Коррекционная работа детьми с особыми возможностями здоровья через образовательные области программы дошкольного образования.
консультация по коррекционной педагогике

Васина Людмила Александровна

 Вся работа направлена на возможную реабилитацию личности в целом: развитие эмоциональной сферы, развитие экспрессивной и импрессивной речи, мышления, сенсорного развития и предметной, орудийной деятельности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._v_fgos_-onlayn.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

. Коррекционная работа детьми с особыми возможностями здоровья через образовательные области программы дошкольного образования.

Образовательная область

«Социально-

коммуникативное развитие»

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

-формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и

позитивного отношения к себе;

-формирование навыков самообслуживания;

-формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно, но относиться к

ним;

-формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

-формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных

видов детской деятельности и в свободном общении.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с

ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

-в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

-в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

-в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и

правилам взаимоотношений;

- в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами

ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

-формирование и совершенствование перцептивных действий;

-ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

-развитие внимания, памяти;

-развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной

функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка.

Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному

развитию необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов

детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

-формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

-формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции —развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

-формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

-развитие словаря.

-формирование грамматического строя речи.

-развитие связной речи.

-формирование элементарного осознания явлений языка, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими

связями между различными единицами языка.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация,

конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является

чтение художественной литературы. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность

общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт. Чтение художественной литературы имеет

коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Образовательная область

«Художественно-

эстетическое

развитие»

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной

деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ

сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Основные направления работы с детьми в данной образовательной области: «Художественное творчество».

Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными

возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете.

Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

«Музыкальная деятельность». Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных

инструментах. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо

уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха), танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).

         Вся работа направлена на возможную реабилитацию личности в целом: развитие

эмоциональной сферы, развитие экспрессивной и импрессивной речи, мышления, сенсорного развития и предметной, орудийной деятельности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья

В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   де...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

       Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество....

Сборник нетрадиционных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Сборник адресован педагогам ДОУ, учителям-логопедам, педагогам-психологам для внедрения данных методов и приёмов в практическую деятельность в процессе организации совместной деятельности с детьми, во...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с особыми возможностями здоровья

Конспект непосредственной образовательной деятельностис детьми с особыми возможностями здоровья...

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В данной статье определяется влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду...

Консультация для педагогов "Использование технологии "Бодиперкуссия" в работе с детьми с особыми возможностями здоровья"

Консультация для педагогов "Использование технологии "Бодиперкуссия" в работе с детьми с особыми возможностями здоровья"...