«Организация оздоровительных игр в режиме дня
учебно-методический материал

ПЕЧЕРИЦА МАРИНА НИКОЛАЕВНА

«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ozdorovitelnye_igry.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация оздоровительных  игр в режиме дня

«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».

 

Цель:

Укрепление здоровья детей через организацию специальных оздоровительных игр, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма.  

Задачи:

1. Формирование представлений о возможностях своего тела, о необходимости сохранения здоровья.

2. Содействие формированию гармоничного телосложения, правильной осанки, стопы, носового дыхания.

3. Сохранение положительного психоэмоционального состояния.

4. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей.

5. Удовлетворение потребности в движении.

6. Формирование умения выполнять правила игры, подчиняться их требованиям.

7. Повышение сопротивляемости организма.

За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.  Дошкольный возраст – это тот возраст, когда формируется основа здоровья на все последующие годы. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Отсюда, можно предположить, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему.  Снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы. 

    Оздоровительно игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения,  эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию,  помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки. Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах, выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

 Основной принцип проведения оздоровительных игр:

При подборе  игры учитывается

возраст детей,

состояние здоровья,  

степень физической подготовки детей.

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры. Как  правило, ребенка невозможно заставить целенаправленно что-то выполнять, поэтому    полезные упражнения, адаптированные под игру и есть профилактическая форма оздоровления детей. К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж,  дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.

Проведение оздоровительных игр не требует специальной площадки или особого оборудования, они могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.    

Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка. Оздоровительные игры или как мы еще их называем «Минутки здоровья» можно проводить перед завтраком, выходом на прогулку, на прогулке, между различными видами деятельности, перед сном, после пробуждения, вечерний отрезок времени.  

Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.     Оздоровительные игры позволяют ставить и решать двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения.

        Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения, осанки и плоскостопия. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

 В процессе оздоровительных игр улучшается эмоциональное состояние детей, дети получают удовольствие от процесса и результатов игры, формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления. В игре используются естественные движения  большей частью в развлекательной форме.

   Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления.

 • Игры на формирование правильной осанки.

Нарушение осанки отрицательно влияет на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

В задачи игр входят:

-укрепление опорно-двигательного аппарата,

-усиление мышечного «корсета» позвоночника,

-улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Игры и упражнения:

«Перешагни через веревочку», «Попади в ворота мячом», «Коршун, и наседка», «Морская фигура», «Рыбки и акулы», «Футбол».

«Кошечка», «Крылышки», «Самолёт», «Лодочка», «Прогнись», упражнения с гимнастическими палками.

•  Игры  при  мышечной  гипотонии.

При постоянном проведении таких игр повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой.

Игры и упражнения: «Самый быстрый» «Мы веселые ребята», «Горелки» «Кот и воробушки».

• Игры, направленные на преодоление плоскостопия способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы.

  При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты.

Игры и упражнения: «Спящий кот», «Парашютисты», «Ловкие ноги», «Мяч бросай, не теряй», «Донеси, не урони», «Гуси-лебеди», «Самый стойкий», «Поймай комара»,«Эстафета с палочкой» . 

• Игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, брохолёгочных заболеваний.

Такие игры восстанавливают носовое дыхание. Данные игры проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером.

Игры и упражнения: «Кто громче», «У кого шарик выше», «Воздушный шарик».

  Игры при ослаблении организма (частые простудные заболевания, заболевание органов дыхания).

При  щадящем режима дня такие игры помогут ребенку обрести уверенность в себе, улучшат его психическое здоровье. Игры вызывают жизнерадостное настроение, способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека.

Игры и упражнения: «Поймай мячик», «Ежик вытянулся-свернулся», «Кто дальше бросит».

Общие требования проведения оздоровительных игр:

- необходимо выбирать игры небольшой психофизиологической нагрузки;

- продолжительность одной игры — до 5 минут, можно увеличить до 10-15 минут с перерывами на отдых, музыкальными заставками;

- оздоровительные игры должны оказывать разностороннее воздействие;

- взрослый сам должен «включиться» в игру;

- необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.

Критериями усталости организма являются следующие признаки:

а) ребенок сильно возбужден, без толку суетлив, чересчур отвлекается или вялый;

б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

г) ребенок сильно потеет, особенно лицо;

Для снижения нагрузки необходимо:

— уменьшить время  ОД;

— уменьшить число повторений, одной и той же игры;

— упростить сюжет игры;

—включить более частое число пауз (отдыха и дыхательных упражнений);

    Длительность игр зависит от их содержания, общая длительность в среднем составляет 4-6 минут. Продолжительность их невелика, а оздоровительный эффект очень большой.

Проводить их можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

        Предлагаю вам  несколько вариантов оздоровительных игр с музыкальным сопровождением, которые активизируют защитные функции организма,  создают условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний.

И в заключение, я хотела бы подчеркнуть - ценность игровых форм оздоровления, которые позволяют дать физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня.

   Правильная организация обучения дает возможность  предотвратить перегрузки и усталость у дошкольников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Оздоровительные игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки.      Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах.

Внедрение в практику работы игр оздоровительной направленности, позволило достичь положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей, формировании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, укреплении дыхательной системы, развитии мелкой моторики рук, профилактике зрения.

В результате использования оздоровительных игр формируется осанка, развиваются органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, координационные способности, выносливость, уравновешенность.

Результатом  проведения оздоровительных игр является  стабильно низкий уровень заболеваемости воспитанников, хороший уровень физической подготовленности выпускников, которые продолжают свою спортивную деятельность в городских спортивных секциях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единого речевого режима в ДОУ

Формирование правильной речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Поэтому, одним из направлений её решения становится  организация единого речевого режима для воспитанников, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ

Консультация для воспитателей по формированию единого речевого режима, реализуемый в нескольких направлениях...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ

Консультация для воспитателей по формированию единого речевого режима, реализуемый в нескольких направлениях...

Организация единого речевого режима в ДОУ

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Их практическая реализация становится возможной только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, при наличии у ни...

Отчет: Организация рационального двигательного режима на прогулке в старшей группе

Отчет: Организация рационального двигательного режима  на прогулке в старшей группе....

Отчет: Организация рационального двигательного режима на прогулке в старшей группе.

Отчет: Организация рационального двигательного режима  на прогулке в старшей группе....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Организация единого речевого режима в ДОУ»

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Как показывает практика, их практическая реализация ставится возможной только при организации комплексного взаи...