Проект по формированию здорового образа жизни у детей 3 -4 лет "Водичка,водичка, умой моё личико"
проект (младшая группа)

Саломатина Алла Александровна

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zozh_tekst.docx51.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №18»
г.Курска

Проект по формированию

Здорового образа жизни у детей 3-4 лет

«Водичка ,водичка, умой моё личико»

Составила воспитатель:
Саломатина А.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.  Анализ ситуации.

2.  Актуальность и выявление проблемы.

3.  Цель, задачи педагогического проекта.

4.  Планируемые результаты.

5.  Система работы.

6.  Формы работы с детьми.

7.  Формы работы с родителями.

8.  Этапы реализации проекта.

9.  Схема реализации проекта.

10.  Перспективный план по формированию культурно-
      гигиенических навыков.

11. Взаимодействие с родителями .

12. Дальнейшее развитие проекта.

13. Условия, обеспечивающие достижения новых
     образовательных результатов.

14.  Выводы.

15. Список используемых источников.

1.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 % зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

2.АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Работая с детьми  3-4 лет, мы  заметили, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.   С первых  дней поступления ребенка в группу мы  начали работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.

Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.  Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали  ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому мы решили углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении мы решили  не менее важные  задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей,  физического, так и психического.

3.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей 3-4 лет

Задачи проекта:

Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

Формировать навыки  поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Воспитывать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:

Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.

Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)

Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)

Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

Правильно пользуются мылом, аккуратно моют  руки, лицо; насухо вытираются после умывания.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

5.СИСТЕМА РАБОТЫ

Тип проекта: долгосрочный,  игровой.

Сроки реализации проекта:  сентябрь  – март

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы  следующих образовательных технологий:  

здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);

личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

В ходе реализации  проекта используются такие методы и средства:

личный пример работников детского сада, родителей;

использование художественной литературы, фольклора;

схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

обеспечение чистоты среды;

соблюдение правил этикета;

психологическая культура взаимоотношений

6.ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Игровые ситуации;

Проблемные ситуации;

Дидактические игры и упражнения;

Беседа;

Чтение;

Познавательная деятельность;

Алгоритмы.

7.ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

Индивидуальные беседы;

Консультации , рекомендации;

Анкетирование, информирование.

8.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап. Аналитический: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

2 этап. Практический: выполнение  плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.

 9.СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – аналитический

Деятельность педагога

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Деятельность детей

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – практический

Деятельность педагога

Вводит в  игровую ситуацию  формулирует проблему:
Организует игры, беседы.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.

Деятельность детей

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

3 этап - заключительный

Деятельность педагога

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

Деятельность детей

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры .

10.Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

«Да здравствует мыло душистое»

Цель: Закреплять последовательность мытья рук (знакомство с алгоритмом умывания)

«Три золотых правила мытья рук»:

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

Цель: Разучить «Три золотых правила», расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.

Д/И «Умоем куклу Катю»

Цель: Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела.

Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша».

Цель: Закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода.

Питание

«Полезные и вредные продукты»

Цель: Дать знания о полезных и вредных продуктах, что можно есть много, а что ограниченно.

«Правила поведения за столом»

Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой

«Правила поведения за столом».

Цель: Закреплять знания о том, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком

Ситуация «Мы готовимся к обеду»

Цель: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;

объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда

Совместная
деятельность

Продуктивная деяте-
льность

«Для чего нужна одежда?»

Цель: Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания.

Лепка « Туалетные принадлежности»

Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой.

Цель: знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком;

Рисование « Лейся, лейся не  жалей…»

«Порядок в шкафчиках».

Цель: Знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в шкафчиках тоже должен быть порядок.

Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку».

Цель: Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться.

Рисование « Рисуем капельку» Формируем  умение пользоваться «тычком»

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Д/И «Какая вода».

Цель: Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная.

Д/И «Как мы купали Хрюшу».

Цель: Дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце.

«Тетушка Зубная щетка».

Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна?

«Мыльные перчатки».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.

Питание

Потешка «Глубоко, не мелко».

Глубоко ,не мелко корабли в тарелках.  Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупки немножко. Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот.

Цель: Познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение держать и пользоваться ложкой правильно.

«Будем кашу варить, будем Ваню кормить».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно держать ложку в правой руке, кушать аккуратно, бесшумно.

Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы».

Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой.

Д/И «Вилки-ложки».

Цель: Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки.

