Картотека "Игровой массаж, самомассаж и пальчиковая гимнастика на занятиях и дома"
картотека (средняя группа)


Чем полезен игровой массаж?

С некоторыми видами оздоровительного массажа дети знакомятся уже с 3 месяцев. Ближе к году, когда ребенок уже уверенно сидит и владеет своими ручками, можно проводить более сложный игровой массаж. Стихи и песенки для игрового массажа обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. Детский игровой массаж отлично развивает и крупную, и мелкую моторику. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритм музыки. Они также чувствуют холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала. Благодаря массажу дети начинают лучше различать части тела. Игровой массаж снимает у детей физическое напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется.

Игровой массаж для детей положительно влияет на центральную нервную систему. Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора. Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по-разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж. Детский игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. Некоторые виды игрового массажа можно использовать для успокаивающего ритуала перед сном. Напевайте или проговаривайте фразы тихо, спокойно. Пусть ваши движения будут легкими и плавными. Если малыш высокочувствительный, откажитесь от похлопываний, растираний, щекочущих движений. Как проводить игровой массаж для детей? Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка. Только если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием Упражнения для массажа спины можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, сидит на стуле, опираясь на стол, сидит на полу, стоит на четвереньках или лежит на коленях взрослого. Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена. Сначала прочитайте ребёнку стихи или скажите несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить ваши следующие действия. Во время чтения стихов делайте небольшие паузы для массажа. Движения выполняйте ритмично, избегая сильного нажима или похлопывания. Говорите или пойте сами. Пусть малыш слышит ваш голос. Игровой массаж можно проводить поверх боди или футболки, а также, если нравится малышу, на голой спинке. Рекомендуемые движения можно изменять, исходя из текста песенок и предпочтений малыша. Первое время массаж для детей лучше проводить, используя соответствующие предметы – кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты, бумажные листочки и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками. Взрослым с длинными ногтями при проведении массажа надо быть очень осторожными. Лучше использовать соответствующие тексту песенок игрушки и предметы.

Примеры игрового массажа для детей

1. ЛАДОШКА Твоя ладошка – это пруд, По ней кораблики плывут. (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке) Твоя ладошка, как лужок, А сверху падает снежок. (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки) Твоя ладошка, как тетрадь, В тетради можно рисовать. (указательным пальцем «нарисовать» солнышко и т.п.) Твоя ладошка, как окно, Его помыть пора давно. (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак) Твоя ладошка, как дорожка, А по дорожке ходят кошки. (переступать пальцами рук)

2. ДУБ Дятел на дубу сидит И стучит, стучит, стучит. (положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем) Ищет под корой жучков И съедобных червячков. (слегка пощипать) Ну а если грянет гром И польётся дождь потом, (на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами) Дятел спрячется в дупло, В нём и сухо и тепло. (сунуть руку за шиворот или подмышку)

3. МЯЧИК Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке Часто-часто, низко-низко, от руки к земле так близко! Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок! Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук! (легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке)

4. МАЛЯР Маляр заборы красит, не любит отдыхать, Мы тоже взяли кисти и будем помогать! (ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх-вниз) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать, Метлу берём, ребята, и будем помогать! (на словах «метлой», «любит», «метлу», «будем» спинку сверху вниз «метём», как метлой, пальцами) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать, Скорей возьмём иголки и будем помогать! (нажимаем указательным пальцем – «колем иголкой») Вот повар суп мешает, не любит отдыхать, Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать! (круговые движения по спинке) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать, Пилу берём, ребята, и будем помогать! (растирание ребром ладони – «пилим») Косарь косою косит, не любит отдыхать, Мы тоже взяли косы и будем помогать! (скользящие движения ребром ладони – «косим») А пианист играет, не любит отдыхать И мы на пианино решили поиграть! (постукиваем пальцами в ритме мелодии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Каротека33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

Игровой массаж самомассаж и пальчиковая гимнастика.

на занятиях и дома

Игровой самомассаж.

Лепим, лепим ушки – слышим хорошо

Нарисуем глазки – видим далеко

Носик мы погладим – дышим глубоко

Щёчки нарумяним –

Стало нам Тепло!

Игровой самомассаж.

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире                         улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

       

         

       

       

        Игровой массаж «На саночках»

        (1) Подмели метлищей, стал двор чище

        (2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.

