ЗОЖ в семье и детском саду – важный компонент формирования гармоничной личности дошкольника.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Евгения Николаевна Тищенко

данная статья будет полезна для воспитателей ДОУ всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_v_seme_i_dou.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад №18»

ЗОЖ в семье и детском саду – важный компонент формирования гармоничной личности дошкольника.

Подготовила:

 Тищенко Е.Н., воспитатель

Камень – на – Оби

2020г.

Совместная работа ДОУ и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества. Цель взаимодействия ДОУ и семьи -  это создание единого образовательного  и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения.

Всестороннее  и гармоническое развитие детской личности требует единства согласованности всей системы воспитательно – образовательных воздействий взрослых и ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно – положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие и воспитание привычки здорового образа жизни ребенка.

Здоровый образ жизни – поведение человека. Направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне и отдыхе), способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.

Здоровый образ жизни должен включать:

 - настрой на здоровый образ жизни;

 - достаточную двигательную активность;

 - умение регулировать свое психическое состояние;

 -  правильное питание;

 -  четкий режим жизни;

 - выполнение гигиенических требований;

 - умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве,  с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.

Важным условием для реализации педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровье сберегающего пространства, как на территории учреждения (посадка деревьев и кустарников в целях защиты от шума и загрязнений. При этом партерную посадку растений планируют таким образом, чтобы растения не затрудняли проветриваемость игровых площадок. На территории высаживают и растения, выделяющие природные фитонциды; черемуху, можжевельник, тую, сосну, ель). Так  и в помещениях детского сада (регулярное проветривание, кварцевание помещений, закаливание водой и воздухом, полоскание рта,  хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам. Точечный массаж стоп выполняется при хождении по мешочкам, наполненными фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины, гальке).

Формирование представлений ЗОЖ способствует создание предметно – развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы,  на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно – гигиенических  и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна. Составной частью здоровье сберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей. Досуговые и оздоровительные мероприятия, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья. Во время открытого Дня здоровья родители могут познакомиться с работой педагогического коллектива в данном направлении. В эти дни все желающие имеют возможность посетить занятия, понаблюдать за организацией игровой деятельности, принять участие в совместной деятельности детей и взрослых, получить консультации педиатра, психолога и других специалистов детского  сада, принять участие в конкурсе рисунков, понаблюдать за своими детьми во время праздника, поучаствовать в хореографическом кружке. Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение  специальных практических занятий для родителей: «Играем вместе с ребенком«, «Читаем детям о здоровье», « Наблюдения и опыты с целью формированию представлений о здоровом образе жизни». В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи – наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду. Очень велико значение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

I. Традиционные формы воздействия:

 коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные.

1. Коллективные:

а) родительские собрания

б) Конференции

в) Круглые столы.

2.Индивидуальные:

а)Педагогическиебеседы с родителями;

б) Тематическиеконсультации.

3. Наглядно – информационные:

а) Записи на магнитофон бесед с детьми;

б) Видеофрагменты организации различных видов деятельности;

в) Фотографии;

г) Выставки детских работ;

д) Стенды, ширмы, папки – передвижки.

II. Нетрадиционные формы воздействия ДОУ и семьи:

 познавательные, информационно – аналитические, досуговые.

 1.Познавательные;

а) Семинары – практикумы;

б) Родительские клубы;

в) Педагогические гостиные;

г) Родительские собрания.

2. Информационно – аналитические:

а) Анкетирование;

б) Социологические опросы;

в) Почтовый ящик.

3.  Досуговые:

а) Совместные досуги;

б) Праздники;

в) Участие в выставках, конкурсах, экскурсия.

4. Наглядно – информационные:

а) Дни открытых дверей;

б) Родительские уголки;

в) Фотовыставки;

г) Копилка добрых дел.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности

       На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач. Что же такое творческая лич...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...

"Использование театральной деятельности с семьями воспитанников детского сада как средство формирования иворческой личности ребёнка"

Ребенок-зеркало семьи,как в капле воды отражается солнце,так в детях отражается нравственнаякрасота матери и отца. (В.Сухомлинский)Введите в мир театра малыша,и он узнает, как сказка хороша,проникнетс...

Детская йога как способ формирования гармоничной личности

Детская йога как способ формирования гармоничной личности....