ЗОЖ
календарно-тематическое планирование

Носкова Светлана Валериевна

Формирование основ безопасности жизни

у детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шейбухтовская ООШ»

Дошкольная группа «Звёздочки»

Тематический план

«Формирование основ безопасности жизни

у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Носкова Светлана Валериевна

2017-2018 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Большинство воспитанников проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В городе ведется различное строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.

Цель : способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи :

• сформировать основные правила личной безопасности

• обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей

• развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки

• воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту

Срок провед.

Формы  провед.

Тема

Програмное содержание

Работа с родителями

Сентябрь    1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

Беседа

           Беседа

Подвижные игры

«Осторожно пожар»

 

«Правила поведения на улице».

«Мы на улице»

                  «На дороге»

 Познакомить детей с понятием «Пожар», формировать простейшие знания о действиях при возникновении пожара.

 Познакомить детей с правилами безопасности во время прогулки, формировать знания детей о действиях во время встречи с незнакомыми людьми.

 Закреплять  знания о правилах безопасности  на прогулке,  продолжать формировать знания об опасности общения с незнакомыми людьми.

Познакомить детей с правилами поведения на дороге, познакомить детей с назначением светофора и   правилами перехода дороги на светофоре.

На прогулке игра  «Я и дорога»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Консультация для родителей

Анкетирование «Я и мой город»

       

Выставка литературы

Составление плана-схемы своего двора «Опасные и благоприятные участки для игр во дворе»

Октябрь     1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

Беседа

Чтение книги

Беседа

«Я гуляю  в парке, в лесу»

«Перехо дим дорогу»

     

«Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (Г.П.Шалаева)

«Опасности дома»

Познакомить детей с правилами поведения во время прогулки в парке и в лесу, формировать представления о свойствах ядовитых растений, учить осторожности при контакте с чужими животными (собаками).

Продолжать закреплять знания о правилах  дорожного движения, напомнить правила перехода дороги на светофоре, познакомить с правилами перехода на пешеходном переходе.

Формировать знания «Спички детям не игрушка!»,  продолжать закреплять знания о правилах поведения во время пожара.

Познакомить детей с возможными опасностями в домашних условиях (не включать и выключать  самостоятельно электроприборы, не оставлять включённую воду)

Консультация «Домашние животные в доме», «Ядовитые растения» Изготовление альбома «собака-друг человека»

Изготовление папки-передвижки «Спички детям не игрушка!»

Выставка рисунков

Ноябрь     1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

«Если хочешь быть здоров»

«На дороге»

 «Осторожно, таблетки!»

«Опасности дома».

Вырабатывать представление о необходимости заботиться о своём здоровье, познакомить с правилами  общения людьми  болеющим острыми респираторными заболеваниями

Продолжать закреплять знания о правилах  дорожного движения, напомнить правила перехода дороги на светофоре, познакомить с правилами перехода на пешеходном переходе

Формировать знания об опасности игры с медицинскими препаратами, о приёме внутрь лекарств без контроля взрослых

Познакомить детей с возможными опасностями в домашних условиях (не включать и выключать  самостоятельно электроприборы, не оставлять включённую воду)

Памятка для родителей «Здоровый малыш»

Создание атрибутов для РППС

Консультация «Осторожно, таблетки!»

Создание плаката

Декабрь   1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

Беседа

Чтение книги

«Прогулка зимой»

«На дороге зимой»

«Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (Г.П.Шалаева)

«Опасности дома».

Познакомить детей с правилами поведения во время прогулки на улице в зимний период, формировать представления о правилах безопасности  во время игры на улице зимой.

Формировать представления о знания  правил  дорожного движения, познакомить с особенностями  движения на дороге в зимний период.

Продолжать  формировать знания о правилах пожарной безопасности.

Продолжать знакомить детей с возможными опасностями в домашних условиях , познакомить с  опасностью  игры с режущими предметами (ножи, ножницы и другие предметы)

Консультация

Создание газеты

Информация в уголке для родителей

Папка-передвижка «Опасности дома»

Январь    1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

Беседа

Чтение книги

Беседа

«Мчатся по улице автомобили».

«Ребёнок и другие люди» . (О несовпадении приятной внешности и добрых намерений).

«Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (Г.П.Шалаева

«Опасности дома». «Наши друзья и враги».

Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые),  их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека

Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Продолжать  формировать знания о правилах пожарной безопасности.

