Доклад педагогов и родителей: «Закаливание – одна из задач оздоровления дошкольников»
консультация

Шубина Елена Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад для  педагогов и родителей:

«Закаливание – одна из задач оздоровления дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шубина Е.А.

 

ВЕДЕНИЕ

 

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды – основная задача педагогов в детских учреждениях. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.

Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат – снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

 

1 ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Определяя задачи физического воспитания, следует учесть, что дошкольный возраст характеризуется быстрым ростом и развитием, но органы и системы работают еще несовершенно, слабо развиты защитные функции организма. Дети более подвержены неблагоприятным влияниям внешней среды, у них легко возникают различные заболевания. Поэтому главной задачей физического воспитания детей этого возраста является охрана и укрепление организма.

Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.

Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях; многие кости защищают от ударов и повреждений спинной и головной мозг, а также внутренние органы. Правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов обеспечивает нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем. При искривлениях позвоночника, сутуловатости, плоскостопии нарушаются условия работы важных органов, что может привести в дальнейшем к их заболеванию. У детей косная система относительно слаба, так как содержит значительное количество хрящевой ткани; суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых. В связи с этим возникает необходимость помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению сухожилий связочно-суставного аппарата. Кроме того, следует способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и массы тела.

Мышечная система закрепляет отдельные части тела в определенном положении и изменяет это положение, т.е. производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию – защищает от ударов, повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.

Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22% массы тела. Особенно слабы у новорожденных мышцы рук и ног: они сокращаются медленно и долго не расслабляются.

В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица; мышцы и связки всех внутренних органов и др.). Особое внимание следует обращать на укрепление слабо развитых групп мышц-разгибателей.

Сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейся деятельности. Пульс у маленьких детей частый – 140-160 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 7 годам доходит до 95-85 ударов в минуту. Учитывая эти особенности, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усиление притока крови к сердцу и улучшению ритмичности его сокращений, развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке.

Дыхательная система. Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких очень нежны. Подвижность грудной клетки ограничена. Горизонтальное положение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливают частое неглубокое дыхание (у детей грудного возраста 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам 24-22). Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Кроме того, следует научить детей дышать через нос.

Пищеварительная система у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развита. Вследствие слабости мышечной оболочки двигательная деятельность кишечника мала и легко расстраивается. Нужно укреплять гладкие мышечные волокна кишечника, способствовать правильному его функционированию.

Кожа охраняет внутренние органы и ткани от проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. Кожа у детей нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).

Нервная система к моменту рождения ребенка еще недостаточно готова к выполнению своих многочисленных функций. Более развита вегетативная нервная система. Детям свойственны недостаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения, малая подвижность их, преобладает возбуждения над торможением. В связи с этим в дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию нервных процессов, развитию активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств.

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, МЕХАНИЗМ ЗАКАЛИВАНИЯ

 

В детском саду проводятся специальные закаливающий процедуры: водные (обтирание, обливание, душ, купание), воздушные, солнечные ванны.

Обтирание способствует притоку крови к подкожным кровеносным сосудам.

Обливание стоп, голеней холодной водой является эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Это обусловлено тем, что существует рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов стоп, голеней и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. При обливании ног повышается тонус сосудистой системы, увеличиваются частота пульса, легочная вентиляция и газообмен, но только в том случае, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов.

Купание – сильнодействующая водная процедура. Поэтому перед купанием нужно проделать физические упражнения. Во время купания нужно следить за дозировкой и не допускать появления у детей озноба.

Воздушные ванны улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов. У детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания; организм закаляется, вырабатывается выносливость.

Солнечные ванны благотворно влияют на организм. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, обладающие бактерицидным действием (улучшающим деятельность нервной систему, ослабляющим явления рахита), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Чтобы дети не перегревались, упражнения подбирают умеренной интенсивности (игры с мячом, бадминтон).

 

3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАКАЛИВАНИЯ

 

Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления, необходимо учитывать определенные принципы при организации и проведении закаливания.

