Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Красота в движении, здоровье с детства!»
методическая разработка

Денисова Валентина Даниловна

Детский сад, как первая ступень непрерывного образования, должен обеспечить охрану здоровья детей и стать «школой здорового стиля жизни». Воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, т.е. становления позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_programmu_denisova.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.

«Красота в движении, здоровье с детства!»

Воспитание в ребенке желание вести здоровый образ жизни — одна из основных задач. Еще Аристотель говорил: «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Полюбив с детства физкультуру и спорт,  в будущем человек никогда не пристрастится к алкоголю и наркотикам, а значит, будет хорошим семьянином, гражданином своего отечества. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, сохранения и укрепления их здоровья.

        Детский сад, как первая ступень непрерывного образования, должен обеспечить охрану здоровья детей и стать «школой здорового стиля жизни». Воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, т.е. становления позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.

        Сегодня важен новый взгляд на взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных реалий современной жизни и на основе новых положений законодательства в образовании. ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, среди которых обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

        В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет повысить его эффективность.

         С учетом всех этих условий, для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей была  разработана и апробирована парциальная  программа дошкольного образования по физкультурно - оздоровительной работе «Растем вместе» под руководством  к.п.н., доцентом  кафедры педагогики и психологии  ИПК и ППРО ОГПУ  Михеевой. Е.В..                 

Основой создания программы является сохранение здоровья детей в период пребывания в ДОУ, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

        Целью реализации программы является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей  дошкольного возраста, учет образовательной потребности, интересов и мотивов детей, членов их семей, и ориентация на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

        В нашем детском саду имеются необходимые условия для реализации программы «Растем вместе». Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное современное физкультурное оборудование.

        Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через  все режимные моменты в тесном сотрудничестве персонала детского сада. Выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Системное и комплексное применение в программе в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудио сопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий.

        В своей работе мы делаем акцент не на занятия спортивной направленности, а интегрировано решаем задачи здоровьесбережения в рамках всех образовательных областей. Для этого формируются подгруппы детей на основе скрининга состояния здоровья и типов физического развития и функционального состояния воспитанников.

        Решение оздоровительных задач, мною организовано через создание в группе положительной здоровьесберегающей среды. Грамотное зонирование в соответствии с ФГОС ДО позволило создать уголок «Движений», наполненный детскими тренажерами и пособиями для профилактики плоскостопия, уголок «Спортсмена» — со спортивным инвентарем, дидактическими играми – «Угадай вид спорта», «Кому что нужно», альбомы «Забочусь о своем здоровье», книги «Строение тела» и др.

        Важным, на мой взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Все перечисленные пособия и материалы позволяют реализовывать целевые ориентиры программы «Растем вместе».

        Воспитательно-образовательный процесс выстроен в систему физкультурных занятий, гимнастик, подвижных оздоравливающих игр, упражнений на релаксацию, познавательных занятий, содержит минутки здоровья, минутки психологической разгрузки. Помимо традиционных видов и форм включаются и нетрадиционные, такие как ритмическая гимнастика, оздоровительный бег, спартакиады, лечебная и адаптивная физическая культура.

        Нами успешно применяются самостоятельные средства оздоровления: солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ароматерапия, ингаляция, витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона,  использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников (рекомендуется родителям, по согласованию с врачом).

        Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, проведение игр и занятий на свежем воздухе,  режим питания, сон, прогулки и пр. в очередной раз доказывают оздоровительный эффект для ослабленного ребенка.

        Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями. Цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», « Твое настроение» и др. формируют осознанное восприятие у ребенка дошкольника значимость здорового образа жизни.

        Родители наших воспитанников не просто сторонние наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует (спортивно-оздоровительные праздники, городские семейные спортивные праздники и соревнования; выход на природу, экскурсии). Система практических занятий в родительских лекториях, с целью пропаганды ЗОЖ, успешно подводит к созданию условий семейных традиций для полноценного и своевременного развития ребенка, позволяет не упустить важнейший период в развитии его личности. Проводимая работа с родителями способствует тому, что они дополнительно развивают своих детей, записывая их в спортивные секции.  Результативность программы подтверждается снижением заболеваемости в детском саду и спортивными достижениями воспитанников прошлых лет. Многие выпускники в школе, являются активными участниками командных игр, участвуют в Лыжне России, легкоатлетических соревнованиях.

        В заключении следует отметить, реализуя на практике данную программу, у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.  Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, эти дети успешны , проявляют большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков.

        Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни .

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни -   Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Здоровье детям!»

laquo; Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их  духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитиепрочность знаний, вера в св...

План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста

Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...