мастер класс "Здоровый педагог - здоровый ребенок"
методическая разработка

Васильева Ольга Николаевна

Практическое занятие с воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

"Здоровый педагог - здоровый ребенок"

(практическое занятие)

Выполнила и провела

Инструктор по физ-ре

Высшей категории

МАДОУ «Детский сад №130»

Васильева О.Н.

Цель мастер - класса: актуализировать и уточнить знания педагогов о причинах стресса,  познакомить их  с методами, регулирующими психологическое здоровье, возможностью их применения в работе с детьми.

Часть 1: вводная

Цель: настройка аудитории на восприятие информации, привлечение внимания.

 Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие. Для того чтобы вам ясна была цель, окунемся в теорию.

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, одного человека перевернутая чашка – это пустяк, он может быстро всё убрать, а для другого человека – это повод для развода.

Другими словами, стрессор один, а реакция на него абсолютно разная.

Можно разделить стрессоры на три категории.

Первая – это стрессоры, которые практически нам не подвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. Конечно, мы можем нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или плохой погоды, но кроме повышенного уровня артериального давления и концентрации адреналина в кровь, мы ничего не добьемся. Гораздо эффективнее в это время применить техники мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения.

Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять. Это наши собственные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности во взаимодействии с людьми.

Третья категория – события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Сюда можно отнести все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

- Я рекомендую вам прочесть рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Герой рассказа в театре чихнул и обрызгал лысину генерала. От своих переживаний, по поводу произошедшего, он вскоре умер.

Если Вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к этой ситуации.

Упражнение (энергизатор) «Все в ряд!»

Я рада вас всех приветствовать. Для того чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

  • Постройтесь по росту
  • По размеру обуви
  • По алфавиту отчества
  • По дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?

Вывод, к которому приходят педагоги: мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Часть 2: основная

Упражнение «Опыт»

Приглашаю вас присесть  и провести опыт. Представьте перед вами стакан с водой.

Какая вода? (Прозрачная, чистая.)

С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)

Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят блеск в глазах).

Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.)

Теперь добавим краски в этот воображаемый стакан Напомню: это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, которое сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность..

Предлагаю вам способы снижения стрессового состояния.

Упражнение «Массаж».

Наиболее распространённым типом массажа является массаж Шиацу, также известный как точечный массаж. В человеческом теле есть 15 точек, воздействие на которые оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.

  • Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.
  • Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.
  • Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.
  • Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.
  • Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

 Упражнение «Калоши счастья». 

У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.

Педагогам необходимо разбиться на две команды. Будем соревноваться.

Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия:

  • (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
  • (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
  • (барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
  • Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
  • впереди цель (пьедестал с медалью ) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
  • Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
  • Бежит следующий участник.

А теперь ответе для себя, про себя (не вслух)

  1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?
  2. Что вы ощущаете?
  3. Помогали ли вам ваших коллег?
  4. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?
  5. Какие выводы вы для себя сделали?
  6. А в жизни что вам помогает преодолевать препятствия на пути к цели?
  7.  В жизни, вам что труднее всего бывает преодолеть, с чем справиться?

Это наши ресурсы.

Каждому человеку нужны ресурсы – это источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.

Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!

Упражнение «Аплодисменты» (2мин)

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Давайте по аплодируем себе и друг другу.

Часть 3: подведение итогов, прощание

Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

Какие чувства испытывали?

Над чем вы задумались?

Как это пригодиться в будущем?

Итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции,  которые мы сегодня получили от встречи, помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

Закончить наше занятие я бы хотела следующими словами:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Здоровый педагог-здоровый ребенок"

Данная разработка будет интересна как начинающим педагогам-психологам, так и психологам с большим стажем работы....

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: ...

Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»

Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»...

Мастер – класс для педагогов: "Здоровый ребенок"

Цель: диссеминация педагогического опыта по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни...

Мастер-класс "Здоровый педагог - здоровый ребенок!

quot;Эмоциональное выгорание" - характеристика, причины возникновения. Рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции....

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

          Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет:...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

Цели :Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования);Выявить у себя наличие или отсутстви...