РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ, ПЕСЕННЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ дополнение
картотека (подготовительная группа)

Прокопова Гульнара Рашитовна

Русские народные игры с описанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx205.49 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные подвижные, песенные и хороводные игры.

Считалочки.

  • Шёл баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто её возьмёт.

Тот и вон пойдёт!

  • Ра, два, три, четыпе, пять,

          Выбегали-тко играть,

          Встали в круг и ну считать,

         

          На водилку выбирать.

          Стал им Спиря-Спиридон,

          Выходи-ка от нас вон!

  • Шалуны-балуны,

          Выбегайте во дворы.

          Становитесь-ко играть,

          Воеводу выбирать.

          Воевода – из народа,

          Выходи из хоровода.

          А ты, добрый молодец,

          Становись в самый конец!

  1. Игра с предметом «Огородник».

Вокруг пенька или колоды чертят круг – «огород», в центре складывают «репу» - шапки, пояса, венки и т.д. или различные настоящие овощи. Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится на пенёк стеречь «репу» и при этом поёт:

На пенёчке я сижу,

Мелки колышки тешу.

Огород горожу,

Белу репоньку сажу!

После чего все стараются быстро забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы».

  1. Игра с предметом «Огород».

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редиской и т.д. и становится в круг. Один из участников игры – «огородник» - выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник!

- За чем пришёл?

- За репой!

После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

Посерёдке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдёт,

Всяк за вихор возьмёт!

«Огородник» должен отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если он угадал, ловит «репу» и треплет её за вихор.

Импровизация текста в заданных обстоятельствах:

- Это ты, репа?

- Нет, я сладкий перец!

- Ну, значит это ты репа!

- Разве ты не видишь? Я красный, спелый помидор!

3. Подвижная игра «Редька».

Считалкой выбирается «Бабка Акулина». Группа ребят (3-4чел.) подходит к «Бабке» и просит:

- Бабка Акулина, дай редьки, пожалуйста.

- А зачем вам редька?

- У нас дедушка заболел, редечки просит, умрёт, жалко.

- Ладно, берите редьку.

Выбирается «Редька». Все участники игры, взявшись за руки, ходят вокруг «Редьки» и поют:

Уж ты редька, моя редька,

Родись хороша.

Редьку черви точили,

Бабку детки волочили.

Затем весь круг перестраивается в цепочку. Все пытаются вытянуть редьку с грядки со словами:

Уж мы тянем, тянем редьку,

Сидит редька очень крепко.

Ещё тянем, потянем

Скандируют:

Вытянули редьку!

Вариант диалога:

- Дедка, а дедка, дай редьку!

- А зачем вам редька?

- У нас бабушка заболела, редечки просит.

- Не дам бабке, она такая вредная, сварливая.

- А мы редечку сделаем с мёдом, накормим бабушку. Она вылечится и станет добренькой.

- Ну ладно, берите.

4. Игра с предметом «Колечина» (Красноярский край). Разучиваем.

Все игроки встают в круг, каждый по очереди пытается как можно дольше удерживать палку на ладони вытянутой вперёд руки:

                           Колечина, малечина,

                           Сколько часов до вечера?

                           1,2,3,4,5,

                           Начинаем мы считать:

                           1, 2, 3, и т.д.

Колечина

5. Игра с предметом «Рыбак и рыбка».

Игроки становятся в круг. Ведущий садится на корточки и начинает крутить скакалку по кругу. Цель игроков - прыгать и крутиться так, чтобы не попасться «на удочку». Кто запнулся, тот выходит из игры или становится ведущим.

6. Подвижная игра «Кумок – уголок».

Играющие выбирают «купца» и становятся в круг по два человека, один из которых «кумок», другой «уголок». «Купец» ходит по кругу, выбирает «уголок» и начинает торг с кумом:

Купец: «Кумок, кумок, продай уголок!»

Кум: «Сколько дашь?»

Купец: «Один рубль!»

Кум: «Мало!»

Купец: «Могу предложить мыло, шило, да сало!»

Как только игроки срядились, «кумок» бежит в одну сторону, покупатель - в другую. Кто быстрее обежит круг и займёт место рядом с «уголком», тот и «кумок», кто останется без места – «купец»

7. Подвижная игра «Кот и мыши».

Дети изображающие мышей становятся в ряд, а выбранный по считалке кот напротив. Мыши скачут и поют:

                                                  Три-та-та, три-та-та,

Не боимся мы кота.

                                                  Мы кота воркота

Завернем за ворота.

Кот увидев, что мыши разошлись, делает прыжок. Мыши все замирают на месте. Те мыши, до которых кот дотронется руками не сходя с места, выбывает из игры.

8. Подвижная игра «Пирог».

Ребята делятся га две партии и становятся друг против друга, между ними садится участник изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высокинький,

       Эх, да экий он широкинький,

       Эх, да экий он мягошинький,

         На столе пирог сладёшенький.

