Проект "Чистюлька"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики.
Проект на тему:
«Чистюлька»
Работу выполнила:
Воспитатель МБДОУ детский сад № 1 «Колосок»
Долгова Наталия Пантелеймоновна
Комсомольский район Чувашская Республика
с Комсомольское
Проект: Чистюлька
Тип проекта: игровой, практически - ориентированный
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Целевая группа: дети 2-3 лет
Масштаб проекта: долгосрочный
Вид проекта: межгрупповой
Проблема: отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Актуальность. Тема здоровья сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организованна, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Цель: формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
Предполагаемые результаты:
Дети научатся самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого) ; при небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь самостоятельно, пользоваться индивидуальными предметами : носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком; усваивать порядок одевания и раздевания, аккуратно складывать снятую одежду и обувь.
Этапы проекта:
1. подготовительный: сбор литературы по данной теме; постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания, приобрести наглядный материал, изготовить дидактические игры по теме, подготовить материалы для работы с родителями.
2. реализационный: организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности. Работа над частями проекта.
Мероприятия по реализации проекта.
Познание: Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться» Цель. • Закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания. • Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку. • Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить) .
Беседы «Когда надо мыть руки? », «От чего болят зубы? », «Что значит быть здоровым? », «Друзья Мойдодыра». Проблемная ситуация «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? », «Почему Хрюшу не приглашают в гости? » Тема занятия : «Учим куклу Дашу мыть руки». Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик» Цель: • учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку;
• отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе) .
• фиксировать внимание ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
Коммуникация: Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены.
Дидактическое упражнение " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол". Цель: Закрепить последовательность действий. Тема «Умываться любят все». Цель: Закрепить принадлежности личной гигиены. Задачи. Образовательные: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды Воспитательные: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу. Развивающие: вызывать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность, речь, память. Ситуативная беседа "Как вести себя за столом". Цель: Формирование столового этикета. Беседа с детьми " Кто опрятен тот приятен". Цель: закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными. Чтение художественной литературы: Писатели – детям «Башмаки» А. Барто ;«Наступили холода» А. Барто;«Научу обуваться я братца» Е. Благинина;«В рукавичках маленьких. » 3. Александрова;«Где мой пальчик» Н. СаконскаяК. Чуковский. «Мойдодыр» и другие. Фольклор: «Водичка, водичка», «Моем носик, моем щечки».
Театрализованная деятельность Сказка на фланелеграфе «Мойдодыр», «Девочка чумазая». Социализация: 1.Сюжетно ролевые игры " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол". 2.Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик» Цель: • знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды; • формировать умение ориентироваться в предметном пространстве;
• обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.
Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться». Цель. • Помочь детям запомнить последовательность раздевания. • Учить аккуратно вешать и складывать одежду. Продолжать воспитывать бережное отношение к кукле. Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания.
• «Коля в гостях у детей»
Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки) : называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.
• «Теплая шапочка куклы Кати»
Цель: расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая) .
• «Чья одежда? »
Цель: рассматривание предметов одежды на картинках и определение одежды для Кати и для Коли.
• «Катя просыпается»
Цель: одевать куклу после сна; обогащать словарь за счет слов: надеть, завязать пояс, застегнуть, поправить бантик.
• «Подбери правильно»
Цель: уточнять и закреплять знания предметов зимней (демисезонной) одежды.
• «Кукла Катя не боится мороза»
Цель: узнавать и называть предметы зимней верхней одежды и обуви; определять и называть некоторые характеристики предметов зимней одежды и обуви.
• «Катя и Маша идут на праздник»
Цель: учить детей сравнению по цвету; называть наиболее яркие признаки.)
Труд: самообслуживание, умывание.
"Убери со стола"
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
"Вымой посуду"
Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
"Подготовь постель ко сну"
Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.
Безопасность: Ситуативная беседа " Как вести себя за столом". Беседа «Нужно быть осторожным» Цель: рассказать детям о том, что при использовании мыла, зубной щетки, пасты нужно быть осторожным.
Музыка: Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков; Художественное творчество:
Лепка: Тема «Мыло для Петрушки». Цель: продолжить учить детей основным правилам лепки, побуждать фантазировать, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены. Рисование Тема: «Красивое полотенце». Цель: продолжить учить детей рисовать прямые горизонтальные линии, выбирать различные краски, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены.
Аппликация: Тема «Разноцветные мыльные пузыри». Цель: закрепить понятие круг, большой и маленький, учить пользоваться аккуратно клеем.
Физическая культура: Подвижная игра «Мыльный пузырь»
Эстафета «Кто быстрее оденет куклу Катю»
Сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений.
Здоровье: Тема «Путешествие в страну Здоровья». Беседы: «От чего можно заболеть», «Болезнь грязных рук». Цель: информировать детей о последствии несоблюдения ежедневной гигиены.
Работа с родителями:
Консультации
«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »
«Как привить детям культурно – гигиенические навыки »
Памятка для родителей
«Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоится »
Наглядная информация на тему:
«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
Папки-передвижки:
«Здоровые зубы с раннего возраста»
Итоговый: Выставка детских рисунков по теме проекта.
Развлечение «Приключение мыльного пузыря».
Подведение итогов проекта.
Оценочный. У детей появились определенные знания о культурно-гигиенических навыках, о причинах заболевания от грязных рук. Дети научились правильно и последовательно мыть руки, насухо вытирать руки полотенцем. Большинство детей с небольшой помощью взрослого научились правильно снимать и одевать одежду, правильно держать ложку, самостоятельно есть. Многие умеют правильно и аккуратно вешать одежду на стульчик, выворачивать колготки.