Картотека « Малоподвижные игры»
картотека

Петрова Елена Владимировна

Картотека « Малоподвижные игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр образования №1»

Картотека « Малоподвижные игры»

Подготовила : Петрова Е.В.

Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является:

  • снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
  • снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений руки ног;
  • развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
  • укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
  • ориентировка в пространстве;
  • формирование и закрепление двигательных умений;
  • получение удовольствия и создание хорошего настроения;
  • сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна.

Спецификой данного вида игр являются: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры), темп, в котором она ведется (медленный), количество повторений движений (3–6 раз).

 Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.

«Береги руки» (5-7 лет)

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга. Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх.

По сигналу воспитателя: «Береги руки» - водящий старается коснуться ладоней одного из играющих. Как только стоящий по кругу заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда будет 2-3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

«Будь аккуратным» (5-6 лет)

Воспитатель в произвольном порядке бросает мячик играющим. Поймавший мяч, возвращает его, называя предмет, который помогает быть чистым, аккуратным, следить за собой.

«Вершки и корешки» (4-7 лет)

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре или перед шеренгой стоит воспитатель с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя вершки или корешки, например.

Воспитатель: Баклажаны

Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно). Воспитатель: Редька.

Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) Воспитатель: Капуста.

Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) Воспитатель: Картофель.

Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) Воспитатель: Клубника.

Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) Воспитатель: Чеснок.

Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно)

Воспитатель: Огурцы. Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно)

Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

«Волшебное слово» (5-7 лет)

Ведущий показывает различные движения и обращается к играющим детям со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки», шагайте на месте….»и т.д. Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит из игры.

«Ворота» (4-6 лет)

Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «ворота» останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами - и становится впереди. Игра продолжается.

«Все наоборот» (6-7 лет)

Дети стоят лицом к взрослому, который ритмично меняет положение рук, и делает те же движения, только наоборот. Например, взрослый поднимает руки, а дети опускают. Взрослый отводит руки назад - дети протягивают руки вперед.

Предлагаем такие варианты движений (взрослый - дети):

-поднять руки вверх – опустить вдоль туловища;

-руки вытянуть вперед –отвести назад, за спину;

-руки опустить вдоль тела – поднять вверх;

-руки отвести назад – вытянуть вперед;

-правая рука вверху, левая внизу – правая внизу, левая вверху.

«Горячие руки» (5-7 лет)

Водящий встает в круг. Стоящие вокруг него играющие поднимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх.

Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Играющие, спасаясь, быстро опускают руки. Кого водящий осалит, тот идет водить.

Если играющих много, водящими могут быть два, три человека. Играющие могут и не убирать, а поворачивать их ладонями вниз.

Игра проходит живее, когда водящий пытается быстро перемещаться по кругу в разных направлениях.

«Делай наоборот» (6 -7 лет)

Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, воспитатель выполняет наклон вправо, а дети - наклон влево; воспитатель делает шаг вперед, а дети - шаг назад и т. д.

«Если нравится тебе …..» (6-7 лет)

Дети, стоя в кругу и произносят слова:

Если нравится тебе, то делай так – (два хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так – (два хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то делай так – (два хлопка в ладоши).

Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: «ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения. В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее. Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.

«Жучек» (4-7 лет)

Дети строятся в круг, в центре круга водящий – жучок – сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

 - Жучок-паучок,

Тоненькие ножки,

 Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

 На ноги поставили.

 Игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги.

 -Танцевать заставили.

 Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь!

 Паучок танцует и выбирает следующего водящего. Игра повторяется.

«Запрещенное - движение» (6-7 лет)

Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с ними, какое движение нельзя делать, например: присесть, захлопать в ладоши, помахать руками. Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны в точности повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра. Неожиданно воспитатель показывает запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит его, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение по собственному усмотрению.

Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед, они должны два раза хлопнуть в ладоши.

«Капуста - редиска» (4-6 лет)

Взрослый договаривается с ребенком, что при слове «капуста» нужно поднять руки вверх, а при слове «редиска» –хлопнуть в ладоши. Затем взрослый в произвольном порядке говорит эти два слова, а ребенок

выполняет команды. Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного слова (например «морковка» - прыжок на месте).

«Краски» (5-7лет)

Дети выбирают «хозяина» и двух «покупателей», все остальные игроки – «краски».

Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится:

-"Тук-тук!"

- "Кто там?"

- "Покупатель."

- "Зачем пришѐл?"

- "За краской".

- "За какой?"

- "За голубой".

Если голубой краски нет, хозяин говорит:

"Иди по голубой дорожке,

Найди голубые сапожки,

Поноси да назад принеси"!.

Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе.

Идѐт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется.

"Колпак мой треугольный" (6-7 лет)

Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово, колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.

Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.

«Кружочек» (5-7 лет)

Играющие ходят хороводом и говорят:

Кру-кру-кружочек,

Сыграй во рожочек,

Раз, два, три –

Таня, перевернись ты!

Названная по имени девочка (мальчик) должна перевернуться. Игра продолжается.

«Кто ушел?» (5-7 лет)

Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5—6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

«Лево - право!» (6-7 лет)

Дети сидят на стульях кружком. В центре – водящий с мячом. Водящий бросает мяч одному из детей. Если он при этом кричит «Бери!», то ловящий мяч должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало - «Отдай!», нужно назвать имя соседа справа. Кто ошибется, сменяет ведущего.