Продолжать давать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами.

Создание макета

Консультация

Конкурс рисунков

Создание буклета

Февраль  1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

«Помнить обязан любой пешеход».

«Пожар-это страшное бедствие».

«Если тебя обидели».

 

«Здоровье ребенка Изучаем свой организм».

Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни.

Продолжать объяснять детям причины пожара и обратить внимание на его  последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара.

Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать  им, если тебя обидели незнакомыми люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.

Продолжать давать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.).

Выставка поделок

Памятка для родителей

Консультация для родителей

Информация для родителей

Март        1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

«Проезжая часть».

«Опасные сосульки».

«Если дома ты один» «Рядом вода».

«Осторожно, ледоход!».

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей.

Формировать представления об опасности схода снега и сосулек в весенний период с крыш зданий. Объяснить, почему это может быть опасно. Познакомить с элементарными правилами нахождения на улице в весенний период.

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой).

Дать представление об опасности нахождения возле реки во время ледохода. Объяснить, какие меры предосторожности во время прогулки возле реки следует предпринять.

Конкурс рисунков

Памятка для родителей

Создание книжки-малышки

Выставка рисунков

Апрель    1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май          1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Мониторинг

Мониторинг

(Игра-викторина)

«Проезжая часть».

«Опасности дома».

«Собака бывает кусачей».

«Опасные растения».

«Ребёнок на улице».

«Маленький, да удаленький».

«Как избежать опасности дома».

«Где должны играть дети».

Продолжать знакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей.

Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными.

Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

. 

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя  трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми.

Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир.

Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы.

Диагностика знаний детей о предупреждении несчастных случаев дома.

Диагностика знаний детей о том, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.

Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД

Консультация

Выставка рисунков

Консультация

Навыки безопасного поведения в социуме.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

-«Острые и колющиеся предметы»- рассматривание иллюстраций

-«Электроприборы в доме» - «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.7)

-«Опасные ситуации с опасными предметами»

-составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один»

-правила поведения в группе

-рассказы детей по сделанным альбомам (как пользуются твои родители электроприборами)

Сентябрь

октябрь

Коммуникативная

-рассматривание и чтение «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» К.Ю.Белая

изобразительная

Рисование: Какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, какими умеешь уже пользоваться (соотнести картинки)

Аппликация:-изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?»;

Хранение опасных предметов

Игровая

-«Сказка о двух братьях Иване и Митрофана» «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.5)

-дид. Игра «Опасные ситуации»

Работа с родителями

-беседы о важности данной проблемы

-статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (Безопасность в квартире)

-изготовление для родителей стенда «Что нельзя приносить в детский сад» острые и колющиеся предметы)

-Создание рисунков взрослых на тему «Опасные предметы дома» (план комнаты, где может возникнуть опасность для детей)

Формирование навыков и умений адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

-«Как человек огонь приручил» -«Мы – пожарные»

-«Спасаем своих друзей»

-Пожароопасные предметы Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.55 (загадки)

-Пожар Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.61

Ноябрь

декабрь

Коммуникативная

С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки»

изобразительная

Рисование: -по сказке «Кошкин дом»,

-«Когда бывает добрый, а когда злой огонь»

Игровая

-дид. игра «Огонь - добрый и злой»

-обыгрывание различных ситуаций

Работа с родителями

-статья «Если начался пожар, а взрослых нет дома…»

-статья «Пожарная безопасность на даче»

-« Чему должны научить детей педагоги и родители?» («Пожар в доме»)

- конкурс рисунков «Спички детям не игрушка»

Формирование навыков обращения с животными.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

-«Польза домашних и диких животных»

-«Укусы животных. Что делать?»

-«Контакты с животными иногда бывают опасны!

Январь

февраль

Коммуникативная

Чтение «Безопасность»

Авдеева Н.Н.

-Приключение Стобеда

изобразительная

Рисование: -по сказке «Кошкин дом»,

Игровая

-п/игра «Лохматый пес»

-дид. игра «Кому что нужно»

-Третий лишний и почему.

Коструирование

-совместное создание плаката «Осторожно, злые животные!»

Работа с родителями

-Статья «Домашние животные в доме»

- изготовление альбома «собака-друг человека»

Формирование у детей навыков и умений вести себя правильно в окружающей среде и беречь её.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

-Экскурсии в лес, на берег реки.

