КГН
статья

привитие гигиенических навыков малышам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn_1.docx18.32 КБ
Файл samoobsluzhivanie_1.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на формирование культурно- гигиенических навыков

"Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребёнку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребёнку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребёнка.

"Сделаем лодочки"

Цель: учить ребёнка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребёнка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  • засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
  • открыть кран;
  • сложить ладони рук "лодочкой";
  • подставить руки под струю воды;
  • закрыть кран;
  • вытереть руки полотенцем.

Затем ребёнку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребёнка на положение рук.

"Умывалочка"

Цель: учить ребёнка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребёнка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребёнку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

«Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!»

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребёнок, посмотри на себя в зеркало!"

"Делаем прическу"

Цель: учить ребёнка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребёнку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребёнка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребёнку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребёнка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Фонтанчики"

Цель: учить ребёнка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребёнка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

«Наберем водичку в рот –  пусть фонтанчик оживет!»

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребёнку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребёнка.

"Кукла заболела"

Цель: учить ребёнка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

«Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!»

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

"Носики-курносики"

Цель: учить ребёнка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

«Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).»

Взрослый просит каждого ребёнка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребёнка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребёнка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребёнку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребёнка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребёнку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!»

В конце игры взрослый хвалит ребёнка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребёнка.

"Почистим зубки"

Цель: учить ребёнка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребёнка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребёнку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

«Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!»

В конце игры взрослый вместе с ребёнком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребёнка.



Предварительный просмотр:

Игры на формирование навыков самообслуживания

"Приведи куклу в порядок"

Цель: формировать у ребёнка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребёнка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребёнку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

"Оденемся на прогулку"

Цель: учить ребёнка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Оборудование: одежда ребёнка.

Ход занятия: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребёнок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

"Найди пару"

Цель: учить ребёнка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.

Ход игры: взрослый вводит ребёнка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребёнку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.

Далее взрослый предлагает ребёнку примерить Маше найденную обувь.

"Оденем кукол"

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

"Обед у кукол"

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребёнка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребёнку посадить кукол за стол и угостить обедом.

"Убери со стола"

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребёнку дается возможность действовать самостоятельно.

"Вымой посуду"

Цель: формировать у ребёнка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребёнка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребёнку предлагается вымыть свою тарелку.

"Подготовь постель ко сну"

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребёнка расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

"Почистим туфли"

Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

«Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

Будут чистыми они - раз, два, три!»

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

        "У нас порядок"

Цель: вызвать у ребёнка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.