Совместная
деятельность

Подуктивная деятель-
ность

Загадки про одежду.

Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.)

Аппликация
«Полезные продукты»

Д/И «Кукла Катя показывает свой наряд».

Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания.


Рисование «Наряд для куклы Кати» Цель: Развивать творчество,
воображение,желание оказать помощь.

Д/И «Оденем куклу на прогулку».

Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания

Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».

Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию.
Лепка «Лепим тарелочку» Развиваем творческие способности.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.

Д/И «Полотенце пушистое».

Цель: Воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо

Д/И «Чистоплотные дети».

Цель: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены.

Потешка «Водичка, водичка».

Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).

Питание

Игра «Напоим куклу Аню чаем»

Цель: учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.)

формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;

развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

«Волшебное слово – «спасибо».

Один мой знакомый поесть обожает, но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья на него походить? И мамам и бабушкам и поварам, и тем, кто принес угощение вам, волшебное слово «спасибо» скажите свою благодарность за труд покажите.

Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

Художественное слово – напоминание перед принятием пищи.

Молчим мы во время еды не напрасно, жевать и беседовать очень опасно: никто вашу речь все равно не поймет, а вдруг «не в то горло» еда попадет? Один мой знакомый болтал, веселился, неловко вздохнул и куском подавился.

Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

Д/И «Красивые салфетки для трех поросят».

Цель: Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками.

Совместная
деятельность

Продуктивная деятельность

«Мы проснулись, потянулись»

Цель: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду


Рисование
«Подарок для Мишутки»

Д/И «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять».

Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для мальчиков и девочек.

Аппликация
«Нужные предметы»

Д/И «Постираем кукле платье».

Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность.

Стихотворение
Е. Благининой

«Как у нашей Ирки».

Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему,  на чулках по дырке? Потому что неохота штопать нашей Ирке. Как у нашей Натки штопка на пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой  Натке.

Цель: Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.

Лепка «Мыло для кукол» Цель: Развивать творчество, любознательность.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Д/И «Чем я моюсь».

Цель: Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время.

Работа с алгоритмом «Умывание»
Цель: Закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо.

Разучивание потешки.

Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой, побежали мыться.

Цель: Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки.

Д/И «Какое полотенце».

Цель: Дать представление о том, что полотенце бывает разное: махровое, личное, ножное, кухонное, расширять словарный запас.

Питание

Потешка «Кашка из гречки».

Кашка из гречки, где варилась?- В печке сварилась, упрела, чтобы деточки ели, кашу хвалили, на всех разделили. Досталось по ложке гусям на дорожке, цыплятам в лукошке, синицам в окошке. Хватило по ложке собаке и кошке, и детки поели последние крошки!

Цель: Побудить детей съесть всю кашу, познакомить с новой потешкой.

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

Цель: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

Работа с алгоритмом «Мытьё рук» Цель :Закрепить навык умывания , умение  пользоваться алгоритмом.

Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»

Цель: Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки.

Совместная деятельность

Продуктивная деятельность

Беседа «Моя одежда».

Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик.

Аппликация «Полотенце»

«Дружные сандалики».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку.


Лепка «Корытце»

Д/И «Одень куклу Катю».

Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с предметами одежды, одеваться в правильном порядке.

Д/И «Подбери пару»

Цель: Учить подбирать по цвету и форме.

Риование
« Красивые салфетки в подарок маме»

Цель: развивать воображение , мелкую моторику.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Художественное слово.

Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй, увидишь там полчища вредных микробов. Они возбудители вредных болезней, их стряхивать с рук все равно бесполезно. От этих микробов есть средство простое: они погибают от мыла с водою. Запомни, пожалуйста, перед едой ты руки старательно с мылом помой.

Цель: Закреплять навыки мытья рук по средствам художественного слова.

Познавательная беседа «Микробы»

Цель: Закреплять умение следить за чистотой своего тела, правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать,  насухо вытирать полотенцем.

Разучивание потешки: «Чистая водичка».

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке – ладошки,

Пальчики – Антошке.

Цель: Создание у детей потребности и привычки к гигиеническим процедурам.

Стихотворение – шутка

В. Орлов

«Чистюли»

Маленькие мушки
И большие мушки
Умывают лапками
И глаза, и ушки.

Чистые, умытые,
Утром, на заре
Завтракают весело
В мусорном ведре.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость.

Питание

Познавательная беседа «Овощи и фрукты- полезные продукты» Развивать познавательный интерес, умение  
классифицировать

Д/И «Подарок для Мишки – новая чашка».

