Псимхогимнастика
консультация (средняя группа)

Психогимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnastika.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Психогимнастика как способ развития, профилактики и коррекции различных сторон психики детей.

В современной системе психологических наук существует раздел прикладной психологии, который изучает влияние движений на совершенствование работы мозга, на развитие и восстановление природных уникальных возможностей человека. Данное направление представлено Гимнастикой мозга или ещё называют – психогимнастика , программой специально организованных движений, оптимизирующих деятельность мозга и тела для формирования успешного опыта обучения и творческой самореализации личности.      

Упражнения программы позволяют следующие задачи:  

- повышение эффективности обучения за счёт поддержания обучаемого в хорошей физической, эмоциональной и интеллектуальной форме.    

-создание условий для гармоничного физического развития посредством профилактики нервно-мышечных перегрузок, снятия мышечных зажимов, улучшение осанки, походки, раскрепощённости движений.  

-улучшение внимания и координации движений синхронизации работы полушарий головного мозга.  

-профилактика переутомляемости и восстановление работоспособности.  

- улучшение психоэмоционального статуса.  

- повышение стрессоустойчивости и формирование успешного жизненного сценирия.

Психогимнастика - это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Основные достоинства психогимнастики:

-игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

-сохранение эмоционального благополучия детей;

-опора на воображение;

-возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики

-опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

-преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

-снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия  ребенка;

-создание возможности для самовыражения;

-развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Задачи психогимнастики

Если говорить обобщенно, то психогимнастика для дошкольников позволяет решать следующие задачи:

-дети приобретают навыки ауторелаксации;

-обучаются технике выразительных движений;

-тренируют психомоторные функции;

-воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;

-корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;

-избавляются от эмоционального напряжения;

-учатся распознавать эмоции и управлять ними.


Психогимнастика помогает детям:

-адаптироваться в коллективе,

-заводить знакомства и дружить;

-разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;

-научиться демонстрировать и понимать эмоции;

-избавиться от стеснительности,  страхов и прочих неприятностей;

-развить воображение и творческое мышление;

-научиться контролировать свои движения.

  Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир.

 Заниматься психогимнастикой стоит с детьми, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5–3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома. Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста.
Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения. Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают дети.    Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие.    

«Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком? Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».

 

«Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

«Я и мое настроение»

Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлён, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

«Упрямое зеркало»

Взрослый предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало — оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её и т. д. Играть можно парами, меняясь ролями, или всей группой, выполняя упражнения-«перевёртыши», причём каждый сам придумывает своё движение.

«Кувшинчик»

Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.

Дети представляют себя красивым расписным кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Дети наклоняются вперёд и «выливают» из себя то, чего там быть не должно: боль, обиду, злобу.

«Волшебники»

Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Детям предлагается представить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Каждому даётся возможность прибавить другому то, чего (на его взгляд) ему не хватает. Например: «Володе я прибавлю смелости, Алёше ловкости, Маше я прибавлю доброты и т.д.»

«Пирамида любви»

Цель: Воспитывать уважительное отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

Дети сидят по кругу. Воспитатель говорит детям: «Каждый из вас что-то или кого-то любит. Расскажите, кого и что вы любите. Давайте построим пирамиду любви из наших рук.

Дети встают и ложа свою руку на руку предыдущего ребёнка говорят: «Я люблю море», «Я люблю маму», «Я люблю цветы» и т.д. Воспитатель подчёркивает, что пирамида получилась высокая, потому, что мы любим и любимы.      

« Зеркало»    

Цель: проявление творческой активности, развитие воображения, развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действие.  

Предложить детям поиграть в зеркало. Встать парами друг против друга. Решить кто будет человеком, а кто будет зеркалом. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Движения не должны быть слишком быстрыми. Потом поменяться ролями.        

« Передай движение»      

Цель: активизация мышления улучшение настроения, формирование непринуждённости поведения и понимания в общении.

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый находясь в общем кругу придумывает какое-нибудь движение. Например, моет руки и тд. Затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так по кругу, пока все не проснуться и не дойдёт до последнего ребёнка.  

 « Не урони»     

Цель: активизация сенсорного опыта понимания, внимания, чувства ответственности за своё влияние на другого, развитие чувства эмпатии.  

Дети стоят парами лицами друг к другу. У каждой пары в руке карандаш. Детям предлагается вытянуть указательный палец  свободной руки и упереться в карандаш. Детям предлагается синхронно выполнять движения, при этом на уронить карандаш. Далее задача усложняется. Детям предлагается закрыть глаза и выполнять движения синхронно не уронив карандаш.

 

Психогимнастика — очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение. Однако не стоит относиться к ней как к панацее и ждать, что ребёнок преобразится после первого же упражнения, — на всё требуется время, иногда немалое.

Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

-относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;

-каждого ребенка принимать таким, какой он есть;

-не допускать упреков и порицаний за неуспех;

-занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;

-давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;

-развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

-создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;

-постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.