Виды коррегирующих гимнастик и физминуток для детей дошкольного возраста
методическая разработка

Фатфулина Ирина Александровна

В физической культуре дыхательные упражнения обеспечивают дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. В своей работе на музыкальных и физкультурных занятиях использую этот вид гимнастики . А вот физминутки и гимнастику для глаз использую на познавательных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД   « ЖЕМЧУЖИНКА» г. ВОЛГОДОНСКА.

Виды корригирующих гимнастик и физминуток

для детей дошкольного возраста.

 Исполнитель:

Фатфулина Ирина Александровна

Волгодонск 2020 год  .

№1 ФИЗМИНУТКИ

Средняя группа

Яблоко

Вот так яблоко!

 Оно-Соку сладкого полно.

Руки протяните,

Яблоко сорвите.

Ветер ветку стал качать,

Трудно яблоко достать

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

 Оно-Соку сладкого полно.

Встали, руки в стороны.

Руки на пояс.

Протянули руки вперёд.

Руки вверх.

Качают вверху руками.

Подтянулись,

Подпрыгнули.

Хлопок в ладоши над головой.

Встали. Руки в стороны.

Руки на пояс.

Неделя

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

 В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Изображаем плавание.

Изображаем рисование.

Умываемся.

Бег на месте.

Прыгаем.

Кружимся на месте.

Хлопки в ладоши.

Дети садятся на корточки,                                   руки под щёку – засыпают.

Старшая группа

«ВО ДВОРЕ СТОИТ СОСНА»

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.

Стоя на одной ноге, потягиваются —

 руки вверх, потом то же,

стоя на другой ноге

Выполняют наклоны корпуса вперёд-назад

Выполняют рывки руками перед грудью

Приседают

Шагают

Возвращаются на места

«ОВОЩИ»

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Маршируют на месте

Шагают по кругу, взявшись за руки

Наклоны вперед, как таскают.
Приседают. Копают

Наклоны в стороны.

Показывают руками вверху, перед собой.

Потянулись вперед

Шагают по кругу, взявшись за руки

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
«МАЛЯРЫ»

Маляры извёстку носят,

Стены кистью купоросят.

Не спеша разводят мел.

 Я бы тоже так сумел

Шагают по кругу, держат в руках воображаемые вёдра
Лицом в круг, изображают движения кистью

Наклоняются, «мешают в ведре

Красят.

Солнце землю греет слабо.

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у Снежной Бабы,

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,

Вьюга злится,
Снег кружится,

Заметает все кругом
Белоснежным серебром.

Руки вверх и вниз.

Руки на пояс, наклоны в стороны.

Руки на пояс, поворот вокруг себя.

Дети показывают нос.
Прыжки на месте.

Дети кружатся.

Имитируют движения руками.

№2 Упражнения для глазодвигательной гимнастики

СРЕДНЯЯ ГРУППА

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.  

Закачалось дepевцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревца все выше, выше.

Часто моргают веками.

Не поворачивая головы,

смотрят влево-вправо.

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

 Встают и поднимают  глаза вверх.

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. 

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки,

Тяжелых три тучки

Тучки попрятались, тучек не стало. 

 Солнце на небе вовсю засияло.  

Посмотреть глазами вправо-влево

Посмотреть глазами верх-вниз

Закрыть глаза ладонями

Открыть злаза

Поморгать глазками

«Радуга»

Глазки у ребят устали. 

Посмотрите все в окно, 

Ах, как солнце высоко. 

Мы глаза сейчас закроем, 

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, 

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, 

Жмурься сильно, но держись

Поморгать глазами.

Посмотреть влево-вправо.

Посмотреть вверх.)

Закрыть глаза ладошками.

Посмотреть по дуге вверх-вправо и вниз.

Посмотреть по дуге вверх-влево и вниз.

Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими

Посмотреть вниз.)влево.

«Ёжик»

Ходил ежик по полянке   

Он искал грибы – опятки

Глазки щурил и моргал,

Но грибов не увидал. 

Вверх смотрел он,  

Вниз глядел,  

Сам тихонечко пыхтел.  

Смотрел влево,  

Смотрел вправо,

Вдруг увидел гриб на славу!  

Оглянулся он еще

Через левое плечо.

Ходьба на месте

(Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы

Сильно прищуриться    

Широко открыть глаза, развести руки в стороны

 Посмотреть вверх голова неподвижна

Посмотреть вниз

Произнести «пых», «пых», «пых».

 Посмотреть влево, не поворачивая головы

 Посмотреть вправо , не поворачивая головы

  Плотно закрыть и широко открыть глаза.

Повернуть глаза на лево!

СТАРШАЯ ГРУППА

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец другой руки.

Прослеживают взглядом движение пальца,

которым медленно прикасаются сначала к носу,

вновь отводят вперед, затем последовательно

дотрагиваются до одного плеча, лба и другого

плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном

положении.

