Двигательный режим - как условие сохранения здоровья детей раннего возраста
статья

Цымбал Вероника Владимировна

Данная статья будет полезна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и родителям воспитанников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnyy_rezhim_statya.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ - КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Цымбал Вероника Владимировна, воспитатель, ГБДОУ – детский сад №55 комбинированного вида Колпинского района «, г. Санкт-Петербург

В настоящее время очень важным является вопрос оздоровления детей дошкольного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

Современная жизнь ставит перед педагогами огромное количество вопросов, среди которых актуальной является проблема сохранения здоровья воспитанников. Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте  в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока. Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям. Ранний дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития организма ребенка. Крепкий полноценно физически, развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям. Одна из задач образовательной деятельности – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». [5]

Филологи считают движения врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. [6]

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни. [6]

Все известные психологи с древности до наших дней отмечают: движения – важное средство воспитания. [6] Сухомлинский В.А. говорил: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Понятие «здоровье» вмещает в себя характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности его организма и социальную активность. Здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш – в семье, в дошкольном учреждении.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам», – гласит восточная мудрость. Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста путем формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развития разнообразных двигательных и физических качеств, является главной задачей взрослых. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. [7] В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, организации образовательной и оздоровительной деятельности. Обеспечение двигательной активности в группах создаётся при помощи оснащения физкультурно - оздоровительных уголков: современное спортивное оборудования, пособия (дорожки, массажные коврики) для профилактики плоскостопия, развития правильного физиологического дыхания, мелкой и крупной моторики, что позволяет не только решать оздоровительные задачи, но и способствует поддержанию интереса детей к занятиям.

Одним из основных условий, обеспечивающих успешную физкультурно-оздоровительную работу с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка. [7]

Утренняя гимнастика - один из важнейших компонентов двигательного режима детей раннего дошкольного возраста. Движения усиливают все физиологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки. Правильно подобранные комплексы физических упражнений активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное настроение. Зарядка ежедневно компенсирует до пяти процентов суточного объема двигательной активности детей. [2]Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Подвижные игры - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В них создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Они являются незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. Играть - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.[3]

В режимных моментах игре отводится определенное время, но его не всегда достаточно, для того чтобы развивать физический потенциал детей в полном объёме, хотя в подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и так далее. Эти движения активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы организма. [4]

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Для постепенного пробуждения после дневного сна с детьми в кроватках проводится корригирующая гимнастика. В результате грамотного выполнения комплекса упражнений  после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. В результате, исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность. После гимнастики пробуждения дети босиком ходят по массажным коврикам (коврики бывают разного вида: с пуговицами, пробками, коврики – пазлы, волшебные камушки (морская галька), из каштанов с крупами ), растирание рукавичками части тела.

Интересной формой в работе с детьми раннего возраста является «Оздоровительно-игровой час», который планируется в дошкольном образовательном учреждении ежедневно во второй половине дня, в период от дневного сна до полдника. В этот промежуток времени проводятся обязательные закаливающие процедуры, повышающие двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности. Проводят «Оздоровительно-игровой час» в помещении групповой комнаты в холодный период года и на участке – в теплый период года. В содержание «оздоровительного часа входят подвижные игры с оздоровительным эффектом, дыхательные, артикуляционные, пальчиковые игры и зрительная гимнастика, логометрические упражнения, элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно – игровые сюжеты.[7]

Большое внимание в педагогической деятельности необходимо уделять сотрудничеству с родителями воспитанников. В совместной деятельности  с ними используются следующие формы работы: мастер-классы с целью обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей; семейные конференции с целью обсуждения вопросов сохранения и укрепления здоровья детей и обмена опытом; организация выпусков листовок здоровья, буклетов, использования общегигиенических правил, рационального двигательного режима, полноценного сбалансированного питания, закаливания и оптимального воздушного и температурного режима в семьях воспитанников.

Внедрение здоровьесберегающих технологий – одно из важных условий для успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, для создания необходимой среды, ориентированной на укрепление здоровья и физического каждого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы / авт. - сост. Л.В. Шмонина, О. И. Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 215 с

2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.

3. Лялина Л.А Народные игры в детском саду:,2015 Методические рекомендации. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -96с.

4.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: Центр педагогического образования, 2014.- 82с.

6. В.А. Шишкина Движение+ движения: книга для воспитателей дет. сада - М.: Просвещение, 2014.-96с.

7.Социальная сеть работников образования http://nsportal/ru/detskii-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ

Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоровьесбер...

«Режим дня дошкольника как условие сохранения здоровья детей»

Режим дня - это четкий распорядок  жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.  Правильный, соотв...

Родительское собрание "Укрепление и сохранение здоровья детей раннего возраста "

Родительское собрание "Укрепление и сохранение здоровья  детей раннего возраста "...

Адаптация - как один из факторов сохранения здоровья детей раннего возраста

О правилах адаптации для малыша раннего возраста...

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы сохранения здоровья детей раннего возраста»

Данный материал будет полезен родителям детей раннего возраста, воспитателям, инструкторам по физической культуре...