Консультация для воспитателей - ЗОЖ
консультация

Савицкая Светлана Александровна

Этот материал можно использовать для проведения консультаций для воспитателей ДОУ на педагогических советах и мастер - классах по ЗОЖ. Тема консультации: "Укрепление здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщение к здоровому образу жизни".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ  на тему: «Укрепление здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщение к здоровому образу жизни».

Подготовила: воспитатель старшей группы МБДОУ № 16 МО «Ахтубинский район» Савицкая С.А.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личности. Отношение ребёнка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? 

Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для формирования, сохранения и укрепления представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе необходимо проводить утреннюю гимнастику, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и занятия физкультурой сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу младшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Разнообразие форм проведения утренней гимнастики (в сюжетной форме, с предметами и без них) способствуют формированию интереса детей к ней.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на физкультурных и музыкальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между непосредственной образовательной деятельностью.

Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется и во время прогулок. Каждая прогулка имеет определённое содержание. Так, для прогулки планируется ряд подвижных игр, эстафет, соревнований, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе и т. д.

Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, педагогом – психологом., старшим воспитателем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.

1. Диагностику проводят: воспитатели групп; педагог – психолог;

2. Принципы организации полноценного питания: гигиена приёма пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания. соки, фрукты.

3. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в лёгкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе);

 В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Поэтому формирование у ребёнка умений заботиться о своём здоровье – одна из важнейших задач воспитательной работы. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Первое, с чем встречается ребёнок при попадании в группу - это предметно - развивающая среда.

Для того, чтобы ребёнок овладел самыми элементарными умениями сохранения и укрепления своего здоровья, большое внимание уделяю созданию развивающей среды, которая постоянно обновляется и пополняется.

Многофункциональная предметно - развивающая среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, повышать двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе.

Свежий воздух улучшает состояние здоровья. Доказано, что комнатные растения активно удаляют из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения, вредные для человека. Комнатные растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона. Поэтому все растения в группе подбираются с учётом благотворного влияния на самочувствие и здоровье детей.

Для укрепления зрения использую зрительные ориентиры, таблицы, которые снимают утомление глаз и повышают двигательную активность. В каждое занятие необходимо включать коррекционные физкультминутки для укрепления зрения , массаж глаз. Зрительные гимнастики, массаж помогают глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой.

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру.

Дыхательная гимнастика – это составная часть лечебной физкультуры, поэтому дыхательные упражнения просто необходимы часто болеющим простудными заболеваниями детям. Использование различных тренажёров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, а так же развивают творческое воображение и фантазию (инновационная технология А.Сметанкина «БОС -здоровье»).

Давно установлено, что упражнения для развития мелкой моторики рук благотворно влияют не только на развитие речи ребёнка, но и способствуют укреплению и сохранению его здоровья. Целесообразно в группе использовать уголок «Умелые пальчики». В нем находится множество игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов и мозаик в уголке необходимо использовать и нетрадиционный материал:

- капроновые верёвки для завязывания узлов и плетения;

-кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

-прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

- щётки для волос, мыльницы типа «травка» - для массажа и самомассажа;

- мозаики из пробок от пластиковых бутылок и коробок от сока; клавиатура от компьютера, кнопочные телефоны – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

- «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом и фасолью, игрушками из «киндер-сюрпризов» - для самомассажа кистей;

- моталки, верёвки с ручками на концах – для выработки координации вращательных движений.

Огромное влияние на укрепление здоровья детей имеет музыка, музыкотерапия. Музыка действует особенно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. В группе рекомендовано иметь фонотеку с разнообразными произведениями классической, народной и детской музыки. Используются мелодии на занятиях, перед сном и во время сна, игровой деятельности. Колыбельные мелодии помогают успокоиться, расслабиться детям, они затихают и быстро засыпают. Звуки природы «шелеста листьев», «шум моря», «птичий щебет», «журчание ручейка» помогают снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение. Под влиянием музыки дети быстро развиваются, лучше занимаются, становятся более спокойными и исцеляются от болезней.

Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» - процесс дыхания ароматов. Вместе с родителями можно создать в группе «Фитобар», в который собрать различный природный материал: травы, плоды, веточки и кору различных деревьев. Оздоровительные запахи природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка. Запахи ели и сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букетики из веток берёзы, сосны, можжевельника, в сухом виде очищают воздух) .

