Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»
консультация (подготовительная группа)

Темченко Ирина Николаевна

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними.

 

Свежий воздух малышам

Нужен и полезен!

Очень весело гулять нам!

И никаких болезней!...

 

Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_progulki_v_detskom_sadu.odt17.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация и проведение прогулки в детском саду»

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки

происходит познание окружающего мира, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире, учатся общаться со сверстниками,  также прогулка имеет оздоровительное значение.

Пребывание детей на свежем воздухе так же имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует развитию движений, потому как дети активно двигаются и играют. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Благодаря этому у дошкольников вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система. А преодоление препятствий делает их ловкими, подвижными и выносливыми.

Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной и вечерней прогулки. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа.

В летний период - для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей младшего дошкольного возраста проводятся при температуре до -15°С, для детей старшего дошкольного возраста при температуре до -20°С.

Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Но действительно приносит пользу только правильно организованная прогулка.

Виды прогулки (по месту проведения):

  • на участке учреждения;
  • пешеходные прогулки за пределы участка ДОУ (старший

дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

  • целевые прогулки (прогулка – наблюдение; прогулка – задание;

прогулка – поиск; прогулка – поход; прогулка – практикум; прогулка – фантазия)

Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

  • наблюдение;
  • двигательная активность: подвижные, спортивные

игры, спортивные упражнения;

  • индивидуальная работа по различным направлениям

развития воспитанников;

  • трудовые поручения;
  • самостоятельная деятельность детей

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

 При планировании наблюдений воспитатель продумывает:

  • оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения,

размещение детей;

  •  приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные

моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

  • приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы,

действия, сравнение, использование детского опыта).

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;
  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Двигательная активность

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

В двигательную деятельность детей на прогулке рекомендуется включать:

  • В младшей группе игры с текстом (подражание действиям воспитателя). На утренней прогулке 6-10 минут, на вечерней прогулке 10-15 минут.
  • В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). На утренней и вечерней прогулке 10-15 минут.
  • В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. На утренней прогулке 20-25 минут, на вечерней прогулке 12-15 минут.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников тщательно планируется.  При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов.         Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа охотно выполнял предложенные задания.

Трудовое поручение

  • воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;
  • оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке

после прогулки (по уходу за растениями, уборка листьев в осенне-весенний период, уборка снега и т.д.)

Инструкция проведения прогулок в ДОУ.

  1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
  2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
  3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
  4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
  5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
  6. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.
  7. Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью – листьев и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Организация прогулки в детском саду"

учить правильно организовывать прогулку. Дать знания о методике проведения прогулки, разновидности прогулки  и ее структуре....

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними. Свежий воздух малышамНужен и полезен!Очень весело гулять нам!И никаких болезней!... Для восп...

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними. Свежий воздух малышамНужен и полезен!Очень весело гулять нам!И никаких болезней!... Для восп...

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними....

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними. Свежий воздух малышамНужен и полезен!Очень весело гулять нам!И никаких болезней!... Для восп...

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама приро...

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама приро...