  1. Систематичность закаливания. В ее основе лежат условно-рефлекторный характер ответных сосудистых реакций. Повторные и регулярные закаливающие воздействия приводят к образованию стойких рефлексов, при их прекращении условные реакции угасают. У детей дошкольного возраста они исчезают очень быстро, через 5-7 дней. А перерывы более 10 дней снимают полностью эффект закаливания.
  2. Постепенное увеличение силы воздействия. Тренировка приспособительных механизмов происходит в тех случаях, когда перед организмом становится новая задача.
  3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Терморегуляционные механизмы имеют свои особенности в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных возможностей и уровня закаленности ребенка. Положительный эффект закаливания может быть получен только в случае, если на фоне общих приемов, разработанных для возрастных групп, будет осуществляться принцип индивидуализации в отношении ослабленных, часто болеющих, имеющих хронические заболевания, здоровых, но не закаленных детей.
  4. Проведение закаливания на фоне оптимального теплового состояния ребенка. Известно, что эффект тренировки функций терморегуляции может быть достигнут при периодических воздействиях раздражающего агента, а длительное напряжение функции приводит к ее истощению.
  5. Закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка, так как при этом легче и быстрее формируются условные связи. В случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует перенести или заменить другой.
  6. Эффект устойчивости к холоду проявляется на тех участках, которые подвергались его воздействию. Закаливание стоп не вызывает устойчивости к охлаждению туловища, и наоборот. Поэтому закаливающие воздействия необходимо комбинировать и адресовать попеременно разным участкам тела, чередуя общие и местные, направленные на более чувствительные области (стопу, носоглотку).
  7. Формирование устойчивости носит специфический характер, т.е. она вырабатывается именно на конкретный фактор или сочетание агентов, воздействию которых подвергался организм. Это значит, что воздействия нужно видоизменять по силе – слабые, средние, сильные, по продолжительности – быстрые, средние, замедленные, по характеру применения – только холодовая нагрузка или в сочетании с физическими нагрузками.
  8. После выраженных физических, эмоционально-психических нагрузок необходимо уменьшить степень охлаждающего воздействия.

         При отступлении от перечисленных условий и правил в лучшем случае ожидаемого результата не будет, в худшем – может быть спровоцировано заболевание.

 

 

4 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

 

Закаливание предполагает не только закаливающие процедуры, а целый комплекс мероприятий, осуществляемый в повседневной жизни. Это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание помещений, поддержание температуры воздуха в пределах нормы. Сюда входит и одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт. Легкое платье с короткими рукавами и носки как постоянная одежда допустимы при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов. При более низких температурах (18-22) дети младшего дошкольного возраста должны быть в колготах, старшего – в гольфах.

Закаливающий эффект дают ежедневные водные процедуры, если дети приучены по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше принимать душ.

Специальные формы закаливания водой начинаются с последующим переходом к общим (обливание, душ, купание). Начальная температура воды должна быть близкой к температуре кожи тех участков тела, которые подвергаются ее воздействию.

Из местных водных процедур наиболее распространено обливание ног. Для этого ковшом или лейкой льется вода в течение 15-20 с на нижнюю половину голени и стопы. Начальную температуру воды 30 градусов постепенно снижают через 1-2 дня на 2 градуса и доводят до 16-14. на эту процедуру расходуется около Ѕ – 1/3 литра воды.

Широко применяется контрастное обливание стоп. Попеременное воздействие холодной и теплой воды приводит к более быстрым реакциям нервной системы. Варианты сочетания теплой и холодной воды разнообразны.

Обливание стоп лучше проводить после дневного сна. По окончании обливания ноги насухо вытирать.

Для тренировки к длительным влияниям охлаждения закаленным детям рекомендуется после обливания ноги не вытирать, а дать им высохнуть.

Для закаливания стоп можно использовать комбинированное воздействие: хождение босиком, водная гигиеническая, а затем закаливающая процедура; начинать ходить босиком рекомендуется при температуре пола не ниже 18 градусов. Сначала дети ходят в носках (3-5 дней), а потом без них. В первые 5-7 дней ходить босиком следует не больше 3-4 минут. Затем продолжительность удлинять на 1 минуту в день и доводить до 20 минут.