Закрывают глаза ладонями.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

«Заяц белый».

Заяц белый отвечал:  

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:    

 «Я не бегал, я скакал».  

 Заяц белый, заяц белый,  

  Ну а где же ты обедал?  

  Заяц белый отвечал:  

  «Я сегодня голодал».               

Быстро моргают глазами.

Наклонять и выпрямлять голову

 вперёд, закрыв глаза.

 Опять быстро сжимать и разжимать веки.         

Наклоны головы вправо-влево.

Закрыть глаза ладонями,  расслабив глаза.

«Как мы Мишке помогали».

Долго мы в лесу гуляли,                 Наши ноги не устали.

Руки тоже не устали,                 

Хоть немного рисовали.         

Будем руки поднимать                 

Силу крепкую качать.         

Сильна левая рука,                        Сильна правая рука.                         Сильна левая нога,  

        Сильна правая нога.                         Кулаки крепко сжимаем,                 Руки мы в локтях сгибаем.

Раз, два, три, четыре

Глазки мы откроем шире.

Мишка, прыгай вместе с нами,

Силушку тебе собрали.         

Сладко ты в берлоге спи.         

Руки на поясе, ходьба на месте

Вытянуть руки в стороны на уровне плеч

Согнуть в локтевом суставе

Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки

Опустить руки вниз и посмотреть на носочки

Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево

Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо

Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги

Выполнять в соответствии со словами)

Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги

Прыжки на месте

Присесть, закрыть глаза ладошками

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

«Лиса».

Ходит рыжая лиса,                    

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,          

Ищет, где бы поживиться.

Пошла лиска на базар,      

Посмотрела на товар.    

Себе купила сайку,

 Лисятам балалайку.                                        

Крепко зажмурить и открыть глаза.

Вытянуть вперёд правую руку, на которой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак.

Вести рукой вправо-влево и следить         за  движением указательного пальца  глазами, не поворачивая головы.

Поднять руку и опустить, прослеживая взглядом. Описать рукой круг по часовой стрелке и против неё.

«Самолет».

Пролетает самолет

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу.

- посмотреть вверх

-отвести руки, проследить взглядом.

-вращательные  движения  руками перед

собой, следить взглядом.

- встать на носочки, проследить глазами по

волнистой линии;

- поморгать и прикрыть глаза.

«Мостик».

 Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.                         
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.        

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.        

Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,         

Заниматься вновь начнем.        

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз.

«Светофор».

 У дороги, словно в сказке,        

На столбе живёт трёхглазка.        

Всё мигает и мигает,                

Ни на миг не засыпает.                

Она транспорт стережёт,        

Пешеходам путь даёт.                

Взор переводят вверх, вниз

Взор переводят вправо, влево.

Моргают глазами.

 широко раскрывают глаза.

Глаза закрывают.(повторить 2 – 3 раза

№3 Упражнения для дыхательной гимнастики

Средняя группа

1.«Воздушный шар в грудной клетке» (среднее,  рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

  1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.  Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

2.«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

3.«Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
  2. Задержать дыхание на 3-4 с.
  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

4.«Радуга, обними меня»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: стоя или в движении.

  1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  2. Задержать дыхание на 3-4 с.
  3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

СТАРШАЯГРУППА

1. «качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «страх-х!». Повторить 2-3 раза.

3. «зайчик».И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить.  Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

4. «как гуси шипят».И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1.«У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос» (слон).

И.п. – сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперёд, коснуться руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

2. «Лежит верёвка, шипит, плутовка» (змея).

И.п. – лёжа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 3-4 – выдох – руки вперёд «Ш-ш-ш-ш!»; 5-6 - вдох; 7-8 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

3. «По реке плывёт бревно… Ох и злющее оно!» (крокодил).

И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вдох – руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

4.  «Рыжая плутовка в лесу живёт, в деревне кур крадёт» (лиса).

И.п. – стоя. Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вдохе резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 1-2 раза.

Заключение В физической культуре дыхательные упражнения обеспечивают дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. В своей работе на музыкальных и физкультурных занятиях использую этот вид гимнастики . А вот физминутки и гимнастику для глаз использую на познавательных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Коррегирующая гимнастика после сна для детей старшего возраста.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья детей. Причин тому много: это социальные, экологические, ...

Картотека физминуток для детей дошкольного возраста

очень полезный материал для работы педагогов, который очень поможет в их работе...

Картотека «Физминуток» для детей дошкольного возраста

Картотека "Физминуток " для детей средних ,старших и подготовительных групп....

Картотека физминуток для детей дошкольного возраста

В данной картотеке пристуствуют физминутки по различным темам (насекомые, лес, природные явления), в которые можно играть с дошкольниками как с задержкой психического развития, так и не имеющими особы...

картотеки физминуток для детей дошкольного возраста

Физминутки для детей дошкольного возраста. В данном материале представлены физкультурные минутки, которые можно использовать в работе с детьми как на занятиях, так и в со...