«ВИТАМИНЫ И ЗДОРОВЬЕ»формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
проект (младшая группа)

Побережная Надежда Александровна

Формирование у детей  эллементарных представлений о правильном питании и здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО – ЮГРЫ «УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»


Краткосрочный проект «Витамины и здоровье» в младшей группе

Тема проекта: «Витамины и здоровье»

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта:

 дети  младшей группы и, воспитатели младшей группы.

Цель проекта:

 формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

 1. Способствовать накоплению знаний об овощах и фруктах

2. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.

3. Расширять знания дошкольников о взаимосвязи питания и здоровья.

4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Предполагаемые результаты по проекту:

- приобретение необходимых знаний и представлений о витаминах;

- осознанное отношение детей к витаминам (овощи и фрукты в любом виде очень полезны для растущего организма);

- умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

Актуальность

На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети плохо едят винегрет, а во время обеда откладывают варёные овощи (лук и морковь) на край тарелки.

Активная долгая жизнь - это самое важное для человека. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

В современном обществе человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, так как медицина предлагает самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях, но не надо забывать о пользе правильного питания.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах, ягодах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

Дети должны понять, что овощи и фрукты, ягоды очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.

В. А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».

Проблемный вопрос:

Что такое витамины, где они содержаться?

Перспективный план работы по проекту:

I. Подготовительный этап

• Сбор и анализ литературы по данной теме.

• Разработка плана реализации проекта.

• Разработка дидактических игр, пособий.

• Подборка иллюстративного материала.

• Подборка сценария развлечения.

• Подборка стихотворений, загадок по теме.

• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме.

• Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

II. Основной этап

Работа с детьми

1.Беседа«Овощи и фрукты - полезные продукты»

2. Продуктивная деятельность. Аппликация. Тема«Апельсины и сливы лежат на блюде».

3. Продуктивная деятельность. Конструирование Тема«Разные ворота»;

4. Продуктивная деятельность. Аппликация «Ягоды и яб локи – полезные продукты»

5. Продуктивная деятельность. Рисование. Тема«Соберем овощи в мешок».

6. Продуктивная деятельность. Лепка. Тема«Вылепи какие хочешь овощи».

7. Продуктивная деятельность. Рисование. Тема«Разноцветные витамины».

8.Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Сор овощей»

Е. Юдин «Две фасольки, три боба»

И. Токмакова «Купите лук»«Яблонька»

- потешки, пословицы, поговорки,

- Русские народные сказки:

«Петушок и бобовое зернышко»«Вершки и корешки».

- Разучивания стихотворения о витаминах.

- Разгадывание загадок «Фрукты и овощи».

9. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим …»«Мы делили апельсин»,

«Горох»«Грушка»«Огуречик»,

10.Дидактические игры:

«Разрезные картинки»

«Во саду ли в огороде»

«Овощи и фрукты»

«Овощное лото»

«Что лишнее?»

«Узнай по описанию»

«Съедобное - несъедобное»

11. Хороводная игра «Есть у нас огород», "Кабачок", песня «Овощи»,

12. Подвижные игры

«Ловишки – убежим от вируса»

«Собери витамины»

«Огуречик, огуречик»

«Найди себе пару»

13. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

14. Работа с трафаретами и раскрасками.

III. Заключительный этап

Итоговое развлечение «Витаминка в гостях у детей».

Создание коллажа (коллективная аппликация) «Корзина здоровья»

Перспективный план реализации проекта

«Витамины и здоровье»

День недели. План.

11.07

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Суббота.         Первая половина дня:

Пальчиковая гимнастика «Горох»

Беседа с детьми «Овощи и фрукты - полезные продукты»Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Дидактическая игра: «Вершки и корешки»

Дидактическая игра «Овощное лото»;

               Вторая половина дня:

Подвижная игра

«Огуречик, огуречик».

Чтение русской народной сказки: «Петушок и бобовое зернышко»;

Работа с трафаретами и раскрасками.

Разучивания стихотворения о витаминах;

Подвижная игра

«Ловишки – убежим от вируса»;

Хороводная игра "Кабачок".

12.07

Воскресенье. Первая половина дня.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Продуктивная деятельность. Рисование.

Тема: «Соберем овощи в мешок».

Дидактическая игра: «Разрезные картинки»;

Продуктивная деятельность. Лепка.

Вторая половина дня

Тема: «Вылепи какие хочешь овощи».

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Чтение произведения К. И. Чуковского «Сор овощей»

Продуктивная деятельность. Рисование.

Тема: «Разноцветные витамины»;

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

13.07

Понедельник. Первая половина дня.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим…».

Продуктивная деятельность. Аппликация.

Тема: «Апельсины и сливы лежат на блюде».

Дидактическая игра: «Во саду ли в огороде»;

Подвижная игра «Передай апельсин»

Вторая половина дня.

Продуктивная деятельность.Конструирование Тема: «Разные ворота»

Дидактическая игра «Кубики с картинками»;

Чтение: Е. Юдин «Две фасольки, три боба»

Продуктивная деятельность. Аппликация «Ягоды и яблоки – полезные продукты»

Подвижная игра

«Найди себе пару»

14.07

Вторник Первая половина дня.

