Проект "Если хочешь быть здоров"
проект (подготовительная группа)

Щербакова Майя Владимировна

Также в этом учебном году совместно с инструктором по физической культуре разработала и реализовала проект по здоровьесбережению  детей «Если хочешь быть здоров!». Цель проекта: совершенствования здоровьесберегающей модели педагогического процесса. Результатом реализации проекта стало:снижение уровня заболеваемости детей; повышение уровня знаний родителей по формированию здорового образа жизни;  пополнение физкультурного и музыкального зала, музыкальных центров в группах нетрадиционным оборудованием для дыхательной гимнастики; оформление фотовыставки «Мама, папа, я – спортивная семья»; проведение городского спортивного праздника «Чайковский     спортивный».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_hochesh_byt_zdorov.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ   32 «Зоренька»

Проект

по здоровьесбережению

тубинфицированных детей

«Если хочешь быть здоров!»

                                     Инструктор по физической культуре

Кулакова К.Э.

                                                       Музыкальный руководитель

                                                       Щербакова М.В.

2017 г.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект здоровьесбережения «Если хочешь быть здоров»

Вид проекта

Практико-ориентированный

Основание

для разработки

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21.09.2017г.

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

"Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

ФГОС (проект)

Назначение проекта:

Проект направлен на становление ценностного отношения к  здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию тубинфицированных детей; определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации; раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.

Сроки реализации проекта

Период реализации с1 октября 2017 по 31мая 2018г.: долгосрочный.

Цель проекта

Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья тубинфицированных детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирования привычки здорового образа жизни.

Задачи проекта

1.Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

2.Осуществить выбор и внедрение новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с учетом особенностей тубинфицированных  детей в ДОУ.

3. Осуществлять  профилактику заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний

5.Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по вопросам здоровьесбережения.

6.Разработать план работы, включающий наиболее эффективные формы сотрудничества с семьёй.

Объект проекта

Санаторные группы МБДОУ № 32

Субъекты проекта

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители

Разработчики проекта

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Введение 

     Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости и смертности приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции. На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную этиологию. К их числу принадлежит туберкулез. Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации привело к критическому росту взрослой и детской заболеваемости туберкулезом. Есть основания полагать, что и в будущем, если не будут предприняты радикальные меры, эта негативная ситуация  сохранится. Уже сейчас она несет в себе реальную угрозу здоровью народов России. По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети дошкольного возраста.

Актуальность проекта

        По данным статистики, каждый третий ребенок дошкольного и школьного возраста в России является тубинфицированным. Тубинфицированность означает носительство туберкулезных палочек в здоровом организме. Такой ребенок не болен и не опасен для окружающих, но в случае снижения иммунитета риск развития у него заболевания резко возрастает. Физическое и психическое состояние детей с туберкулезной интоксикацией отличается от их сверстников: нервная возбудимость, быстрая утомляемость, плохой аппетит, что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Эти проблемы, как показывает практика, влияют на успешность обучения и адаптацию ребенка к школьным нагрузкам.

Цель: Создание условий для оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией через применение современных здоровьеразвивающих методик и технологий по музыкальному и физическому воспитанию.

Проблема

Как укрепить и сохранить здоровье тубинфицированных детей?

Как привить их семьям навыки здорового образа жизни?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

  Без помощи со стороны семьи оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по – иному взглянуть на здоровье и физическое развитие тубинфицированных детей.

Условия реализации проекта:

  • физкультурный зал оснащен современным спортивным инвентарем (гимнастические стенки, батуты, различные тренажёры, большие ортопедические мячи и т. д.);
  • в санаторных группах оборудованы центры двигательной активности, расширены площади для двигательной деятельности детей, имеются бактерицидные лампы;
  • дидактический материал и пособия по ОБЖ и ЗОЖ_(плакаты, макеты, модели, наглядно-демонстрационные пособия);
  • в музыкальном зале имеются духовые музыкальные инструменты, нетрадиционное оборудование для развития дыхательной системы, создана картотека игр и упражнений на развитие дыхания.
  • соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
  •              спортивный участок содержит спортивную площадку, беговые дорожки,      гимнастические стенки, дуги для подлезания.
  • наличие теоретических и практических знаний у педагогов. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
  • индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту
  • создание условий для эмоционального благополучия (уголки уединения…)
  • создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
  • активное сотрудничество с семьей.
  •   развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса с дыханием, координация движений и ориентировка в пространстве

 С целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей, используются различные формы оздоровления: точечный массаж, самомассаж,  музыкотерапия, а также игровые методы и приемы регуляции эмоциональных состояний и поведения детей;

                С целью совершенствования здоровьесберегающей модели педагогического процесса, улучшения состояния здоровья детей педагогический коллектив продолжает систематизировать деятельность всех участников образовательного процесса по внедрению новых форм оздоровления детей.

                     Ожидаемые результаты 

1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей санаторных групп.

2. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; повышение иммунитета). 

3. Сформированные представления о здоровом образе жизни у всех участников образовательного проекта.

4. Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.

5. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ: картотеки игр, упражнений, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации.