                                             Режь да ешь! (говорком)

Во время пения при словах «высокинький» - подымают руки вверх, «широкинький» - разводят руками, «сладёшенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «режь да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой партии, кто первый его коснется, уводит в свою партию, неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает партия, забравшая больше «пирогов».

9. Подвижная игра «Прянишна доска».

Дети садятся на лавку, выбранный по считалке водящий ходит перед ними и напевает:

Прянишна доска

    Из елового пенька,

    Из елового пенька,

       Сбрось-ка паренька!

Тут же ударяет одного из сидящих по колену, и они бегут вокруг лавки. Выигрывает тот, кто раньше успеет добежать и сесть на свободное место, оставшийся будет водить.

10. Игра «Редечка Ивановна» 

Для игры выбираются «бабка» и 2-3 «мужика». Остальные играющие садятся на землю друг за другом цепочкой, крепко обхватывают обеими руками впереди сидящего игрока. Самая первая сидит «бабка». Подходят «мужики» и ведут диалог с «бабкой»:

-Редечка Ивановна, Бабушка Степановна, хрен поспел?

- Поспел!

-Давайте дёргать его!

«Мужики» начинают «дёргать хрен», берут за руки впереди сидящую «Бабку» и стараются выдернуть её из цепочки, затем следующего игрока и т.д., пока не выдернут всех сидящих.

11. Подвижная игра «Растяпа» 

Ведущий по считалке выбирает водящего – «Растяпу». Каждый участник игры, кроме «Растяпы», выбирает себе пару. Пары образуют два круга – внутренний и внешний. Ведущий располагается в центре внутреннего круга вместе с гармонистом. Внутренний круг пляшет под гармонь и ходит вокруг гармониста. Как только наигрыш обрывается, танцующие должны мгновенно сориентироваться и найти себе пару из ребят внешнего, статичного круга. Встать следует за внешний круг, т.е. за спину своего партнёра. Оставшийся без пары человек – «Растяпа». Он встаёт в центр внутреннего круга, и все участники игры скандируют:

Раз, два три – Растяпа ты!

  Игра продолжается далее, только теперь внешний круг становится внутренним.

12. Святочная игра «Дударь»

Водящий – Дударь – находится в центре круга. Остальные участники, взявшись за руки, водят хоровод припевая:

Дударь

Дударь, Дударь,

Дударище,

Старый, старый,

Старичище.

Его во колоду[1],

Его во сырую,

Его во гнилую.

На последних словах  круг останавливается, и все игроки обращаются к водящему:

- Дударь, Дударь, что болит?

Дударь может назвать любую часть тела, например уши, нос, живот, и т.д. Дети берут друг друга за «больное место», и круг снова продолжает движение. Если Дударь на вопрос «Что болит?» отвечает: «Выздоровел я!», то обязательно должен указать на того, кто его сменит: «Ты Дударем будешь!»

13. Игровая песня «Здорово те, кума!» 

Выбирается «Кума», самая артистичная девочка.

Дети: Здорово те, кума!

Кума: Здорово деточки! (говорит приветливо)

Дети: Где твой воробей?

Кума: Болен лежит!

Дети: Чем же болен он?

Кума: Болят пяточки!

Здорово те, кума

Все: Сходи, кума, в огород,

Нарви травки мятки,

Попарь ему пятки.

 Кума: Парила, милые,

Парила, родимые.

Но пар его не берёт,

Пуще жару придаёт!

Все: Но пар его не берёт,

Пуще жару придаёт!

Дети: Здорово те, кума!

Кума: Здорово деточки! (говорит печально)

Дети: Где твой воробей?

Кума: Болен лежит!

Дети: Чем же болен он?

Кума: Болят плечики!

Все: Сходи, кума, в огород,

Нарви травки гречки,

Попарь ему плечки.

 Кума: Парила, милые,

Парила, родимые.

Но пар его не берёт,

Пуще жару придаёт!

Все: Но пар его не берёт,

Пуще жару придаёт!

Дети: Здорово те, кума!

Кума: Здорово деточки!

Дети: Где твой воробей? (несколько раздражённо)

Кума: Болен лежит!

Дети: Чем же болен он?

Кума: Болит животок!

Все: Сходи, кума, в огород,

Нарви травку репеёк,

Попарь ему животок!

Кума:  Парила, милые,

Парила, родимые.

Репеёк ему помог,

         От недуга уберёг!

Все: Репеёк ему помог,

         От недуга уберёг!

Воробей: Я теперь доволен, что совсем не болен!!

Составила Прокопова Г. Р.


[1] Колода – здесь в значении старый пень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русски народные хороводные игры с пением"

Картотека для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...

Русские народные хороводные игры для детей

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились из глубины веков и до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Благодаря своей образности русские народных хо...

Презентация "Русские народные хороводные игры"

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое.Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Постепенно ...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»...

Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников старший дошкольный возраст. Русские народные - хороводные игры

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.Играя, ребёнок познаёт о...