Утренняя гимнастика. Значение.
статья

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Утренняя гимнастика19.89 КБ

Предварительный просмотр:

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

1. Задачи и значение утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима.

Она обеспечивает:

-хорошее настроение,

-повышает жизненный тонус.

Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в

 - деятельное состояние,

- углубляет дыхание,

- усиливает кровообращение,

- содействует обмену веществ,

- жизнедеятельность организма,

- дает высокий оздоровительный эффект.

У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой:

- пропадает сонливое состояние,

- появляется чувство бодрости,

- наступает эмоциональный подъем,

- повышается работоспособность.

Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений активизируют:

 - деятельность всех внутренних органов и систем,

- повышают физиологические процессы обмена,

-  увеличивают возбудимость коры головного мозга,

- а также реактивность всей центральной нервной системы, поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов:

- зрительного,

- слухового,

- опорно-двигательного,

- кожного,

- повышает жизнедеятельность организма в целом.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое

воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей:

 - привычку ежедневно делать физические упражнения,

- приучает организованно начинать свой трудовой день,

- согласованно действовать в коллективе,

- быть целеустремленным,

- внимательным,

- выдержанным,

- вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

 Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует:

- совершенствованию двигательных способностей у детей,

- развивает физические качества (силу, ловкость, гибкость, выносливость, волю),

- улучшает работу координационных механизмов,

- способствует приобретению знаний в области физической культуры.

        

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Перед утренней гимнастикой стоят совершено особенные задачи, а именно:

- «пробудить» организм ребенка,

- настроить его на действенный лад,

- разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,

- активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма,

- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,

- способствовать формированию правильной осанки,

- хорошей походки,

- предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика важна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног, рук и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия.

Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

2. Содержание утренней гимнастики

Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика,

- начинается с разминки и

-заканчивается восстановительными упражнениями.

 Утренняя гимнастика не продолжительна (3 – 10 минут) и физические нагрузки в ней не велики.

В группах детского сада утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком. С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – в помещении.

Для закаливания детей старшего возраста (в теплую погоду) предлагают заниматься в спортивных костюмах, трусах, майка, кеды,

а в прохладную - в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений.

Дети младшего возраста занимаются утренней гимнастикой в повседневной одежде.

В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Утреннюю гимнастику подразделяют на три части:

-вводную,

-основную,

-заключительную.

 

Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

В первой, вводной части:

-организуют внимание детей,

-обучают их согласованным действиям,

-выработке правильной осанке и

-подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений.

С этой целью включают:

-построения (в колонну, в шеренгу);

-строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);

-перестроения из одной колоны в две,

- из двух колон в четыре,

- в круг, несколько кругов,

-смыкания и размыкания приставными шагами в сторону;

- непродолжительную ходьбу,

- чередующиеся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом);

-бег друг за другом и врассыпную

 или в сочетании с прыжками.

Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Во второй, основной части ставят задачи:

- укрепления основных мышечных групп,

- формирования правильной осанки.

Для решения данной задачи выполняют обще-развивающие упражнения в определенной последовательности.

Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки,

- хорошему выпрямлению позвоночника,

- развития дыхательных мышц.

Затем упражнения для мышц туловища.

Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.

После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.

Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

После выполнения всех обще развивающих упражнений.

-дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.

-Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье»

В данной консультации даются рекомендации родителям как можно организовать и провести утренную гимнастику в домашних условиях....

Значение утренней гимнастики.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, ...

Значение утренней гимнастики для дошкольников

Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. В семье ребёнку надо создавать такие ус...

Значение утренней гимнастики для ребенка

Значение утренней гимнастики для ребенка (консультация для родителей)...

Значение утренней гимнастики

Здесь я представила свои находки....

Значение утренней гимнастики и гимнастики после сна в развитии детей.

Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способн...