Пальчиковая гимнастика «Грушка»

Чтение пословиц, поговорок;

Дидактическая игра «Что лишнее?»;

Разгадывание загадок «Фрукты и овощи»

Вторая половина дня.

Русские народные потешки (чтение и заучивание);

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Пересказ русской народной сказки «Репка»;

Подвижная игра

«Собери витамины»

15.07.

Среда. Первая половина дня

Пальчиковая гимнастика «Огуречик»

Познавательно – исследовательская деятельность.

Тема: «Посадка лука».

Чтение: И. Токмакова «Купите лук»,

Вторая половина дня.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» (угадай овощи и фрукты на ощупь).

Создание плаката (коллективная аппликация) «Корзина здоровья»;

Чтение: И. Токмакова «Яблонька»

Итоговое развлечение «Витаминка

в гостях у детей»;

Дидактическая игра: «Съедобное - несъедобное»; Хороводная игра «Есть у нас огород».

16.07.

Четверг. Первая половина дня.

Дидактические игры:

«Разрезные картинки»

«Во саду ли в огороде»

«Овощи и фрукты»

Вторая половина дня.

«Овощное лото»

«Что лишнее?»

«Узнай по описанию»

«Съедобное - несъедобное

17.07

Пятница. Первая половина дня.

Хороводная игра «Есть у нас огород», "Кабачок", песня «Овощи»,

 Подвижные игры

«Ловишки – убежим от вируса»

«Собери витамины»

Вторая половина Дня.

«Огуречик, огуречик»

«Найди себе пару»

 Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Работа с трафаретами и раскрасками.

18.07.

Суббота. Первая половина дня.

Итоговое развлечение «Витаминка в гостях у детей».

Создание коллажа (коллективная аппликация) «Корзина здоровья»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Сценарий развлечения «Витаминка в гостях у детей»

Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках.

Воспитатель: Здравствуйте ребятки!

— Меня зовут Витаминка. И пришла я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках и деревьях.

Достает из своей сумки овощи и фрукты.

Витаминка: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения. (отв. детей)

— А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий. (отв. детей)

Витаминка: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит.

А что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев.

Достает яблоко, затем баклажан. Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ?

Дети: помидор.

Витаминка: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней.

Витаминка: А у меня для ребят есть коробочки с сюрпризом.

Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза).

С закрытыми глазами дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – чеснок!

А в другой коробочке апельсин. Дети, так же определяют по запаху.

Витаминка: А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?

Дети: на грядке.

Витаминка: А где растут фрукты?

Дети: на дереве.

Витаминка: Ребята мне нужна ваша помощь. Я к вам так быстро собиралась что перепутала фрукты и овощи. (эстафета)

Витаминка: А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья овощах и фруктах?

Дети: витаминов.

Витаминка: Правильно. В овощах и фруктах много витаминов. Деткам их обязательно надо есть – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть! А что из овощей можно приготовить?

Дети: супы, салаты … (ответы детей).

Витаминка: А соленья можно?

Витаминка: Сейчас мы тоже капусту засолим.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»:

- Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

- Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

- Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

- Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

- Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку.)

Витаминка: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята!

А загадки про овощи можете отгадать?

Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

(огурцы)

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

(помидоры)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (капуста)

Витаминка: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи и фрукты полезные продукты!

Давайте теперь поиграем? Я разложу на столе карточки, назову овощ, а вы найдите правильную карточку и поднимите ее. Д/И "Овощи"

Витаминка: Ребята, а еще вы хотите поиграть?

Хороводная игра «Есть у нас огород».

Воспитатель поет,а дети передвигаются по кругу и подпевают:

Есть у нас огород,

Там морковка растет.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины

(В круг встает и танцует ребенок с маской моркови)

В огород мы пойдем

Хоровод заведем.

Будем петь и плясать.

Урожай наш собирать.

Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.

Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей яблоками. Прощается с детьми и уходит.

Приложение 2

«О пользе витаминов для детского организма»

РОЛЬ ВИТАМИНОВ

Витамины не представляют органической ценности, но входят в состав ферментов и гормонов, и таким образом служат чрезвычайно важным компонентом системы обмена веществ для нормальной жизнедеятельности. Так как витамины не синтезируются в организме, их относят к незаменимым факторам питания. А значит, они должны регулярно поступать с пищей. Длительное отсутствие в пище хотя бы одного из витаминов приводит к развитию заболеваний. При недостаточном поступлении витаминов повышается утомляемость, снижается работоспособность и сопротивляемость организма.

ФУНКЦИИ ВИТАМИНОВ

Все витамины выполняют защитную функцию против различных повреждающих факторов. Механизм их участия в обмене веществ, для каждого специфичен. Недостаток витаминов в питании приводит к авитаминозу или гиповитаминозу. Под авитаминозом понимают полное истощение запасов витаминов в организме, а под гиповитаминозом - снижение обеспеченности ими организма.

Дети, страдающие гиповитаминозом, быстрее утомляются во время физических нагрузок, дольше выполняют задания, чаще раздражаются, жалуются на то, что устали глаза.