        (3) Снег собрали  в кучу, сделали кручу,

        (4) И на кручу санки покатили сами.

        (5) Побежали дети скоро, скоро

        (6) Притащили саночки на гору.

        (7) Съехали с кручи, въехали в кучу,

        (8) А на горку сани потащили сами.

        (1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.

         1 сверху вниз по спинке «метём»  ладонью и пальцами

         2 «поскрести» ребром ладони

         3 одним движением по спине «отодвигаем  снег»    

         2 хлопка по спинке под музыку

         4 – провести рёбрами ладоней по спинке вверх

         5  - пройти  указательными и средними пальцами

         6  - провести рёбрами ладоней по спинке снизу  вверх

         

Игровой самомассаж.

Ручки растираем

Их разогреваем

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд потянем,

Тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем за щёчки.

Раз-два-три-четыре-пять –

Мы здоровые опять!

Игровой массаж.

Идёт по спинке холодок – ок-ок-ок-ок

Дует сильный ветерок –ок-ок-ок-ок

Игровой самомассаж. «Здравствуйте!» 

М. Картушиной

Здравствуйте,

ладошки!      (вытягивают руки,  ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп!                              (с хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки!                      («пружинка»)

Топ, топ, топ!                                   (топают ногами)

Здравствуйте, щечки!                   (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!(с раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх!  (трижды слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки!         (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок!                       (с раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки!         (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк!                      (с раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик!                   (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип!   (с раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед, ладонями вверх)

Привет!          (приветственно машут рукой над головой)

 

Самомассаж – распевка.  «Доброе утро!»

Доброе утро, улыбнись скорее! (разводят руки в стороны, руки под подбородок)

И сегодня весь день будет веселее. (хлопки)

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми как в саду цветочки.

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрём, и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!

Игровой массаж в парах «Капуста» 

(например, на спинке партнера).  

Мы капусту рубим, рубим – рубящие движения ребрами ладоней

Мы морковку трем, трем – движения костяшками пальцев

Мы капусту солим, солим – точечные прикосновения пальцами

Мы капусту жмем, жмем -  прожимание мышц пальцами

Сок капустный пьем, пьем – поглаживающие движения.

«Дождь»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные движения.

Дождь! Дождь! Надо нам – хлопают ладонями по спине.
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек. –
поколачивают кулачками.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! –
постукивают пальчиками.
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже –
 поглаживают спину ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.


«Две тетери»

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили – пощипали, (Нажимаем руками на спинку, будто ходим, потом пощипывая)

Походили – поклевали. (Нажимаем руками на спинку, будто ходим, потом щепоткой пальцев делаем движения поклевывания)

Посидели-посидели (кладем ладони на спинку малыша и собираем их в кулак, при этом проводя пальцами по спинке)

И обратно улетели.  (разотрем спинку)

Прилетят в конце недели  (похлопываем)

Наши милые тетери.  (пощипываем)

Мы тетерок будем ждать –  (растираем)

Дадим им крошек поклевать.

(Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки)

«Рельсы, рельсы»

Рельсы, рельсы. (проводим линии вдоль позвоночника как ресы, сначала одну, потом другую)

Шпалы, шпалы. (проводим шпалы, поперечные линии направо и налево)

Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спинедвигая вперед, приэтом чуть двигая назад)

Из последнего вагона

Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим щепотками пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (пощипать спинку)

Пришла лисичка, (гладим спинку)

Хвостиком помахала.

Прошёл слон, («идём» по спине кулаками как ногами слона)

Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)

Прошёл маленький слонёнок.(идём  тремя пальцами, сложенными вместе)

Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)

Поставил стол, (изображаем — стол ладонями)

Стул, (стул — четырьмя пальцами)

Печатную машинку. (печатную машинку — пальцами)

Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке, Дзинь – точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)

Шлю вам чулочки,

Дзинь – точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал, Помял, Разгладил, Сложил,

Отправил.  (нажимаем ладошкой, мнем, гладим, щиплем)

(«кладем письмо» за шиворот и целуем)

Пальчиковая  игра «Кот на печи»  М.Ю.Картуштна

Задачи: Развитие мелкой моторики, чувства ритма.