Для закаливания носоглотки, предупреждения разрастания миндалин и возникновения ангин рекомендуется полоскание рта и горла. Эта гигиеническая процедура проводится утром и вечером, когда дети чистят зубы, и после каждого приема пищи. Закаливающий эффект достигается в том случае, если начальную температуру воды 36-37 градусов постепенно доводить до 8-10.

Солнечные ванны рекомендуется проводить во время прогулок до 11 часов в группе детей раннего возраста. Пребывание под прямым воздействие солнечных лучей должно быть согласовано с указаниями врача и строго контролироваться педагогом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто. Потому что закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания. А также закаливание оказывает оздоровляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, увеличивает жизненную емкость легких, мышечную силу, нормализует артериальное давление и другое.

Закаливание надо производить, используя все доступные мероприятия в комплексе. Важно для достижения эффекта закаливания, чтобы один и тот же прием повторялся не один раз. Закаливание следует усиливать постепенно. Закаливание обязательно следует производить с учетом индивидуальных особенностей личности и здоровья. И, самое главное, закаливание должно носить постоянный характер. Научно доказано, что если закаливание проводилось в течение 2-3 месяцев и затем было прекращено, то закаленность организма исчезает уже через месяц! Поэтому при длительных перерывах в закаливающих процедурах, закаливание начинают снова с исходных температур.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет., сост. В.И. Теленчи. – Москва: Просвещение, 1987 г.
  2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, Москва, 1985 г.
  3. Смирнова Е.Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольном учреждении., Москва, 1995 г.
  4. Терехова Н.Т., Багина Т.А. Режим дня., Москва, 1987 г.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях., Москва, 1984 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivani_1.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  для педагогов и родителей:

«Закаливание – одна из задач оздоровления дошкольников»

Шубина Е.А.


ВЕДЕНИЕ

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды – основная задача педагогов в детских учреждениях. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.

Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат – снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.


1 ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ

Определяя задачи физического воспитания, следует учесть, что дошкольный возраст характеризуется быстрым ростом и развитием, но органы и системы работают еще несовершенно, слабо развиты защитные функции организма. Дети более подвержены неблагоприятным влияниям внешней среды, у них легко возникают различные заболевания. Поэтому главной задачей физического воспитания детей этого возраста является охрана и укрепление организма.

Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.

Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях; многие кости защищают от ударов и повреждений спинной и головной мозг, а также внутренние органы. Правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов обеспечивает нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем. При искривлениях позвоночника, сутуловатости, плоскостопии нарушаются условия работы важных органов, что может привести в дальнейшем к их заболеванию. У детей косная система относительно слаба, так как содержит значительное количество хрящевой ткани; суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых. В связи с этим возникает необходимость помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению сухожилий связочно-суставного аппарата. Кроме того, следует способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и массы тела.

Мышечная система закрепляет отдельные части тела в определенном положении и изменяет это положение, т.е. производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию – защищает от ударов, повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.

Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22% массы тела. Особенно слабы у новорожденных мышцы рук и ног: они сокращаются медленно и долго не расслабляются.

В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица; мышцы и связки всех внутренних органов и др.). Особое внимание следует обращать на укрепление слабо развитых групп мышц-разгибателей.

Сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейся деятельности. Пульс у маленьких детей частый – 140-160 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 7 годам доходит до 95-85 ударов в минуту. Учитывая эти особенности, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усиление притока крови к сердцу и улучшению ритмичности его сокращений, развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке.

Дыхательная система. Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких очень нежны. Подвижность грудной клетки ограничена. Горизонтальное положение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливают частое неглубокое дыхание (у детей грудного возраста 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам 24-22). Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Кроме того, следует научить детей дышать через нос.

Пищеварительная система у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развита. Вследствие слабости мышечной оболочки двигательная деятельность кишечника мала и легко расстраивается. Нужно укреплять гладкие мышечные волокна кишечника, способствовать правильному его функционированию.

Кожа охраняет внутренние органы и ткани от проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. Кожа у детей нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).