Особенно актуальной эта проблема становится весной после долгого осенне-зимнего периода.

Витамины — необходимое средство для укрепления иммунитета, для нормального роста и развития Вашего ребенка.

Здоровый и веселый ребенок — это всегда счастье для родителей.

Содержание витаминов в пище значительно ниже, чем белков, жиров и углеводов. Поэтому особенно важно достаточное содержание каждого из витаминов в повседневном питании детей. Но в отличии от белков, жиров и углеводов, витамины не служат источником энергии или» строительным» материалом для органов и тканей, а является регуляторами физиологических и биохимических процессов, лежащих в основе большинства жизненно важных функций организма. Недостаточное поступление витаминов, приводит к возникновению витаминной недостаточности.

Самый дефицитный витамин весной в организме как взрослого человека, так и ребенка — это витамин С (аскорбиновая кислота).

Витамин С — сильный антиоксидант, который отвечает за иммунитет. Содержится в таких продуктах как.

Облепиха, киви, квашеная капуста, крыжовник, помидоры, картофель, виноград, капуста. Также в соке из ростков пшеницы. И конечно, цитрусовые (если у ребенка нет аллергии)

В каких продуктах «живут» витамины.

Где живет? Чему полезен?

Витамин «А»

В рыбе, печени, абрикосах Коже, зрению

Витамин «В1»

В рисе, овощах, птице Нервной системе, памяти, пищеварению

Витамин «В2»

В молоке, яйцах, брокколи Волосам, ногтям, нервной системе

Витамин «РР»

В хлебе, рыбе, овощах, мясе Кровообращению и сосудам

Витамин «В6»

В яичном желтке, фасоли Нервной системе, печени

Витамин «В12»

В мясе, сыре, морепродуктах Росту, нервной системе

Витамин «С»

В шиповнике, облепихе Иммунной системе, заживление ран

Витамин «Д»

В печени, рыбе, икре, яйцах Костям, зубам

Витамин «Е»

В орехах, растительном масле Половым и эндокринным железам

Витамин «К»

В шпинате, кабачках. капусте Свертываемость крови

Пантеиновая кислота

В фасоли, цветной капусте, мясе Двигательной функции кишечника

Фолиевая кислота

В шпинате, зеленом горошке Росту и кроветворению

Биотин

В помидорах, соевых бобах Коже, волосам, ногтям

Дорогие родители!

Не забывайте весело гулять вместе с детьми.

Дышать свежим воздухом и заряжаемся

витамином «Д» от солнышка.

Приложение № 3

1. Перед едой нужно помыть руки, чтобы не занести в рот инфекцию.

2. Завтрак должен быть более обильным, чем ужин. (утром расходуется больше энергии, чем вечером).

3. Жевать нужно с закрытым ртом, чтобы не заглатывать воздух, который вреден для желудка.

4. Хорошо пережёвывать – значит, ощущать вкус пищи, это поможет лучшему перевариванию.

5. Желудок тоже должен отдыхать, поэтому лучше, чтобы между приёмами пищи проходило несколько часов.

6. За столом нельзя ругаться, нужно улыбаться и вести приятную беседу, тогда пища будет лучше перевариваться.

7. После еды не стоит заниматься гимнастикой, так как кровь нужна желудку и не сможет помогать мышцам.

8. После еды нужно почистить зубы, чтобы они были чистыми и здоровыми.

9. В сырых овощах и фруктах содержится много клетчатки, которая помогает кишечнику освободиться от ненужных веществ.

10. Полезно выпивать 2 литра жидкости в день, но лучше пить её в промежутках между приёмами пищи.

Приложение №4

1. Последовательность блюд должна быть постоянной.

2. Перед ребёнком нужно ставить только одно блюдо.

3. Еда не должна быть не слишком холодной, ни слишком горячей.

4. Рот не набивают едой, во время еды не разговаривают.

5. Рот и руки после еды вытирают бумажной салфеткой.

6.Не следует во время еды:

- Слушать громкую музыку.

- Понукать, поторапливать ребёнка.

- Насильно кормить или докармливать.

- Осуждать ребёнка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

7. Следует эстетично сервировать стол, красиво оформлять блюда.

Предполагаемый результат проекта:

Расширились и закрепились знания детей о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах, осознанное отношение детей к витаминам (овощи и фрукты в любом виде очень полезны для растущего организма). Расширился словарный запас детей по теме.

Список литературы;

2 .Теплюк С.Н, Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста

3. БондаренкоТ.М., Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада

4. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.

5. . Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.

6. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. М.: Мозаика 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»...

Занятие "Правильное питание - залог здорового образа жизни"

laquo;Правильное питание – залог здорового образа жизни».Пояснительная записка         Здоровье детей - это состояние жизнедеятельности, соотв...

Правильное питание - основа здорового образа жизни

Данная презентация знакомит родителей с наглядным материалом по организации здорового питания, меню на один день, консультацией....

Правильное питание - основа здорового образа жизни..

Консультация для родителей с рекомендациями по здоровому питанию....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Здоровый образ жизни. Здоровое питание»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНА ТЕМУ:«Здоровый образ жизни.Здоровое питание»...