Практико-значимый проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях ФГОС ДО»
проект (младшая группа)

Колушкина Елена Викторовна

Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, заложить фунамент гигиенической культуры. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Гигиенические знания целесообразны на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. В проекте представлены цели, задачи, формы работы, практическая значимость, результативность, ожидаемые конечные результаты у детей 3-4 лет, результат для родителей воспитанников, возможности для педагогов. Имеется краткое описание этпов работы над проектом: организационный, содержательный, результативный, а также представлено перспективное планирование по теме проекта, заключение и список использованной литературы. В приложении №1 представлены результаты эксперимента в младшей группе по теме "Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы". В приложении №2 размещён конспект НОД с детьми ладшей группы "Очень важно, чтоб на свете, были чистыми все дети!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx60.26 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект

«Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Тип проекта: Групповой, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь-август.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...31. Основная часть. Теоретическое обоснование формирования культурно- гигиенических навыков у дошкольников………………………………………..8

1.1. Теоретическая значимость формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников…………………………………………………………8

 2. Практическая часть……………………………………………………………9

 2.1. Перспективное планирование …………………………………………….10

 Заключение………………………………………………………………………14

 Список литературы……………………………………………………………..15

 Приложения……………………………………………………………………..16

Введение

Актуальность. Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Задачи проекта:

  1.  Развивать культурно-гигиенических навыки, формировать  простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
  2. Формировать привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  3. Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  5. Формировать потребность в соблюдение Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Участники проекта:

- воспитатели;

- дети младшей группы (3-4 года);

- родители воспитанников группы.

Основные формы реализации проекта:

  • Анкетирование родителей;
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром;
  • Дидактические игры и упражнения;
  • Художественное слово;
  • Чтение художественной литературы.

Практическая значимость:

Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Результативность проекта:

  1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и здоровье»;
  2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
  3. Картотека  художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
  4. Оформление паспорта здоровья группы;
  5. Мониторинг и итоговое диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков;
  6. Оформление стенда «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием детей;
  7. Открытое мероприятие  «Мы красивые, чистые, аккуратные!» (занятие с элементами театрализованной деятельности).

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

Дети 3-4 лет должны:

  • Следить за своим внешним видом;
  • Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания;
  • Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой;

не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
  • Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй;
  • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей. 

Возможности проекта для воспитателей:

  • Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  • Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью;
  • Улучшение отношений между детьми;
  • Укрепление связи с родителями.

Краткое описание проекта по этапам:

Организационный (информационно-аналитический) этап:

- определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы;

-  составление плана работы;

- разработка содержания проекта; изучение литературы.

Содержательный (основной) этап:

- выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;

- большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;

- подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме;

- блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Результативный (заключительный) этап:

- подведение итогов работы над проектом;

- анкетирование родителей и опрос детей;

- презентация проекта.

1. Основная часть:

1.1.Теоретическое обоснование

От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения, зависит не только их здоровье, но и здоровье, других детей и взрослых.

 Важнейшие задачи детского сада – привить детям  культурно-гигиенические навыки, укрепляющие их здоровье, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

По приходу детей в детский сад, вначале мы приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки до и после еды, после пользования туалетом, игры, прогулки и.т.д. Одновременно с этим постепенно стимулируем развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, намыливать их до образования пены, насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой.

С самого младшего возраста детей приучаем правильно, сидеть за столом, аккуратно есть, пользоваться салфеткой. Ребенку старше двух лет прививаем

привычку, полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя.

Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак), берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.

С раннего детства необходимо приучать ребенка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребенка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что крайне вредно.

2. Практическая часть:

Проект по теме: «Формирования культурно гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие».
  • Участие педагогов в проекте:

 -     обсуждение плана проекта;

 -     создание условий в группах для познавательных и игровых  мероприятий, пополнение развивающей предметно-пространственной среды (атрибуты к играм, к продуктивной деятельности, уголки театрализованной деятельности, зоны для художественного творчества, физкультурно-оздоровительные, познавательно-исследовательские центры, книжные уголки);

-   оформление информационно-наглядных стендов для родителей (советы, рекомендации, памятки);

-  проводят мероприятия с детьми (беседы, обыгрывание сюжетных ситуаций, сюрпризных моментов).