             Средства реализации проекта

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки; знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению здоровья детей.

Самомассаж

Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желёз, что положительно влияет на обмен веществ. Массаж приятен детям, вызывает бодрое настроение, побуждает к активности. Массажным приёмам как средству физической культуры можно обучать, начиная с дошкольного возраста. Необходима определённая система игр-занятий, которая позволяет познакомить со способами самомассажа и обеспечить применение этих способов в процессе их самостоятельной деятельности.

Закаливание

Закаливание – важное средство, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влиянием окружающей среды. Закаливание – это система тренировок физическими природными и искусственными факторами, направленная на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающего. Основные виды закаливания:воздушно-солнечные ванны и босохождение.

В процессе закаливания у детей закрепляются привычки, положительно влияющие на здоровье детей, воспитывающие у них ряд ценных качеств.

  • Постепенный переход к восприятию контрастных видов с учётом эмоциональной положительной реакции детей;
  • Привычка принимать закаливающие процедуры  должна формироваться на фоне приятных эмоций, чтобы всё воспринималось как весёлая игра, а не как тяжкая обязанность, поэтому при проведении закаливающих процедур, мы используем музыкальные средства.

Физические упражнения

Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребёнка. Используются ,начиная с раннего возраста в групповой и индивидуальной форме, во время утренней гимнастики, в НОД, физкультминутках, праздниках и т.д. Физические упражнения имеют ряд особенностей и проводятся для: формирования осанки (укрепляются мышцы); развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму, межрёберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук, плечевого пояса, туловища, шеи, для ног); для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и времени).

Музыкальное воспитание

        Благотворное влияние  на организм детей оказывает музыкальное воспитание. Музыкальное сопровождение  эмоционально обогащает любое занятие, так как средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные оттенки реакций в движениях, развивают художественную и психологическую сферу.         Музыкально-оздоровительная работа в санаторных группах – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Музыкальный центр

 Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в санаторной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.

Дыхательная гимнастика.

Голос звучит беспрепятственно, объёмно и ровно только при физиологически правильном  дыхании. Задачи, поставленные нами для профилактики заболеваний органов дыхания: повышать общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;

развивать дыхательную мускулатуру, улучшать вентиляцию и кровообращение в лёгких

отработать механизм физиологически правильного речевого и певческого дыхания.

В своей работе планируем изучить и внедрить кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательную гимнастику А.Стрельниковой, которая оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Технология  игрового массажа М. Картушиной, А. Галанова, А. Уманской повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Здоровьесберегающие технологии (артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, В. Цвынтарного, Т. Куликовской способствуют тренировки мышц речевого аппарата. оздоровителные и фонопедические упражнения В. Емельянова, М, Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга

         Педагогически правильное применение физкультурных и музыкальных занятий способствуют успешному развитию физических и духовных сил ребёнка.

Формы работы: занятия, утренняя гимнастика и музыкальная разминка, физкультурные и музыкальные праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность, самостоятельная физкультурная и музыкальная деятельность.

Алгоритм совместной оздоровительной работы ДОУ и семьи

  • анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
  • создание в ДОУ и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей;
  • ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОУ;
  • обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др.;
  • организация совместных праздников, мероприятий;

Результаты реализации проекта

1. Снижение уровня заболеваемости детей.

2. Повышение уровня знаний родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

4.  Пополнение физкультурного и музыкального зала нетрадиционным оборудованием для дыхательной гимнастики, спортивных уголков в группах нестандартным спортивным оборудованием и инвентарём.

5. Оформление фотовыставки «Мама, папа, я – спортивная семья».

Описание проекта

● Создать творческую группу;

● Разработать план реализации проекта;

● Провести семинар-практикум для родителей «Массажные игры с детьми»

● Подготовить консультации для родителей на темы: «Игровые упражнения, направленные на укрепление дыхательного аппарата, формирование здоровья и физической культуры тубинфицированных дошкольников», «Самомассаж – это весело и полезно!»

● Провести анкетирование родителей по ЗОЖ;

● Подготовить необходимое спортивное оборудование и атрибуты физкультурного зала

Информационные ресурсы

1.  Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 384 с. (Программа развития). С. 3-6

2. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.  М.Н.Щетинин – Айрис-пресс, 2007.

3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;

4. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.

5. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.

6. Филиппова С.О «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.

7. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.

8. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011.

9. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.

10. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е.В.Михеева.

11. Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

12. Здоровье современных дошкольников. авт. М.А.Руднова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если хочешь быть здоров...

На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......

"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.

Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

конспект занятия « Если хочешь быть здоров!»

Цель:   применение здоровьесберегающиих  технологий и игровых приёмов в воспитательно – образовательном процессе. Задачи: •    Приобщить дошкольников к здоровому обра...

Проект "Если хочешь быть здоров!"

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас н...

Конспект занятия по валеологии "Если хочешь быть здоров"

Конспект занятия по валеологиина тему «Если хочешь быть здоров»Подготовительная к школе группаЦель: Сформировать у детей мотивы самосохранения. Вызвать желание забот...

Если хочешь быть здоров...

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Одной из первостепенных зада...