Мастер-класс для родителей: Комплекс «Антистресс» для повышения работоспособности и стрессоустойчивости в разных обстоятельствах
консультация

Юдичева Ольга Олеговна

Комплекс «Антистресс»

 

Цель  занятия:

- познакомить  родителей с  упражнениями комплекса «Антистресс» и научить их самостоятельно использовать  для улучшения обучения детей, повышения работоспособности, и стрессоустойчивости  в разных обстоятельствах.

Задачи:

1)    формирование навыков успешного поведения;

2)     обучение способам  создания оптимального физического состояния   для поддержания высокого уровня работоспособности в течение всего дня;

3)    уменьшение   негативных последствий воздействий учебной и рабочей нагрузки и различных  стресс-факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_antistress.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс «Антистресс»

Цель  занятия: 

- познакомить  родителей с  упражнениями комплекса «Антистресс» и научить их самостоятельно использовать  для улучшения обучения детей, повышения работоспособности, и стрессоустойчивости  в разных обстоятельствах.

 

Задачи:

1)    формирование навыков успешного поведения;

2)     обучение способам  создания оптимального физического состояния   для поддержания высокого уровня работоспособности в течение всего дня;

3)    уменьшение   негативных последствий воздействий учебной и рабочей нагрузки и различных  стресс-факторов.

    В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Доказано, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребёнка. Два полушария начинают работать без интеграции.  Одно из основных условий его успешной адаптации к стрессовому обучению – развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

     Компенсировать последствия стресса возможно при помощи комплекса кинезиологических (кинезиология - развитие умственных способностей через движение) упражнений. Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

     Комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день.

 

  В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё, повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Упражнения комплекса:

 

  1. «Лобно-затылочная  коррекция».

      Цель: активизация  межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергизация мозга, визуализация позитивной ситуации.

  Прием, который поможет успокоиться и сосредоточиться, а так же позволит пересмотреть стресс-факторы (свое отношение к ситуации) с возможностью альтернативного сознательного мышления на основе объективного, без эмоций, видения как настоящего, так и прошлого опыта. Этим приемом мы часто пользуемся неосознанно. Ведь как часто вы автоматически дотрагиваетесь до своего лба и держите на нем свои руки, когда переживаете стрессовое состояние? А когда в детстве мы испытывали головную боль, сколько раз мама касалась нашего лба и гладила его? Эту естественную реакцию для снятия стресса заготовила для нас природа в ответ на стресс, который мы испытываем.  

Вот что происходит при использовании лобно-затылочной коррекции. Мозг  по-своему стремится «защитить» тело от негативных переживаний. Чтобы выкинуть неприятность из памяти, он «создает слепое пятно», блокируя доступ крови к месту, в котором хранится информация о произошедшем. Когда стрессы накапливаются, уменьшается доступ кислорода к мозгу. Данный прием, действуя по принципу обратной связи, пробивает блоки и восстанавливает кровоснабжение головного мозга. Снимает стресс, позволяет успокоиться, а главное, – проясняется мышление (вместо «тумана» в голове), и Вы по-другому посмотрите на ситуацию, попытаетесь найти выход.

Одну ладонь расположить на затылке, другую положить на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Сделать глубокий «вдох-пауза-выдох-пауза». Мысленно представить себе ситуацию ещё раз, но только в положительном аспекте. Обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После появления синхронной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким «вдохом-паузой-выдохом-паузой». Упражнение выполнять от 30 секунд до 10 минут, до возникновения синхронной пульсации в ладонях.

  1. «Растяжка ахиллова сухожилия».

Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

1-й вариант. Легко ущипнуть одноимёнными руками оба ахиллова сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны.

2-й вариант. Стоя держаться руками за спинку стула. Расположить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать выпады на колено ноги, выставленной вперёд. Нога, расположенная сзади, должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить то же для другой ноги.

  1. «Маятник».

Цель: активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, снятие рефлекса периферического зрения.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырём основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха делайте движения глазами, затем удерживайте глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в и.п. сопровождается пассивным выдохом. Упражнения выполнять с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, и.п. – выдох, пауза. Глаза и язык влево – вдох, пауза, и.п. – выдох, пауза и т.д.).

  1. «Постукивание».

Цель: энергизация мозга, активизация нейро- гуморальной регуляции.

К вокализации звука на выдохе добавляется самомассаж в области вилочковой железы.

Упражнения с произнесением (вокализацией) звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет колоссальное значение как для коррекции логопедических проблем, так и для профилактики и лечения бронхо-лёгочных заболеваний.

Самомассаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме лёгкого постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева-направо и справа-налево стимулирует иммунитет.

  1. «Дыхательное упражнение».

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергизация мозга.

Сжать пальцы в кулаки с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

  1. «Дыхательное упражнение Эверли».

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений.

Регулярное систематичное  (1-2 недели) выполнение данного упражнения формирует антистрессовую установку. Закрыть глаза, положить левую руку на пупок, а правую руку сверху. Вообразить внутри себя надувной резиновый шарик (визуализация). Вдох – представить, как воздух входит через нос, продвигается вниз и надувает шарик. На задержке дыхания проговаривать про себя фразу: «Моё тело спокойно». Медленный выдох – задержка дыхания – проговаривание. Повторить 3-5 раз. При головокружении сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение выполнять в любое время суток, а также в стрессовой ситуации.

  1. «Перекрёстные движения».

Цель: Улучшение совместной работы полушарий мозга и координация частей тела.

 Как выполнять: маршируйте на месте, поднимая колени под прямым углом. Шесть раз ударяйте ладонью по противоположно поднятому колену (левой – по правому, правой по левому), затем шесть раз – односторонние (ударяйте правой ладонью по правому колену и левой ладонью по левому колену). И так все это повторить по три раза. Завершите снова шестью перекрестными движениями.

  1.  «Методика стирания стрессовой информации из памяти «визуализация».

Выполняется сидя. Закрыть глаза. Представить перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, стёрку. Мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д.  «Взять» стёрку и  начать «стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирать» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Открыть глаза. Произвести проверку (снова закрыть глаза и представить тот же лист бумаги.). Если картинка не исчезла, повторить действия. «Стирать» до полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

 

Для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнения одного упражнения, например, «Лобно-затылочной коррекции», «Дыхательного упражнения Эверли» или «Постукивания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика  полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления  речевой функции, двигательной активности, з...

Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»

На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?  И на эту тему, я предлагаю вам...

Мастер-класс. Тема: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам хочется, чтобы ваш ребен...

мастер класс "Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»....

Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности  ...

Мастер-класс «Арт-терапия. Занимательные раскраски антистресс»

Арт-терапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана ок...