  • Деятельность детей:

-    активно участвуют в проводимых мероприятиях;

-    расширяют кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность  

     через игры, опыты и эксперименты.

  • Деятельность родителей:

- активно участвуют во внедрении и закреплении культурно-гигиенических навыков.

                     

2.1 Перспективное планирование

Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков  у младших дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Этап

Мероприятия

Цель

Ответственные

1.Организа

ционный: август– сентябрь.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]-М.: Центр педагогического образования, 2014.

2. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилов И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. [Текст ]М.: ТЦ Сфера, 2013

  Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и детей по формированию культурно-гигиенических навыков  у младших дошкольников.

Педагоги

группы

2 этап

Содержа

тельный: октябрь– апрель.

Беседа «Помоги зайке сберечь здоровье»

Выяснить, как дети  понимают слово «здоровье»"

Педагоги группы

Игра «Доктор Айболит»

Закрепить навыки мытья рук

Педагоги группы

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и их значение»

Информировать родителей о значении формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста

Педагоги группы

Беседа «Что бы быть здоровым»

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Педагоги группы

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»

Приобщить родителей к формированию культурно-гигиенических навыков у детей

Педагоги группы

Дид. игра «Разложи картинки по порядку»

систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Педагоги группы

НОД «Сохраним свое здоровье»

Познакомить детей с предметами личной гигиены

Педагоги группы

Дид. игра «Вымоем куклу»

Закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Педагоги группы

Дид. игра «Азбука здоровья»

систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Педагоги группы

НОД «Учим куклу Дашу мыть руки»

Закрепить навыки мытья рук

Педагоги группы

Дид. игра «Таня простудилась»

способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Педагоги группы

НОД «Как нужно ухаживать за собой»

Закрепить знания о предметах личной гигиены

Педагоги группы

НОД «Мои здоровые зубки»

Учить детей полоскать рот после еды

Педагоги группы

Чтение Г Зайцев «Дружи с водой». К. Чуковский «Мойдодыр»,

Л. Барто «Девочка чумазая»,

С, Бялковская

«Юля-чистюля»,

Александрова «Купание», Потешки: «Водичка, водичка»,  «Расти, коса, до пояса». Загадки

Родители и

педагоги группы

Оформлении стенда «Детский сад день за днем»

Приобщение родителей и детей к жизни детского сада

Родители,

педагоги группы и дети

НОД «Доброе утро расческа»

Познакомить детей с правилами ухода за расческой

Педагоги группы

3 этап Результативный: май-август

Развлечение «Колобок идет в гости»

Закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание)

Педагоги группы

Анализ проведённой работы.

Анализ, результативность, перспективность.

Заключение

В группе  созданы все необходимые условия для  формирования культурно-гигиенических навыков у младших  дошкольников:

  • Изучена и проанализирована  научно-методическая, нормативно-правовая литература по ФГОС ДО;
  • Разработано  планирование   по формированию культурно-гигиенических навыков  у младших дошкольников.

В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.  Необходимо добиваться того, чтобы дети выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми мы  стремились  к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом совершенствовались.

В дальнейшем работа с  детьми будет продолжаться, когда  они перейдут  в среднею,  а потом  в старшую группу.

Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет  больше внимание уделять  беседам  о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Важной задачей будет то, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно-гигиеническими навыками.