Кот на печи                                          стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет

Кошка на лавке                                    показывают как шьют иголкой

Рубашку шьет.

Малые котята                                      поднимают согнутые в локтях 

На печке сидят                                    руки на уровне груди, опустив

На печке сидят  качают головой кисти вниз, вправо-влево   

Да, на котика глядят         приставляют к глазам указат. Все на котика глядят                и большие пальцы («очки»)                                

Да, сухарики едят.                      Щелкают зубками       

Методические рекомендации  Текст произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две  строки -  движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Один, два, три, четыре, пять Загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять   «Идут» по столу указательны  и средним пальчиками

Бабу снежную лепили «Лепят» комочек двумя

ладонями                          

Птичек крошками кормили   «Крошат» хлебушек всеми пальчиками

С горки мы потом катались Ведут указательным пальцем    правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись  Кладут ладошки на стол то

 одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли Отряхиваю ладошки

Съели суп и спать легли                                    

Движения воображаемой ложкой; руки под щечку

альчиковая игра «Дятел»

Цель: Учить детей передавать чёткий ритм

Как из леса слышен звук:

«Так-так» и «Тук-тук» 

Это кто ж там силы тратит? 

Ну, конечно, это дятел. 

Вот сейчас жучка достанет, 

И опять стучать он станет,

И опять польётся звук:

Тук-тук! Тук-тук!

«Так-так» и «Тук-тук» 

Пальчиковая игра «Разминка»

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, - хлопают в ладоши
похлопаем в ладошки. очень хорошо!
похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
похлопаем в ладошки. очень хорошо!
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, – стучат пальчик о пальчик
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут
у маленьких ребят.
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут, - фонарики
а девочки и мальчики все ровненько сидят.

Тук-тук- молотком,
мы построим птичий дом.
туктук- молотком,
поселяйтесь птички в нем. - стучат кулачком о кулачок
Бум-бум, барабан, - попеременно стучат кулачками по коленям
что за шум и та-ра-рам?
бум-бум, барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, - имитируют игру на дудочке
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
Поехали потихонечку, - попеременно ударяют ладошками по коленям
поехали потихонечку,и быстренько, и быстренько,и быстренько, и быстренько,
и приехали! 

Пальчиковая игра на песню «Ёжик»

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать — топ, топ, топ.

Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.

2. В лес ребята приходили, да-да-да,

И ежа всему учили — да-да-да.

Научили  хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать — топ, топ, топ.

Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг

Пальчиковая игра «Сороконожки»

Две сороконожки (Средний и указательный пальчики перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (Ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (Ладошки переплелись)

Насилу расстались – (Ладошки разжались)

И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

Пальчиковая игра «Раз – цветочек»

Раз — цветочек,

Два — цветочек… (поочередно показывают ладони с растопыренными пальцами)

Ёжики, ёжики… (сжимают и разжимают ладони)

Наточили, наточили (скользящие движения ладонью о ладонь)

Ножнички, ножнички. (скрещивают перед собой руки)

Побежали, побежали («бегают» пальцами по ладони другой руки)

Зайчики, зайчики! (показывают «заячьи ушки» над головой)

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно…

(«дирижируют» указательными пальцами)

«Девочки!» (слово выкрикивают только девочки)

«Мальчики!» (кричат только мальчики)

          Самомассаж с предметами

«С гладким мячиком»

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое   другой рукой)

«Игра в снежки»

На музыку Бурениной  «Игра с погремушками»

- Ах, как весело сегодня, веселимся от души.

  Лепим, лепим мы умело, лепим, лепим мы снежки.

- Раз – положим, два – поднимем, повторим ещё разок.

 Раз – положим, два – поднимем, чтоб никто не уволок.

- Потихоньку постучали, тише-тише, не шуми,

  Постучали, поиграли, ах какие молодцы.

- Где же где, снежки не видно, спрятали за спинку мы.

  Где же где, снежки не видно, ах какие шалуны.

- Снова мы в снежки играем, мы ладошки согреваем.

  Покатай ещё разок, получился колобок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой массаж самомассаж и пальчиковая гимнастика.

Подборка игровых упражнений используемых на музыкальных занятиях и рекомендованных для занятий с детьми дома....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...

Игровой массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика на занятиях и дома

Игровой массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика на занятиях и дома...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...