Цель: Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка).

«Наша посуда»

Цель: Помочь детям в освоении понятия «посуда», упражнять в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (цвету, форме, назначению).

Наблюдение «Няня моет посуду».

Цель: Способствовать формированию у детей представления о трудовом процессе, вызвать добрые чувства к человеку, проявляющему заботу о детях.

Совместная деятельность

Продуктивная деятельность

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Рассматривание папки «одежда»
Учить классифицировать одежду по сезонам

Три свойства снега Цель: дать представление о свойстве снега, развивать
познавательный интерес.

ИЗО « Овощи для жителей леса»

Работа с алгоритмом «Зимняя одежда»Цель: Уточнить название и последовательность одевания зимней  одежды»


Аппликация
« Подарок для друзей»

Д/И «Кукла Катя идет в гости».

Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом.

Лепка «Посуда для игрушек»

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Повторить потешку «Чистая водичка» (см. январь 3 неделя).

Цель: Создать у детей настрой на выполнение культурно-гигиенических процедур, развивать речь, память.

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки».

Цель: Развивать умение самостоятельно совершать процессы умывания, не мешать сверстникам.

Д/И «Помой руки своей дочке».

Цель:
Закреплять алгоритм
умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур.

«Мое полотенце».

Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем

Питание

Игровая ситуация «Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепить представление детей об использовании предметов посуды. Побуждать детей к припоминанию и названию знакомых слов, составлению простых предложений. Развивать речь детей, память.

Д/И «Катино угощение».

Цель: Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов.

Сказка «Три медведя».

Цель: Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини).

Беседа «Столовые приборы».

Цель: Напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка.

Совместная деятельность

Практическая деятельность

Д/И «Топ, топ - сапожок».

Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.)

Рисование
«Рукавички для зайчат»

Д.И«Полезные и вредные продукты»».

Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости правильного и полезного  питания.

Рассматривание картины «Дети на прогулке».

Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, зимняя, красивая), активизировать речь детей.

« Окрашивание снега»  Развивать положительные эмоции и познавательный интерес.

Д/И «Подбери куклам одежду».

Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек.


Апплткация «Красивое полотенце» Развивать воображение , творческие навыки.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Беседа «Берегите воду».

Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.

«Рано утром, на рассвете умываются котята».  Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все.

Д/И «Вымой кукле руки».

Цель: Поддерживать у детей желание соблюдать «три золотых правила мытья рук» - после прогулки, после туалета и перед едой.

Чтение стихотворения «Мальчик Петя».

Мальчик Петя поздно встал

Просыпаться тяжко

Умываться он не стал

Он ведь замарашка?

Цель: Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему?

Питание

Д/И «Готовим обед  для кукол».

Цель: Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды.

Сюжетная игра «День рождения».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.

Поручения дежурным.

«Научи Чебурашку накрывать на стол».

Цель: Закреплять навыки дежурства, упражнять в правильной сервировке стола, названии столовых предметов.

Рассматривание сюжетной картины «Дети обедают» и плаката «Не правильное поведение за столом».

Цель: Упражнять в умении анализировать поведение детей, на какой иллюстрации дети соблюдают правила поведения за столом, на какой нет, почему?

Совместная деятельность

Продуктивная деятельность

Потешка

«Раз, два, три, четыре, пять».

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.

Ну, а Петеньке на ножки

Надеваем мы сапожки.

Чтобы детки поиграли

На участке погуляли.

Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять навыки самообслуживания.

Рисование
«Собираясь в поход , не  забудь с собою взять…»

Беседа «Что такое быть опрятным?»

Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним видом, для чего это нужно?

Лепка  «Чайная посуда» развивать мелкую моторику, творческие способности.

«Мой шкафчик».

Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках.

Развлечение «В гости к Айболиту»

Создание веселого , радостного настроения.

Аппликация  «Наши помощники»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин».

Цель: Формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце).

«Умывание холодной водой».

Цель: Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно.

Д/И «Что нужно кукле для купания».

Цель: Закреплять знания детей о необходимых предметах для проведения водных гигиенических процедур.

Д/И «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытираться».

Цель: Закреплять полученные культурно-гигиенические навыки, вызвать интерес к процессу умывания.

Питание

Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки».

Цель: Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре.

«Что мы кушаем на обед».

Цель: Обратить внимание детей, что обед состоит из нескольких блюд

Профессия «Повар».