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] - М.: Центр педагогического образования. 2014;
  2. Зайцев Г.К., Уроки Мойдодыра. [Текст]/Г.К. Зайцев  – СПБ.: Издательство «Акцидент», 2000;
  3. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилов И.А., Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни./ Н.В.Полтавцева.  М.: ТЦ Сфера, 2013;
  4. Бачурина В. Н., Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.: ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 2008.–С. 114-118;
  5. Богина Т. Л., Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях,  методическое пособие/ Т. Л. Богина. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,2008. – С. 94 -96;
  6. Доскин В. А., Растем здоровыми. [Текст]: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2008. С. 52–55;
  7. Михайленко И. Я., Короткова Н. А., Организация сюжетной игры в детском саду. /Пособие для воспитателей. - Москва 2009г. с. 32-38;
  8. Прищепа С. С., Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. [Текст]:

Методическое пособие./ С. С. Прищепа. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.–89-90 с.

Приложение 1

Эксперимент

В эксперименте принимали участие 15 человек (9 девочек, 6 мальчиков) младшей группы. Возраст детей – 3-4 года.

Цель эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у  экспериментальной подгруппы детей младшей группы.

Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы. (таблица1).

Таблица 1

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке

Уровень сформированности

Рита

2

1

1

1

25 (н)

Лиза

2

1

1

1

23 (н)

Лёша

2

2

3

3

40 (с)

Лиза

2

2

2

3

35 (с)

Сеня

2

2

2

2

31 (с)

Макар

2

1

1

1

25 (н)

Яна

2

1

1

1

23 (н)

Тимофей

2

2

3

3

40 (с)

Ангелина

2

2

2

3

35 (с)

Варя

2

2

2

2

31 (с)

Родион

2

1

1

1

25 (н)

Вероника

2

1

1

1

23 (н)

Максим

2

2

3

3

40 (с)

Даша

2

2

2

3

35 (с)

Лиза

2

2

2

2

31 (с)

Примечание:

1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

- Мыть лицо, руки;

- Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;

-  Пользоваться расческой;

- Пользоваться носовым платком.

2. Навыки опрятной еды включают умение:

- Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

- Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить.

3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

- Расстегнуть пуговицы, замок;

- Снять платье (рубашку, шорты);

- Аккуратно повесить на стул;

- Снять обувь;

- Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия, входящие в навык, то за:

- правильно выполненное действие ребенок получал - «3»;

- действие, выполненное с небольшими неточностями - «2»;

- неумение выполнять действие - «1».

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей:

Уровень

Баллы

высокий

41 -51 б

средний

28 -40 б

низкий

0-27 б

Результаты исследования и их анализ:

Проведена диагностика по выявлению сформированности культурно- гигиенических навыков, у экспериментальной группы детей.

Из таблицы мы видим, что у большинства детей навыки сформированы (60 %) на среднем уровне, у 40% навыки не сформированы, находятся на начальном уровне.

Проводя наблюдения за детьми по формированию культурно-гигиенических навыков, сделан вывод, что проведение специальной работы с детьми по данному направлению будет способствовать повышению сформированности культурно-гигиенических навыков у детей.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.  Работа по данному направлению шла целенаправленно и системно.

 

В результате этого  был проведен контрольный эксперимент.

Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке

Уровень сформированности

Рита

2

1

1

1

35 (с)

Лиза

2

1

1

1

33 (с)

Алеша

2

2

3

3

50 (в)

Лиза

2

2

2

3

45 (в)

Сеня

2

2

2

2

41 (в)

Макар

2

1

1

1

35 (с)

Яна

2

1

1

1

33 (с)

Тимофей

2

2

3

3

50 (в)

Ангелина

2

2

2

3

45 (в)

Варя

2

2

2

2

41 (в)

Родион

2

1

1

1

35 (с)

Вероника

2

1

1

1

33 (с)

Максим

2

2

3

3

50 (в)

Даша

2

2

2

3

45 (в)

Лиза

2

2

2

2

41 (в)

Таким образом, в процессе повседневной деятельности было достигнуто повышение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей.

Приложение 2

Конспект НОД в младшей группе на тему: «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети!».

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Пробуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков.

Задачи:

1. Знакомство детей с предметами гигиены.