-«Если бы я был лесником…»(придумать 3 дела, которые можно осуществить в лесу)

-«Кто живет в грибном домике»

- «Отдых на природе» - правила поведения в лесу ,уборка после пикника.,

-рассматривание ядовитых и лекарственных растений.(«Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.15,20)

-Грибы: съедобные и несъедобные»

-рассматривание плаката «Грибы» - беседа

-явления природы – рассматривание иллюстраций деревьев, в которое реже ударяет молния.

(«Твоя безопасность»

К.Ю. Белая)

-составление рассказов по теме : «Что может произойти, если соберешь ядовитые растения, грибы, ягоды?»

Март

апрель

Коммуникативная

- Чтение энциклопедии о ядовитых грибах и ягодах

-Чтение «Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река»

-Чтение «Два леса»

изобразительная

Рисование: -съедобные и несъедобные грибы

-раскрась ядовитые ягоды

-изготовление плаката «Два леса»

-заготовки животных, птиц, деревьев для изготовления Поляны

Музыка

-«Слушание звуков природы- шум ветра, журчание плеск воды, шум дождя, треск огня в костре, звуки раскатов грома и т.д.- продолжить ситуацию, что может случиться после этих явлений природы.

Игровая

-загадки о грибах и ягодах.

Свободная тема работы- «Что можно сделать из природного материала?»

-рассмотри рисунок и найди безопасное место в лесу, в поселке , в поле.

(«Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.12)

-Что лишнее? (классификация)

-дид.игра «Беречь и охранять природу», «Одень по погоде» дид. игра «Кому что нужно»

-Третий лишний и почему.

Конструирование

- Сбор природного материала Изготовление и прорисовывание дорожных знаков

-аппликация «дорожные знаки»

– изготовление из природного материала

- Лепка грибов и ягод

-аппликация – Рассели по лесам. Макет «Поляна»

Работа с родителями

-статья «Пожарная безопасность в лесу»

-Конкурс «Оригинальная поделка из природного материала

-фотовыставка «Моя семья на природе»

Формирование навыков правильного поведения на улицах города.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательно-исследовательская

В общественном транспорте Цель: Ознакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.

-Дорожные знаки Цель: научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

(Пешеходная дорожка, пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, дорожные работы и другие.)Н.Н.Авдеева с.117 «Безопасность»

-Игры во дворе дома Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома ,научить их необходимым мерам предосторожности Н.Н.Авдеева с.122 «Безопасность»

-«Для чего нужен жезл» чтение «Влиятельная палочка!»

Правила дорожного движения.

-«О шлагбауме» «Три сигнала светофора»

-Знаки дорожного движения - Предупреждающие, Запрещающие,Предписывающие, Информац-указательные»

- «Придумываем названия улицам»

Рассказы детей о том, что видели во время прогулок

Май

Коммуникативная

-«Дорожные знаки»

Ц.знакомство с дорожными знаками, о назначении светофора.

-«Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»Ц.ознакомить с опасными ситуациями, возникающими на тротуарах, меры предосторожности. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.19.

*Анализ ситуаций: определить , кто в первую очередь должен уступить место другому. Например, если едут:

  • Молодой человек и инвалид
  • Мальчик школьного возраста и женщина с сумками
  • Молодой человек и молодая женщина
  • Молодая женщина, мальчик и старушка.

– во всех случаях обосновать свои ответы;

-«Как веселые человечки учили веселую азбуку.

-«Если бы…»

-«Правила дорожногоДвижения»

«Моя улица»С.Михалков

«Велосипедист»С.Михалков(заучивание)

Рассматр. альбомов по правилам дорож.движ-я

-«Мяч» С.Маршак(Заучивание); -«Тайны дорожных знаков»

-придумать свои ситуации

изобразительная

Рисование: -Выставка рисунков «Наши дороги»

Игровая

-дид. игра «Дорожные знаки»

-«Угадай, какой это знак запрещающий или указательный?»

-«Узнай что за здания?» (предприятия нашего поселка)

с/р игра «Машины» (используя модули).

-«Авария на дороге»

-К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся?

Конструирование

Изготовление жезла регулировщика из картона

-Изготовление и прорисовывание дорожных знаков

-аппликация «дорожные знаки»

Работа с родителями

Анкетирование «Я и мой город»

-Составление плана-схемы своего двора «Опасные и благоприятные участки для игр во дворе»

Выставка литературы