Цель: Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых.

Ситуация «Мы готовимся к обеду».

Цель: Закреплять умения подготовки к обеду (мытье, вытирание рук), правильное использование столовых предметов, бережное к ним отношение.

Совместная деятельность

Продуктивная деятельность

Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу».

Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность.

Работа с алгоритмом «Весенняя одежда»  Формировать навык правильного одевания.

Рисование «Чистый ручеек»

«Одежда весной»

Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю одежду, в чем сходство и различия.

Лепка
«Что в коробках привезли…?»

Работа с алгоритмом « Накроем на стол»

Цель: Формировать навык дежургого, прививать трудолюбие, аккуратность.


Аппликация «Душистое мыло»

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Умывание

Чтение стихотворения С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».

Цель: Создать у детей настрой на выполнение гигиенических правил, познакомить детей с новым художественным произведением.

Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Цель: Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость.

Беседа «Чистота - та же красота»

Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

Чтение стихотворения  А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было себя вести.

Питание

Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду».

Цель: Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память.

Загадка «Мухомор».

Точки белые на красном

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор

Не срывайте... (мухомор).

Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, дать понять, что нельзя ничего срывать на улице и есть.

Игра « Накормим куклу Катю обедом »

Цель: учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;

учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;

Сюжетная игра  «Чай для кукол»

Цель: закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;

обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;

закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.

Совместная деятельность

Продуктивная деятельность

Игра-путешествие «Наша раздевалка».

Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок расположения в ней вещей.

Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история»

Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи.

Оформление стенда «Мы -чистюли»

Д/И «Как я могу помочь другу».

Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.

Рисование
« Королева Зубная щетка»

Беседа: «Моя любимая одежда».

Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.


11.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ .

Сентябрь

Анкетирование родителей

Беседы с родителями на темы: «Одежда детей в группе и на улице! », «Маркировка одежды», «Живём по режиму! ».

Изготовление массажных  ковриков.

Октябрь

Консультация «Особенности  формирования культурно – гигиенических навыков у детей 3-4лет»

Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

Ноябрь

Консультация «Роль фольклора в формировании культурно –

гигиенических навыков у детей раннего  возраста»

Консультация  «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Декабрь

Папка передвижка: «Значение культурно гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка»

Беседа: «Приучаем детей правильному поведению за столом».

Фотовыставка: «Как я помогаю маме»

Январь

Консультация «Развитие навыков самообслуживания и КГН у детей раннего возраста (3-4 года)»

Просьба к родителям: просмотр вместе с детьми  м/ф «Мойдодыр»

Февраль

Консультация:  «Как научить малыша мыть руки (одеваться)»

Оформление фотовыставки «Любим, любим  умываться по утрам и вечерам!»

Март

Беседа:    «Как привить и воспитать у детей самостоятельность»

Оформление альбома «Культурно - гигиенические навыки в домашних условиях».

Апрель

Консультация «Что должен ребенок иметь дома  из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»

Папка - передвижка в уголке здоровья «Одежда по сезону»

Беседа: Приучаем детей дома одеваться на улицу  в правильном порядке.

Май

Анкетирование родителей «Какие навыки самообслуживания приобрели дети к концу  года», сравнение результатов  анкеты №1.

 12.ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

В следующей  возрастной в группе продолжить работу по формированию культурно-гигиенических навыков.  Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.   Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

13.УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы :  воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.

Учебно- методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

Технические условия: магнитофон.

Информационные ресурсы: компьютер.

14.ВЫВОДЫ

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей;

Систематическое использование игр и упражнений на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности;

Взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей.

15.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.:  Мозаика - Синтез, 2007 г.

Галицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий - 2010г.

Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика - Синтез»,  2006 г.

Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.

Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...

Проект по формированию здорового образа жизни "Мы-за здоровый образ жизни"

Проект по формированию здорового образа жизни  "Мы-за здоровый образ жизни"...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей с ОВЗ «Волшебные правила здоровья»

Здоровье - первая и важная потребность человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополуч...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет "В здоровом теле - здоровый дух"

Формирование здорового образа жизни является актуальной проблемой в современном обществе. Дошкольный возраст – это фундамент физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет ид...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Педагогический проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Проект по формированию здорового образа жизни у детей средней группы "Всегда здоров"

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.   «Здоровье – не всё, но без зд...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии "Путешествие в страну Здоровье"

Актуальность проекта   Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позв...