Консультация для родителей «Секреты релаксации»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Доронина Наталья Михайловна

      Материал представляет собой консультацию для родителей детей  старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Цель консультации - познакомить родителей с приёмами мышечной релаксации как метода снятия психоэмоционального напряжения у детей. Консультация состоит из теоретической и практической части. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Секреты релаксации»

     

  «Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей   гибкостью      мышления,  но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».

Р. Коуплан

Цель: познакомить родителей с  приемами мышечной релаксации как метода снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

  1. Игра – приветствие «Необычное приветствие»

Давайте поприветствуем друг друга таким способом: если вы услышите 1 хлопок- поздоровайтесь с каждым рукопожатием, 2 хлопка – мизинчиком, 3 хлопка – спинками.

  1. Теоретическая часть.

 

Современные дети испытывают значительно больше стресса, чем выпадало на долю их родителей в детстве. Достаточно вспомнить о том, сколько информации, на самом деле не предназначенной для детей, обрушивается на ребенка с экрана телевизора, в кинотеатрах, в компьютерных играх, в сети Интернет.

К тому же необходимость в активной умственной деятельности и сопутствующие ей переживания, а также неблагоприятные социальные условия. Все это  создает излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам.  

Как следствие, у дошкольников появляются признаки психоэмоционального напряжения (Родителям предлагается  анкета «Признаки психоэмоционального напряжения», см приложение).

   Если какие-либо признаки наблюдаются у вашего ребенка, вероятнее всего, он испытывает психоэмоциональное напряжение.

  При психоэмоциональном напряжении, которое возникает при умственном переутомлении или в моменты гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «застыл от страха как вкопанный», «сжал кулаки от гнева». Понятно, что эти выражения отражают крайние эмоциональные состояния. Но при переживании даже небольшой обиды, легкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли. А вот снять это напряжение детям крайне трудно, они не умеют управлять напряженными мышцами.        

Иногда взрослые говорят малышу: «Посиди!», «Отдохни!», «Расслабься!». Как правило, ребенок воспринимает эти указания как ограничение в действии. Он не умеет расслабляться. Да и не все взрослые могут за короткий период времени снять психофизическое напряжение. Его нужно этому научить. Но прежде научиться самим.

Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым способом.  Вероятно, каждый из вас встречался с ситуацией, когда ребенок совершал не слишком хороший, с точки зрения взрослого, поступок (дрался, обманывал, проявлял непослушание и т.д). И на наш вопрос «Почему ты это сделал?» ребенок отвечает: «Не знаю, я не хотел». Он действительно не знает, и действительно не хотел. Организм, таким образом, сбросил излишки напряжения и на какое-то время восстановил исчезнувшее психофизическое равновесие.

  Поэтому детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.   

Приучить мышцы тела расслабляться, при этом, успокаиваясь, восстанавливая эмоциональное и психическое равновесие, помогает релаксация.

Релаксация - (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление.

Она помогает успокоиться, снять психическое напряжение, восстанавливая эмоциональное и психическое равновесие и тем самым помогает сохранить и укрепить здоровье человека.

    Релаксация бывает и непроизвольной. Например, в процессе активных физических действий тело самопроизвольно сбрасывает излишки напряжения, поэтому мышечная усталость после физических упражнений благоприятна для тела. Мышечная усталость – это уже непроизвольное расслабление.

    Произвольная релаксация – это расслабление, возникающее после выполнения специальных  релаксационных упражнений, с которыми я вас сегодня хочу познакомить.

       

Практическая часть.

   Что бы достичь  максимального расслабления, нужно напрячь мышцу  максимально сильно.  Например, крепко сжимая кулак, а затем, отпуская его, можно научить ребенка различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге, расслаблять мышцы по своему желанию.

   Ребенку можно объяснить и показать разницу между расслаблением и напряжением мышц с помощью упражнении «Кисточка-карандаш»: карандаш-кисть руки напряжены, кисточка-кисть руки расслаблены.

   Необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия.    

    Каждое занятие по релаксации начинается  с позы покоя, а затем   проводится упражнение на расслабление определенных групп мышц (мышц рук, ног, живота, шеи, лица, речевого аппарата).

      Занимаем позу покоя. Можно лежа на ковре.  Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Но можно и сидя. Нужно сесть  ближе к краю стула, опереться на спинку стула, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставлены.

       Инструкция:   «Садитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Упражнения на расслабление мышц рук.

Сожмите пальцы в кулачки покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох! Выполняется 3 раза.

Руки с силой выпрямляем – (Руки поднять, вытянуть за головой, потянуться).

Мы как будто подрастаем. (Глубокий вдох – пауза).

А теперь их расслабляем,

Плавно, мягко опускаем.

     Чтобы настроить детей, заинтересовать, лучше использовать упражнения с  образными названиями. Например «Штанга».