«Летает – не летает» (4-7 лет)

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

«Людоед» (6-7 лет)

Выбирают «людоеда». Ему завязывают глаза, и он садиться на стул. Остальные игроки становятся в цепочку и, по очереди проходя перед людоедом, должны коснуться его колена. Людоед пытается поймать за руку игрока. Кого поймал, тот становится людоедом.

«Лягушка» (5-7 лет)

Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола.

Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускоре

«Мартышки» (4-7 лет)

Воспитатель говорит слова, а дети выполняют движения согласно тексту.

Мы – веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру 3. –

Все с гримасами замри!

«Найди и промолчи» (5-7 лет)

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если он сказал

правильно, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

«Низко – высоко» (5-7 лет)

Дети стоят по кругу. Взрослый говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу:

«Высокие» - поднимайте руки вверх;

«Низкие» - приседайте и руки опускайте;

«Широкие» - делайте круг шире;

«Тонкие» - делайте круг уже.

Игра будет веселее, если взрослый будет стараться запутать детей.

«Найди мяч» (6-7 лет)

Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий по назначению воспитателя становится в середину круга, это - водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч. С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной. Играющий, стоящий внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить каждого из играющих показать свои руки - сказав ему: «Руки». По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями кверху. Тот , у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а на его место идет водящий.

«Отдай честь!» (6-7 лет)

Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

«Овощи и фрукты» (4-6 лет)

Дети стоят в шеренгу или врассыпную по залу. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам - поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

«Ровным кругом» (4-7 лет)

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря слова стихотворения:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и др.

«Пять имѐн» (5-7 лет)

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперѐд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имѐн.

Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

«Рожки да ножки» (6-7 лет)

Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх – это рожки.

Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз – это ножки.

Одна рука показывает рожки, вторая - ножки. Затем руки одновременно меняются ролями.

«Свободное место» (5-7 лет)

Играющие сидят по кругу. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три - беги! » - бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Затем воспитатель вызывает двух детей, и игра повторяется.

«Светофор» (4-6 лет)

Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелѐного и жѐлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жѐлтый – встают, на зелѐный – маршируют на месте.

Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жѐлтый – продвигаются в присяде, зелѐный – прыгают на носках.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберѐт меньше штрафных очков.

«Сиди, сиди, Яша» (5-7 лет)

В центре круга ребенок с завязанными глазами. Все остальные, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова: «Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом. Грызи, грызи, Яша, Орешки коленные, милому дареные». Дети останавливаются и хлопают в ладоши: «Чок, чок, пятачок, Вставай, Яша – дурачок», – ребенок водящий встают и медленно кружиться внутри круга. «Где твоя невеста, В чем она одета, Как еѐ зовут и откуда привезут» С последними словами «Яша» идет вперед к детям, выбирает любого, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

«Съедобное - несъедобное» (5-7 лет)

Дети стоят в кругу. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч играющему. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные

предметы, мяч не ловится. Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово и бросает мяч ребенку.

«Тик – так – тук» (5-7 лет)

Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель подает сигнал «Тик», тогда все делают наклоны влево-вправо; по сигналу «Так»- останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

«Три, тринадцать, тридцать» (5- 7 лет)

Игроки выбирают водящего. Играющие дети становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий - в середине круга. При проведении игры впервые, желательно, чтобы водя-щим был воспитатель.

Педагог объясняет, что если он скажет: «Три», - все играющие ставят руки в стороны; если он скажет: «Тринадцать», - все ставят руки на пояс; если он скажет: «Тридцать», - все поднимают руки вверх (можно выбрать любые движения).

Воспитатель быстро называет то одно, то другое движение. Игрок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда останутся 1—2 игрока, игра заканчивается, они являются победителями.

«Тишина» (3-5 лет)

Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:

«Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши».

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 с).

«У меня, у тебя» (4-6 лет)

У меня (воспитатель показывает руками на себя),

У тебя (разводит руки, показывает на соседей)

Блестящие глазки (сопровождает показом),

У меня, у тебя — чистые ушки.

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.

У меня, у тебя аленькие губки,

У меня, у тебя розовые щечки.

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Малоподвижные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Подвижные игры широко используются в детском саду, однако малоподвижные используют реже в связи с их малочисленностью. Данная картотека - это первая часть цикла малоподвижных игр....

Картотека "Малоподвижные игры для детей среднего дошкольного возраста"

Катотека для предназначена для среднего дошкольного возраста...

Картотека малоподвижных игра для детей старшего дошкольного возраста

Картотека малоподвижных игра для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека малоподвижных игра для детей старшего дошкольного возраста

Картотека малоподвижных игра для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека "Малоподвижные игры в старшей и подготовительной группах по ФГОС"

Подборка малоподвижных игр в старшей и подготовительной группах...

Картотека "Малоподвижные игры для малышей"

Картотека "Малоподвижные игры для малышей"...

Картотека "Малоподвижные игры для дошкольников"

Основные цели игр - снятие общего утомления, моторной напряженности; сохранение и укрепления здоровья; развитие внимательности и сообразительности....