Во время экскурсий и прогулок необходимо знакомить детей с лекарственными растениями родного края, как они помогают людям во время болезни, как ими лечатся животные и птицы.

В группе необходимо создать уголок здоровьесбережения, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом: самодельные тренажёры для коррекции зрения и развития дыхания, «дорожки здоровья», нетрадиционное физкультурное оборудование, игры по закреплению знаний о строении человеческого тела и ОБЖ.

Любые знания ребёнка с лёгкостью усваиваются в игре, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Перечисленные ниже дидактические игры помогают закреплять у детей знания о здоровом образе жизни, формировать правила безопасного поведения на дорогах, при пожаре и опасных ситуациях. Дидактические игры:

«У нас порядок»; «Спортивное лото» ;«Наши помощники»; «Моё тело»; «Дорожные знаки»; «Тревожные сигналы»; «Огонь друг или враг» и другие.

Все эти игры учат контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепят культурно - гигиенические навыки и заставят задуматься о своём здоровье.

Известно, что хороших результатов в воспитании детей можно добиться только при тесном контакте педагогов и родителей. Поэтому, всю работу по формированию у детей здорового образа жизни необходимо вести в тесном сотрудничестве с родителями. Используют широкий аспект средств и способов взаимодействия с родителями. Благодаря активной помощи мам и пап, бабушек и дедушек создаются разнообразные интерьеры развивающей среды, рубрика «Уроки Айболита», в которой выставляется литература, брошюры, консультации, картотеки различных гимнастик и упражнений для занятий дома с детьми, папки -передвижки. Приглашаются родители на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок.

Все это является органичной составной частью предметно - развивающей среды, которая способствует здоровому развитию детей. При правильно подобранной и оформленной развивающей среде у ребёнка появляется желание заботиться о своём здоровье, он сам «открывает» для себя разного рода знания и правила укрепления и сохранения жизни, выполняет физические упражнения.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребёнка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду необходимо постоянно осуществлять медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводить профилактические мероприятия для его укрепления.

Развитие движений в полной мере не обеспечит укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни.

Закаливая детский организм, используются все факторы природы (солнце, воздух и вода). Из специальных мер закаливания воздухом применяются: утренний арием на свежем воздухе, воздушные ванны с упражнениями; одежда, соответствующая температуре воздуха; дыхательная гимнастика; корригирующая гимнастика; подвижные игры на прогулке.

Лето для детского сада – особое время. В летний период года проводится закаливание водой и солнцем: солнечные ванны; босохождение по траве; обширное умывание (руки до локтя); мытьё ног; игры с водой.

Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными в работе по оздоровлению постоянно чередуется учебная деятельность с активным отдыхом. Физкультурные праздники, дни здоровья, досуги являются важным компонентом в создании инновационных здоровьесберегающих технологий. Они способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитанию у ребят такие важные черты характера как дисциплинированность, дружбу, ответственность.

Также в работе по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей используются следующие методические приёмы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно - ролевые игры; дидактические игры; игры - тренинги; игры - забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Главным компонентом формирования, сохранения и укрепления здоровья детей является стабильность психоэмоционального состояния или охрана психического здоровья детей.

Психогимнастика - это специальные упражнения, направленные на развитие эмоциональной психики ребёнка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

Также для охраны психического здоровья используются приёмы релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы. Цель такой работы – помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи.

Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Успех во многом зависит от того, продолжается ли она в семье. Главное не заставлять непременно всех детей повторять упражнения. Можно просто посидеть тихо, спокойно посмотреть, как расслабляются остальные дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет её воспитательное воздействие.

Также важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д.

Но ни одна, даже самая лучшая программа и методика физкультурно - оздоровительной работы не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей. В работе с семьёй по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением медицинского работника, спортивные семейные эстафеты.

Таким образом, могу сказать, что системный подход к физкультурно - оздоровительных, лечебно - профилактических мероприятий позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма.

Список литературы:

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения:  

индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

«Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребёнка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2. -С. 171-187.

Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006.N 4.

Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...