2. Закрепление у детей навыка умывания.

3. Познакомить с разным состоянием температуры воды: холодная и теплая.

4. Доставить детям удовольствие от игр с водой, формировать умение играть рядом.

5. Развивать познавательный интерес и активность.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный материал: кукла - чумазая в одежде, 2 таза с теплой и холодной водой, чудесный мешочек. В нем мыло с мыльницей, губка, полотенце, расческа, зубная щетка, стакан;
  • Раздаточный материал – куклы по количеству детей, тазики с теплой водой для мытья кукол.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

- чтение А. Барто «Девочка чумазая»;

- прослушивание стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» в аудиозаписи;

-  рассматривание картины «Мытье куклы»;

-  мытье рук и расчесывание волос с использованием предметов личной гигиены;

- сюжетно-ролевая игра «Семья»;

- чтение потешек по теме;

- дидактическая игра «Что лишнее?».

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- предоставление подборки фотографий на тему гигиенических процедур детей;

-  консультация «Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста», «Психологические особенности детей 2-3 лет».

Итоговое мероприятие:

Оформление фотовыставки «Все мы детки чистые – солнышки лучистые».

Содержание деятельности:

  • Целеполагание:

Воспитатель обращает внимание на грустную куклу. Спрашивает у детей: - «Почему ребята Катенька грустит?» (Испачкалась). «Какая она неопрятная! Посмотрите, что она испачкала?» (Лицо, руки, платьице). «Что надо сделать, чтобы Катя стала чистой и опрятной?» (Вымыть). «А вы, ребята, умеете умываться?»

Осуществление деятельности:

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Закатаем рукава» (дети выполняют движения по тексту).

Закатаем рукава,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки,

Ручку об ручку,

Пальчик о пальчик,

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Далее воспитатель проводит игру «Чудесный мешочек»:

«У меня есть чудесный мешочек, что же там лежит? (Дети поочередно достают предметы личной гигиены, называя их).

- А, что еще поможет Кате отмыть грязь? (Вода).

Воспитатель предлагает детям подойти к столу с тазиками, и опытным путём определяют состояние воды. (Опускают в воду пальчик).

- Покажите мне один пальчик. Опустите пальчик в этот тазик.

- Какая в нём вода? (Холодная).

- А теперь опустите пальчик в другой тазик.

- Какая вода в этом тазике? (Тёплая).

- В какой воде лучше мыть Катю? (В теплой).

- Правильно, в теплой воде Катя не замерзнет и в теплой воде лучше отмывается грязь.

Воспитатель читает отрывок из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр":

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Воспитатель моет куклу, проговаривая свои действия (Сажаем куклу Катю в тазик. Тихонько беру и смачиваю её водой. Беру мыло в другую руку, смачиваю его и натираю губку мылом. Мыло пениться и грязь куда-то денется. Мыльной губкой моем всю куклу, а чистой водой смываем остатки пены. Сажаем на пеленку и вытираем полотенцем, затем полотенце повесим сушиться).

- Ах, какая Катя чистая!

- Ребята!

«Очень важно, чтоб на свете

Были чистыми все дети».

- В нашей группе есть еще малышки-голышки, которых надо помыть так же осторожно и аккуратно, как делала это я. Где они живут? Принесите их.

Звучит аудиозапись «Песня Мойдодыра».

Происходит процесс мытья, сушки кукол под руководством взрослых.

(Во время мытья закрепление материала).

Воспитатель ненавязчиво задает вопросы детям:

- Что делает (Даня) твоя кукла? (Моется).

- Маша, в какой воде моется твоя кукла? (В тёплой).

- Слава, а чем ты моешь куклу? И т.д.

Итог деятельности:

После окончания процесса мытья воспитатель и дети рассматривают, какие куклы стали чистые.

- Какие вы молодцы, вы так старались и помогли куклам. Теперь ваша очередь. Сейчас мы с вами тоже вымоем руки и вытрем их насухо полотенцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...