«Штанга».  Дети сидят на стульях.

      Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз – два! (напряжение)

      Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,

      Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим.  (расслабление)

 (На выдохе руки опустить вдоль туловища, мышцы расслабить).

 “Шишки” 
     Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите (вдох) и с силой сжимаете в лапах. (Задержите дыхание). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза).

   Следует помнить:

1.Расслабление должно быть более длительным, чем напряжение.

2. Время выполнения одного упражнения не более 3-4 минут – для старшего возраста.

3. Каждое упражнение повторяется 3 раза.  

 4. Переходить к тренажу новой группы мышц не следует, пока предыдущая не станет «послушной».   

      Лучше вначале освоить по одному упражнению, а затем комплекс из 3-4 упражнений.          

      Во время одного сеанса рекомендуется тренировать не более трех групп мышц.

Упражнение на расслабление мышц ног.

Что за странные пружинки

Распрямили наши спинки?

(Потянуть носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати).

Ты носочки поднимай

И смотри, не опускай! (Пауза).

Носочки опускаются

Ноги расслабляются. (Расслабить мышцы ног).

 “Муравей” 
   Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

 

 Упражнение на расслабление мышц живота. (Положить ладони на область диафрагмы).

«Шарик»

Шарик надуваем, (Вдох, живот надуть)

Руками проверяем.

Шарик наш сдувается,

Мышцы расслабляются, (Выдох, живот втянуть)

Дышится легко, ровно, глубоко.

   

Упражнения для расслабления мышц шеи.

 «Любопытная Варвара».

         Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх. Расслабьтесь. Слушаем и делаем.

    Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

    А потом опять вперед, тут немного отдохнет.

     Шея расслаблена.

 

Упражнения на расслабление мышц лица

    “Пчелка”                                                            

        Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Сделали вдох. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

    “Качели”                                                                                                                          

      Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

 

             Когда ребенок научится напрягать и расслаблять отдельные мышцы, можно перейти к упражнениям, в которых задействованы сразу несколько групп мышц.

      Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Солнышко и тучка” 
     Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек,  чтобы согреться (
задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
 

  Конечно единичная, изредка проводимая релаксация не даст нужного эффекта. Необходима системная работа, так называемый тренинг мышечного расслабления. Мышцы нужно приучить расслабляться, а это достигается регулярными  тренировками. 

          О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмическое дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия эффективны только тогда, когда они приятны детям.

  Когда ребенок научится расслаблять мышцы  рук, ног, туловища, шеи, лица. Можно переходить к упражнениям, где расслабление по контрасту с напряжением исключается, а мышечная релаксация вызывается только внушением, образным представлением о расслабленности и спокойствии: предлагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка.

“Облака” 
        Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

     Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

       

Заключение.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – снять возбуждение и сконцентрировать внимание.

В результате применения релаксационных упражнений, дети становятся     более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, тревожность и страхи.

Если «релаксационные паузы» включить в режим дня ребенка, то это благоприятно скажется на его нервной  системе, позволит детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя психическое здоровье.

Упр. «Пять подскоков»

Все идут по кругу, кто хочет высказаться говорит «Подскок» и говорит, что ему больше всего запомнилось.

Приложение

Анкета «Признаки психоэмоционального напряжения у детей»

- несобранность, рассеянность, невнимательность;

- излишняя активность, беспокойство, непоседливость;

- замкнутость, робость;

- агрессивность;

- плаксивость;

- беспричинная обидчивость, упрямство;

- тревожность, страхи;

- трудность засыпания и беспокойный сон;

- отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;

- усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не  утомляла;

- постоянно сосет палец; жует что-нибудь; слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда,  наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

-  боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников;

- игры с половыми органами, онанизм;

-  подергивание плечами, качание головой, дрожание рук;

- снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения;

- дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Памятка для родителей

Упражнения на расслабление мышц рук.

      Сожмите пальцы в кулачки покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох! Выполняется 3 раза.

Руки с силой выпрямляем – (Руки поднять, вытянуть за головой, потянуться).

       Мы как будто подрастаем. (Глубокий вдох – пауза).

        А теперь их расслабляем,

        Плавно, мягко опускаем. (Опускаем руки, выдохнув)

 

«Штанга».  (Сидя на стульях).

  Мы – спортсмены хоть куда,

  Штангу вверх держать, раз – два! (Руки поднять, вытянуть за головой,  напрячь)

  Ручки наши подустали,

  Штангу вниз мы опускаем. (На выдохе руки опустить вдоль туловища, мышцы расслабить).

            Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим.  

«Шишки»
     Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза).

“Игра с песком” 
   Представьте себе, что вы лежите на берегу моря. Наберите в руки песок
(на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).  Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“Драгоценность” 
  Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Лимон”.
  Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку.

«Олени»

   Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога  у оленя. Поднять над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами.

Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросаем руки на колени, расслабляя их. А теперь мы выполним это упражнение под рифму.

  А сегодня мы – олени,

Ветер рвется нам навстречу.

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь – немного лени,

Руки не напряжены и расслаблены.

Упражнения на расслабление мышц ног.

Что за странные пружинки

Распрямили наши спинки?

(Потянуть носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати).

Ты носочки поднимай

И смотри, не опускай! (Пауза).

Носочки опускаются

Ноги расслабляются, (Расслабить мышцы ног).

“Муравей” 
   Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

«Загораем».

Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги поднимаем, держим. Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушаем и делаем.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем,

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем! (ноги резко опустить на пол, руки – на колени).

Руки расслаблены, ноги расслаблены.

 

Упражнения на расслабление мышц живота.

(Положить ладони на область диафрагмы).

«Шарик»

Шарик надуваем, (Вдох, живот надуть)

Руками проверяем.

Шарик наш сдувается,

Мышцы расслабляются, (Выдох, живот втянуть)

Дышится легко, ровно, глубоко.

   

Упражнения для расслабления мышц шеи.

 

«Любопытная Варвара».

         Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх. Расслабьтесь. Слушаем и делаем.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед, тут немного отдохнет.

Шея расслаблена.

 

Упражнения на расслабление мышц лица

 

  “Пчелка”                                                            

        Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

   “Качели”                                                                                                                          

     Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

 "Рот на замочке"                                                          

 Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: 

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

 

  "Злюка успокоилась"                                                                     

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 
       - А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

Упражнение «Сосулька». 
       Представь, что ты - сосулька.
(Стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх). Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты). Наступила весна, пригрело солнышко и  сосулька стала  медленно таять. (Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног).        

“Холодно – жарко” 
    Представьте себе, что ты играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер.  Тебе стало холодно, ты замёрз, обхвати себя руками, голову прижми  к рукам – грейся.  Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…(
повторить 2–3 раза).
                                         

                              Релаксация по представлению

“Облака” 
        Представь себе тёплый летний вечер. Ты лежишь на траве и смотришь на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, тебе тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам.  Твои ручки лёгкие, лёгкие, твои ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот ты подплываешь к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот ты уже лежишь на этом облаке, чувствуешь, как оно нежно гладит тебя, это пушистое и нежное облако …  (
нежно погладить ребенка). Гладит …, поглаживает … Тебе  хорошо и приятно. Ты расслаблен и спокоен. Но вот облачко опустило тебя на полянку. Улыбнись своему облачку. Потянись и на счёт «три» открой глаза. Ты хорошо отдохнул на облачке.

«Ласковое солнышко»
        Представь ласковое солнышко с множеством лучиков. Солнышко нежно обнимает тебя и вот ты уже в серединке солнышка. Один из лучиков решил поиграть с тобой и написал красивым подчерком . Солнышко осторожно покачало тебя. Тебе хорошо, удобно, спокойно. А на прощание солнышко напомнило тебе, какая ты хорошая девочка. И каждый солнечный лучик написал: красивая, добрая, любимая, милая, внимательная.

 "Птички"                                                                            

     Представь, что ты маленькая птичка. Ты летаешь по душистому летнему лесу, вдыхаешь его ароматы и любуешься его красотой. Вот ты присел на красивый полевой цветок и вдохнул его легкий аромат, а теперь полетел к самой высокой липе, сел на ее макушку и почувствовал сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птичка вместе с его порывом понеслась к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, она почистила клювом свои перышки, попила чистой, прохладной водицы, поплескалась и снова поднялась ввысь. А теперь приземляйся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Секреты вежливого воспитания ребёнка"

Родители всегда являются примером для своих детей.Если ребёнок постоянно слышит в свой адрес вежливые слова, то они обязательно появятся в его речи....

Консультация для родителей "Секрет волшебных слов".

Каждый помнит, как в детстве наши мамы нам делали массаж - игру "Рельсяы-рельсы, шпалы-шпалы ехал поезд запоздалый..."...

Консультация для родителей "Секрет воспитания"

Уважаемые родители! Не раз вы задумывались: "А правильно ли я поступаю в вопитании ребенка?"  Многие из вас мечтали узнать секрет воспитания. Все ответы - в моей консультации....

Консультация для родителей "Секрет семейного счастья"

Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания, в этой статье можно узнать, как построить "Дом счастья"!...

Консультация для родителей "Секреты воспитания"

В данной статье собраны некоторые ключевые моменты воспитания детей, которые волнуют родителей....

Консультация для родителей "Секреты волшебницы-релаксации"

Материал о пользе релаксационных упражнений для заботливых родителей и увлеченных педагогов....

Консультация для родителей Секреты волшебницы-релаксации

Консультация для родителей Секреты волшебницы-релаксации...