Нервная система к моменту рождения ребенка еще недостаточно готова к выполнению своих многочисленных функций. Более развита вегетативная нервная система. Детям свойственны недостаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения, малая подвижность их, преобладает возбуждения над торможением. В связи с этим в дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию нервных процессов, развитию активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств.


2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, МЕХАНИЗМ ЗАКАЛИВАНИЯ

В детском саду проводятся специальные закаливающий процедуры: водные (обтирание, обливание, душ, купание), воздушные, солнечные ванны.

Обтирание способствует притоку крови к подкожным кровеносным сосудам.

Обливание стоп, голеней холодной водой является эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Это обусловлено тем, что существует рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов стоп, голеней и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. При обливании ног повышается тонус сосудистой системы, увеличиваются частота пульса, легочная вентиляция и газообмен, но только в том случае, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов.

Купание – сильнодействующая водная процедура. Поэтому перед купанием нужно проделать физические упражнения. Во время купания нужно следить за дозировкой и не допускать появления у детей озноба.

Воздушные ванны улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов. У детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания; организм закаляется, вырабатывается выносливость.

Солнечные ванны благотворно влияют на организм. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, обладающие бактерицидным действием (улучшающим деятельность нервной систему, ослабляющим явления рахита), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Чтобы дети не перегревались, упражнения подбирают умеренной интенсивности (игры с мячом, бадминтон).

3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАКАЛИВАНИЯ

Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления, необходимо учитывать определенные принципы при организации и проведении закаливания.

  1. Систематичность закаливания. В ее основе лежат условно-рефлекторный характер ответных сосудистых реакций. Повторные и регулярные закаливающие воздействия приводят к образованию стойких рефлексов, при их прекращении условные реакции угасают. У детей дошкольного возраста они исчезают очень быстро, через 5-7 дней. А перерывы более 10 дней снимают полностью эффект закаливания.
  2. Постепенное увеличение силы воздействия. Тренировка приспособительных механизмов происходит в тех случаях, когда перед организмом становится новая задача.
  3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Терморегуляционные механизмы имеют свои особенности в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных возможностей и уровня закаленности ребенка. Положительный эффект закаливания может быть получен только в случае, если на фоне общих приемов, разработанных для возрастных групп, будет осуществляться принцип индивидуализации в отношении ослабленных, часто болеющих, имеющих хронические заболевания, здоровых, но не закаленных детей.
  4. Проведение закаливания на фоне оптимального теплового состояния ребенка. Известно, что эффект тренировки функций терморегуляции может быть достигнут при периодических воздействиях раздражающего агента, а длительное напряжение функции приводит к ее истощению.
  5. Закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка, так как при этом легче и быстрее формируются условные связи. В случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует перенести или заменить другой.
  6. Эффект устойчивости к холоду проявляется на тех участках, которые подвергались его воздействию. Закаливание стоп не вызывает устойчивости к охлаждению туловища, и наоборот. Поэтому закаливающие воздействия необходимо комбинировать и адресовать попеременно разным участкам тела, чередуя общие и местные, направленные на более чувствительные области (стопу, носоглотку).
  7. Формирование устойчивости носит специфический характер, т.е. она вырабатывается именно на конкретный фактор или сочетание агентов, воздействию которых подвергался организм. Это значит, что воздействия нужно видоизменять по силе – слабые, средние, сильные, по продолжительности – быстрые, средние, замедленные, по характеру применения – только холодовая нагрузка или в сочетании с физическими нагрузками.
  8. После выраженных физических, эмоционально-психических нагрузок необходимо уменьшить степень охлаждающего воздействия.

        При отступлении от перечисленных условий и правил в лучшем случае ожидаемого результата не будет, в худшем – может быть спровоцировано заболевание.


4 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Закаливание предполагает не только закаливающие процедуры, а целый комплекс мероприятий, осуществляемый в повседневной жизни. Это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание помещений, поддержание температуры воздуха в пределах нормы. Сюда входит и одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт. Легкое платье с короткими рукавами и носки как постоянная одежда допустимы при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов. При более низких температурах (18-22) дети младшего дошкольного возраста должны быть в колготах, старшего – в гольфах.

Закаливающий эффект дают ежедневные водные процедуры, если дети приучены по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше принимать душ.

