Картотека игр по формированию здорового образа жизни
картотека

Юсупова Яна Александровна
  • "Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь." Гиппократ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_formirovaniyu_zdorovogo_obraza_zhizni.docx839.36 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Младшая группа:
  • Азбука здоровья
  • Вымоем куклу
  • Оденем куклу на прогулку
  • Поможем Мойдодыру
  • Запомни и покажи
  1. Средняя группа:
  • Мой день
  • Что такое хорошо, что такое плохо
  • Утро начинается…
  • Чудесный мешочек
  • Правила гигиены
  1. Старшая группа:
  • Умею-не умею
  • Подбери пару
  • Наши помощники-растения
  • Путешествие в страну здоровья
  • Полезная и вредная еда
  1. Подготовительная группа
  • Разложи картинку по порядку
  • На прогулке
  • Что где растет
  • Мы закаляемся
  • Угадай вид спорта

           МЛАДШАЯ ГРУППА

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры:

Играют от 1 до … человек.  Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

ВЫМОЕМ КУКЛУ

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры:

Играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры:

 Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть.

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Проводится в разные сезоны.

ПОМОЖЕМ МОЙДОДЫРУ

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены, картинки с грязным и чистым ребёнком, картинка Мойдодыра.

Ход игры:

Мойдодыр велел Пете чисто вымыться, а Петя не знает, что ему для этого нужно.  Воспитатель просит помочь Пете и выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

ЗАПОМНИ И ПОКАЖИ

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Ход игры:

Воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

                   

СРЕДНЯЯ ГРУППА

МОЙ ДЕНЬ

Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Материал: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Ход игры:

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры:

Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

УТРО НАЧИНАЕТСЯ…

Цель: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

Игровые правила: нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

Материал: картинки и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

 

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры:

Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры:

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

СТАРШАЯ ГРУППА

УМЕЮ-НЕ УМЕЮ

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Материал: мяч.

Ход игры:

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

ПОДБЕРИ ПАРУ

Цели: соотносить предметы на картинках, с действий; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Материал: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход игры:

Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

НАШИ ПОМОЩНИКИ-РАСТЕНИЯ

Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.  

Ход игры:

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Материал: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Ход игры:

Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1до3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике.  Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при кашле, высокой температуре. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.

ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ЕДА

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Материал: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Ход игры:

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны. Верное решение игровой задачи поощряется значком.  

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

РАЗЛОЖИ КАРТИНКУ ПО ПОРЯДКУ

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры:

Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

НА ПРОГУЛКЕ

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными

Материал: иллюстрации, 2 обруча

Ход игры:

Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

ЧТО ГДЕ РАСТЕТ

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал: мяч

Ход игры:

 Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т.д.

МЫ ЗАКАЛЯЕМСЯ

Цель: закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: карточки с изображением предметов, необходимые для закаливания (инвентарь).

Ход игры:

Дети по очереди берут карточки с изображением предметов для закаливания, и называют к какому виду закаливания он относится.

УГАДАЙ ВИД СПОРТА

Цель: закреплять знание детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни.

Материал: карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры:

Ведущий раздает детям по карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка-подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию здорового образа жизни

"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" В.А. Сухомлин...

Картотека игр по формированию здорового образа жизни.

Игры на формирование здорового образа жизни....

Картотека игр по формированию здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни в ДОУ...