Игры,направленные на приобщение детей к физической культуре и спорту
статья

Пономарева Ольга Вячеславовна

 

Предлагаю вниманию изучение проблемы восприятия дошкольниками игры как развития физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra_ponomareva_ov_doc.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

      Игры,направленные на приобщение детей к физической культуре и спорту.

Пономарева ОВ.,инструктор по физическому воспитанию ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Проблема спортивного воспитания детей дошкольного возраста многие десятилетия оставалась без должного внимания, поэтому в настоящее время она очень актуальна. Сегодня никого не нужно убеждать, что дети среднего и старшего дошкольного возраста по своему физическому и психическому развитию подготовлены к восприятию целей, задач, средств и методов спортивного воспитания.

            В рамках педагогической деятельности, связанной со спортом, можно выделить две его составляющие:

-  воспитание позитивного отношения к спорту   (приобщение к спорту);

-  воспитание посредством спорта (использование спорта в воспитательных целях).

           

Исходя из этих задач, мы определи следующие  основные направления в работе:

1. Помогать детям ориентироваться в спортивной жизни, в мире спортивных явлений. Приобщать детей к занятиям спортом, вовлекая их в спортивные секции;

2. Воспитывать у детей нравственные качества посредством спорта;

3. Воспитывать стремление совершенствовать свои физические качества (силу, ловкость, выносливость и т.д.)

4. Прививать ребёнку любовь к спортивным играм, постараться сделать так, чтобы спортивные игры вошли в жизнь ребёнка и стали методом достижения эффекта здорового отдыха – развлечения, организации интересного эмоционально настроенного  досуга в последующей жизни.

       На занятиях и в досуговой деятельности целесообразно знакомить детей на доступном для них уровне с информацией на следующие темы:

- история олимпийского движения;

- о видах спорта (иллюстрации, изображающие различные виды спорта, стенды «Назови виды спорта»);

- достижения и успехи Москвы, России в спорте (если в мире проходят крупные спортивные соревнования, такие как, чемпионаты мира и Европы или Олимпийские игры, предлагаем детям посмотреть соревнования по телевизору или расспросить у родителей об успехах наших спортсменов);

- беседы о выдающихся спортсменах

     (советы знаменитых спортсменов начинающим);

- показ иллюстраций, фотографий, слайдов о спорте и спортсменах;

- КВН и викторины на темы спорта.

Проводим с родителями беседы о необходимости посещения спортивных секций. Наблюдая детей на физкультурных занятиях, даю рекомендации, в какую секцию лучше записать ребёнка.

       В группах вывешиваем рекламные плакаты, телефоны  спортивных школ и секций.

         Детям, которые уже занимаются в спортивных секциях, предлагаем рассказать товарищам о занятиях, об успехах на соревнованиях, принести фотографии, которые помещаются на стенды «Наши воспитанники в спортивных секциях».  

          Очень важная роль в деле воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту принадлежит  спортивным играм.

Спортивные игры относятся к сложным  играм большой подвижности с бегом, прыжками, метаниями и формированием всех основных качеств. Широкое распространение спортивных игр обусловлено их доступностью, относительной простотой содержания и организации, а так же силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.

         Подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Детям данного возраста надо предоставить возможность проявить свои способности, умения, разнообразно использовать свой двигательный опыт. При этом очень важно, чтобы ребёнок самостоятельно находил решения, проявлял инициативу, творчество, чувствовал себя свободным. Таким образом, спортивные игры, позволяя дошкольникам проявлять самостоятельность, активность, формирует у них положительное отношение к спорту.

Обучение элементам спортивных игр предусмотрено всеми современными программами для детских дошкольных учреждений («От рождения до школы», «Истоки», «Радуга», «Детство»).

 Значение обучения элементам спортивных игр состоит в том, что спортивные игры способствуют:

- совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной);

- улучшению физического развития, физической подготовленности детей;

- воспитанию положительных морально-волевых черт характера;

- созданию благоприятных условий для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи;

- развитию инициативы, организаторских способностей, дисциплинированности (соблюдение правил игры);

- формированию интереса к физической культуре,

   потребности к самостоятельным занятиям;

- удовлетворению биологической потребности в движениях;

- воспитанию любви к спорту.