Специальные формы закаливания водой начинаются с последующим переходом к общим (обливание, душ, купание). Начальная температура воды должна быть близкой к температуре кожи тех участков тела, которые подвергаются ее воздействию.

Из местных водных процедур наиболее распространено обливание ног. Для этого ковшом или лейкой льется вода в течение 15-20 с на нижнюю половину голени и стопы. Начальную температуру воды 30 градусов постепенно снижают через 1-2 дня на 2 градуса и доводят до 16-14. на эту процедуру расходуется около Ѕ – 1/3 литра воды.

Широко применяется контрастное обливание стоп. Попеременное воздействие холодной и теплой воды приводит к более быстрым реакциям нервной системы. Варианты сочетания теплой и холодной воды разнообразны.

Обливание стоп лучше проводить после дневного сна. По окончании обливания ноги насухо вытирать.

Для тренировки к длительным влияниям охлаждения закаленным детям рекомендуется после обливания ноги не вытирать, а дать им высохнуть.

Для закаливания стоп можно использовать комбинированное воздействие: хождение босиком, водная гигиеническая, а затем закаливающая процедура; начинать ходить босиком рекомендуется при температуре пола не ниже 18 градусов. Сначала дети ходят в носках (3-5 дней), а потом без них. В первые 5-7 дней ходить босиком следует не больше 3-4 минут. Затем продолжительность удлинять на 1 минуту в день и доводить до 20 минут.

Для закаливания носоглотки, предупреждения разрастания миндалин и возникновения ангин рекомендуется полоскание рта и горла. Эта гигиеническая процедура проводится утром и вечером, когда дети чистят зубы, и после каждого приема пищи. Закаливающий эффект достигается в том случае, если начальную температуру воды 36-37 градусов постепенно доводить до 8-10.

Солнечные ванны рекомендуется проводить во время прогулок до 11 часов в группе детей раннего возраста. Пребывание под прямым воздействие солнечных лучей должно быть согласовано с указаниями врача и строго контролироваться педагогом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто. Потому что закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания. А также закаливание оказывает оздоровляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, увеличивает жизненную емкость легких, мышечную силу, нормализует артериальное давление и другое.

Закаливание надо производить, используя все доступные мероприятия в комплексе. Важно для достижения эффекта закаливания, чтобы один и тот же прием повторялся не один раз. Закаливание следует усиливать постепенно. Закаливание обязательно следует производить с учетом индивидуальных особенностей личности и здоровья. И, самое главное, закаливание должно носить постоянный характер. Научно доказано, что если закаливание проводилось в течение 2-3 месяцев и затем было прекращено, то закаленность организма исчезает уже через месяц! Поэтому при длительных перерывах в закаливающих процедурах, закаливание начинают снова с исходных температур.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет., сост. В.И. Теленчи. – Москва: Просвещение, 1987 г.
  2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, Москва, 1985 г.
  3. Смирнова Е.Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольном учреждении., Москва, 1995 г.
  4. Терехова Н.Т., Багина Т.А. Режим дня., Москва, 1987 г.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях., Москва, 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прогулка как одно из условий оздоровления дошкольников

В сообщении из опыта работы  на семинаре-практикуме «Создание условий для оздоровления детей дошкольного возраста» говорится о разнообразии двигательной активности детей на прогулке. Пл...

презентация к сообщению "Прогулка как одно из условий оздоровления дошкольников"

В презентации "Прогулка как одно из условий оздоровления дошкольников" собран фотоматериал по двигательной активности детей во время прогулки на участке детского сада и за его пределами во время экску...

Консультация для педагогов и родителей. "Закаливание детей дошкольного возраста".

Закаливание – одно из действенных средств воспитания детей здоровыми , стойкими, активными....

Школа здоровья Консультация для педагогов и родителей "Закаливание и профилактика ОРВИ"

Школа здоровья Консультация для педагогов и родителей "Закаливание и профилактика ОРВИ"...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников"...

Консультация для педагогов «Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Консультация для педагогов«Театрализованная игра,как одно из средств ознакомления дошкольниковс окружающим миром»...