболее доступным средством закаливания в любое время года. В результате систематического пребывания на воздухе организм быстро адаптируется к новым температурным условиям. [14]

Закаливание воздухом начинают в хорошо проветренном помещении. Оздоровительный эффект тем выше, чем больше поверхность кожи соприкасается с воздухом.

Таблица №1

Температура воздуха в дошкольных и школьных учреждениях

Возраст детей, годы

Температура воздуха, С

До 3

22

3-4

21

5 -7

20

Если температура воздуха в помещении не соответствует норме, то тепловой комфорт ребенка достигается изменением его одежды.

Таблица№2

Зависимость одежды от температуры воздуха в комнате

Температура воздуха, С

Одежда

23 и выше

Одно - или двухслойная: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое платье с короткими рукавами, носки, босоножки.

21 -22

Двухслойная: белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинными рукавами, колготы для детей 3-4 лет, гольфы, туфли для детей 5-7 лет

18-20

Двухслойная: белье, плотное платье с длинными рукавами, колготы для детей 3-4 лет, гольфы, туфли для детей 5-7 лет.

16-17

Трехслойная: хлопчатобумажное белье, трикотажная кофта, шерстяное платье с длинными рукавами, колготы, гольфы.

Большое внимание нужно обращать на фасон одежды и материал, из которого она сделана. Например, в прохладный и ветреный день следует использовать трикотаж, а не продуваемые ткани (типа плащевых).

В дождливую погоду, промозглую погоду предпочтительнее использовать шерстяное белье и носки, так как натуральная шерсть всегда остается сухой.

При температуре выше и ниже указанных значений наступает перегревание или охлаждение, что может явиться причиной заболевания ребенка.

Воздушные ванные начинают проводить с 2-месячного возраста. В теплую погоду их организуют в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытой веранде, в беседке, под навесом или в тени деревьев. Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной или активной гимнастикой.

Таблица №3.

Температура воздуха для проведения воздушных ванн

Возраст детей,

годы

Местные воздействия

(температура С)

Общие воздействие

(температуры С)

Начальная

конечная

Начальная

конечная

До 2 лет

23

20-18

23

20

2-3 года

22

18-16

22

20

4-7 лет

22

16-14

22

19-18

Резкий перепад температур может также способствовать простудным заболеваниям. Разница температурного режима не должна превышать 10 С.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в осенне-летнее время, при разнообразной деятельности. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин; постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может составлять 40-50 мин.

В осенне-зимнее время в дошкольных учреждениях применяют ультрафиолетовое облучение. Во время него дети играют, делают гимнастику.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание является хорошим тонизирующим средством. Его следует проводить ежедневно по утрам и после дневного сна. По утрам умывание проводят ежедневно с гигиенической и закаливающей целью. Для этого температуру воды постепенно (через каждые 2-3 дня) снижают на 1С.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Известно, что переохлаждение ног приводит к простудным заболеваниям. Обливание ног с использованием воды контрастных температур можно рекомендовать детям раннего возраста в холодный период времени. На контрастное обливание переходят в эпидемической обстановки, а также при снижении температуры воздуха в групповых помещениях ниже 20 С.

Таблица №4

Обливание ног (с постепенным снижением температуры воды)

Возраст

            Температура

                Воды, С

начальная

конечная

С 2 лет 4-7 лет

30 30

18-16

16-14

Особое значение имеет профилактика грибковых заболеваний. Она заключается в правильном подборе обуви (сменная, проветренная). Необходимо ежедневно мыть ноги, вытирая их насухо, особенно между пальцами. Кроме того, ножные ванны снижают потливость ног и являются хорошим профилактическим средством против плоскостопия.

Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого года, а также ослабленным воспитанникам старшего возраста перед обтирание водой в течении 1-2 недели следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения. Грудным детям сначала обтирают руки и ноги, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу.

Таблица №5

Температура воды для обтирания

Возраст

Температура воды, С

начальная

конечная

Первый год жизни

35

28

От 1 года до 3 лет

34

25

От 4 до 7 лет

32

22

Обливание всего тела проводят при, температуре воздуха не ниже 23 С. Длительность процедуры увеличивают с 15 до 30 С. Температуру, воды снижают через 3-4 дня на 2 С. Душевые установки, используются только в том случае, если они обеспечивают постоянную температуру. Летом обливание рекомендуется проводить на воздухе.

Таблица №6

Температура воды для обливания

Возраст

Температура воды, С

начальная

конечная

До 3 лет

35

26-28

3-4 года

35-34

24

5-7 лет

24-25

22

Контрастное обливание водой под душем может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (36-35С),а затем сразу же прохладной (24-25С), после чего вновь обливание теплой водой (36-35С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40С, а прохладной снижают до 18С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод рекомендуется ослабленным или перенесшим болезнь детям. Закаленным и редко болеющим детям лучше проводить эту процедуру в обратном порядке. Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) выполняют не раньше, чем через 30 мин. После еды.

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) является одним из сильных средств закаливания. На организм ребенка одновременно действует воздух, солнце вода (ее температура, состав) в сочетанием с движениями, которые производятся в воде. Все активизирует работу нервной, сердечно - сосудистой, эндокринной и других систем.

Купание в открытых водоемах можно начинать в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25С, воды - 23С. Закаленным детям можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время пребывания в воде. Нельзя купаться натощак или раньше, чем через 1,5 часа после приема пищи.

Продолжительность первых купаний не должна превышать 3 мин. В дальнейшем ее постепенно увеличивают: для детей 3-5 лет - до 5 мин., 6-7 лет - 7-8 мин.

Медицинских отводов от закаливания в детских учреждениях не должно быть, поскольку методы и средства закаливания подбирают индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

"Зимнее закаливание" краткий справочный материал о правилах закаливания детей дошкольного возраста .

Материал изложен кратко, его удобно размещать на информационных стендах в группах. Содержит основные  понятия закаливания, которое можно начать даже в холодное время года....

Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы

Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...