Обучение элементам спортивных игр невозможно без соответствующей материальной базы. В нашем саду такая база имеется для обучения элементам следующих спортивных игр:

                                  Бадминтон

       

                Основные элементы бадминтона:

- отбивание волана ракеткой сверху-вниз;

- направление волана в заданную зону;

- передача волана в парах ударами сверху и снизу;

- игра с воспитателем и друг с другом через сетку.                   

                      Баскетбол

- передача мяча двумя руками снизу, из-за головы, от груди, одной рукой от плеча;

- ведение мяча правой и левой рукой стоя на месте и в движении;

- ведение мяча по кругу, в заданном направлении, обводка предметов;

- броски мяча в кольцо двумя руками от груди, одной от плеча;

- игра по упрощённым правилам.

                                             Футбол

- ведение мяча по прямой, по кругу с обводкой предметов;

- удары по мячу;

- передача мяча друг другу;

- попадание мячом в предмет, в ворота с 3-4м;

- остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой;

- подбивание мяча бедром, стопой;

- игра по упрощённым правилам.

                                           

                                            Хоккей.

- ведение шайбы в разных направлениях;

- передача шайбы друг другу;

-  остановка шайбы клюшкой;

- обводка предметов;

- забивание в ворота с 2-3 м;

- игра по упрощённым правилам.      

                                           Лыжи.

- перенос и надевание лыж;

- подготовительные упражнения на лыжах

   (управление лыжами на месте, приставные шаги стоя в шеренге, приседания на лыжах, повороты на месте, направо, налево, невысокие подпрыгивания и т.д.);

- ходьба на лыжах переменным шагом, поочерёдно скользя на левой и правой ноге;

- прохождение определённой дистанции за меньшее число шагов;

- выполняют 3-4 быстрых шага и скользят на двух лыжах на полусогнутых ногах как можно дольше;

- подниматься на невысокую горку лесенкой, ёлочкой;

- спускаться с горы в низкой и высокой стойке;

- выполнять торможение.

                                 Санки. Ледянки.

Скатываясь с горы выполнять разнообразные игровые задания:

-поднимать во время спуска заранее положенный предмет,

- проезжать в воротца,

- попадать снежком в цель;

- участвовать в играх-эстафетах с санками.

   

На занятиях с детьми, посвящённых спортивным играм, целесообразно рассказывать детям об истории возникновения той или иной игры.

                           Заключение:

   

В исходном пункте спортивного воспитания дошкольников важно:

-  пробудить у них интерес к спорту;

- желание побольше узнать о нём;

- попробовать себя в спортивных играх и  соревнованиях;

- вызвать у детей стремление стать более сильными, ловкими, меткими и т.д. для того, чтобы успешно участвовать в этих играх, т.е.   пробудить мотивацию к спорту.

               

      Необходимо активнее вовлекать родителей в процесс спортивного воспитания.

     

 Опытом взаимодействия с родителями в области приобщения детей к спорту  поделятся воспитатели подготовительной группы.    

Если детский сад вместе семьей сможет привить ребёнку любовь к спорту, то в дальнейшем это станет нормой его жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в приобщении детей к физической культуре и спорту

Педагоги знают, как трудно вовлечь пап в процесс обучения и воспитания детей, а организовать различные спортивные мероприятия с их участием - это целое дело. Чтобы "расшевелить" родителей, выступала н...

Приобщение дошкольников к физической культуре и спорту через обучение формулировать вопросы.

Как приобщить дошкольника к физкультуре и спорту с помощью технологии ОТСМ-Триз...

Консультация для родителей «Роль отца в приобщении детей к физической культуре и спорту».

Консультация для родителей«Роль отца в приобщении детей к физической культуре и спорту».  Родители часто не понимают, кто должен заниматься физическим воспитанием ребёнка в семье...

Мастер-класс для педагогов «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любо...

Обобщение опыта работы «Приобщение дошкольника к физической культуре и спорту через знакомство со спортивными секциями для детей»

Забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Занятия физкультурой и спортом помогают в оздоровлении человека. Чтобы повысить количество взрослого населения систематически зан...

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.Э...